Ремонт мотора - это просто!
Нужно только знать как это сделать!
Появилось свободное время, и из спортивного интереса занялся ремонтом двух сгоревших моторов.
В обзоре отразил весь путь перемотки, в т.ч. и неудачные моменты. Думаю, что симптомы неудачных опытов перемотки пригодятся для желающих отремонтировать свои сгоревшие моторы.
Первый мотор -бесколлекторный мотор KDA2215M Паркфлаер.
Вскрываем мотор, в одном месте явно видна поджаренная изоляция.
Для снятия сердечника с обмоткой используем промышленный фен, температура нагрева 230 С0.
При разборке выкрутилась и втулка, на которую насаживается сердечник.
Намотка выполнена проводом 0,2мм х 5жил, соединение обмоток - треугольником.
Мотор имеет 12 зубов и 14 магнитов.
Пытаемся снять обмотку. Не совсем получается – она залита компаундом, судя по всему - эпоксидка. Здесь очень помог Dremel Паркфлаер.
Аккуратно пропиливаем обмотку в зазорах между железом. Затем удаляем остатки обмоток при помощи скальпеля и плохого русского языка. На удаление старой обмотки я потратил более 2-х часов.
Как я уже сказал, намотка выполнена проводом 0,2мм х 5 жил.
Считаем площадь сечения одного провода: S=ПR2
S=3,14*0,1*0,1=0,0314 мм2
С учетом 5-ти жил:
Sобщ=0,0314 мм2*5=0,157 мм2
В наличии был провод диаметром 0,33, 0,45 и 0,5 мм. Сечение провода следующее:
S0.33=0,0854 мм2
S0.45=0,1589 мм2
S0.5=0,1962 мм2
Выбираем провод 0,5мм.
Опущу теорию - в интернете достаточно ресурсов по перемотке моторов. Вот некоторые из них.
http://penolet.ru/content/110 - информативная статья по перемотке мотора от нашего соотечественника.
http://aviamodelkastr.narod.ru/content/articles/01/01.htm - еще один хороший обзор от нашего умельца.
http://watman.od.ua/wiki/_media/brushless_motor.pdf - инструкция по намотке мотора от Komodo Hobby (на английском языке).
http://www.bavaria-direct.co.za/models/motor_info.htm - импортный сайт по моторам.
http://www.translate.ru/siteTranslation/autolink/?direction=gr&template=General&sourceURL=http://www.powerditto.de/Bewickeln.html - очень познавательный ресурс - помощь от alldn.
Хотелось бы остановится на различиях в соединениях треугольником и звездой.
Треугольник против Звезды - из расчета, что диаметр провода и количество витков остается неизменным.
- Треугольник дает в 1.73 раза больше мощности и значение тока, чем Звезда.
- Обороты на Треугольнике в 1.73 раза больше, чем на Звезде, но крутящий момент меньше.
- При соединении Звездой, в 1.73 раза меньше витков нужно намотать, для достижения той же мощности и оборотов, что и по схеме Треугольник.
Итак, мотаем по схеме LRK проводом диаметром 0,5 мм, по схеме, приведенной ниже.
Для удобства в работе пронумеруем зубья сердечника.
Поначалу я промаркировал каждый конец обмотки, но потом понял, что проще сразу собирать из обмоток треугольник.
Припаиваем силовые провода.
Закрепляем обмотку при помощи такого клея.
Собираем мотор.
Смотрим результат на видео.
Работает, но непонятно как работает. В чем причина нестабильной работы – неясно.
Разбираем мотр, снимаем обмотку. Попробуем намотать по методу DLRK.
Пробуем запустить мотор еще раз.
Разобрал, перемотал. Все обмотки мотал в одном направлении, по часовой стрелке. Схема LRK. Смотрим.
Долго ломал голову, почему мотор не хочет работать и что может быть причиной.
Выяснилось, что ошибка кроется не в направлении намотки (здесь все было сделано правильно). Ошибка заключалась в неверном соединении начала и конца обмоток на каждом зубе. Т.е. правильная процедура намотки следующая: складываем намоточный провод пополам и начинаем мотать каждый зуб от центра.
В первых ошибочных вариантах я перематывал так: сначала наматываем обмотку на один зуб, затем этим же проводом (концом обмотки) начинаем мотать следующую обмотку (рисунок D).
Вот схема, по которой намотан мотор.
Та же схема, но в другой раскладке. Обратите внимание: черные точки - это начало каждой обмтотки.
После перемотки по варианту «С» мотор закрутился как надо.
Второй мотор - импеллерный бесколлекторник ADH300L Паркфлаер.
Он устанавливается на вот такой импеллер Паркфлаер.
С этим мотором заморочек было гораздо меньше: обмотки не были залиты компаундом и заработал он сразу после первой перемотки.
Начнем по порядку.
Разбираем импеллер. Запаха горелой изоляции, как ни странно, нет.
Мотор имеет 6 магнитов и 9 зубов.
При детальном осмотре выяснилось, что имеется коротыш на силовых проводах на входе в корпус мотора, а также обгорание изоляции на двух смежных обмотках - межвитковое замыкание.
Каждый зуб намотан проводом 0,24мм х 5 жил, 6 витков. Обмотки собраны треугольником.
Новая обмотка будет намотана проводом д.0,5 мм, соединение по нижеприведенной схеме.
Первая обмотка.
Перемотанный мотор.
Результат перемотки мотора на видео.
В сборе с импеллером.
Для желающих попробовать свои силы в самостоятельном изготовлении мотора в продаже есть набор для сборки мотора HXT 2730 DIY kit Паркфлаер. DIY - Do It Yourself - по-русски значит Сделай сам!
Впервые статья увидела свет на RC-Aviation.ru
Удачи в творчестве.
- Треугольник дает в 1.73 раза больше мощности и значение тока, чем Звезда.
......
- При соединении Звездой, в 1.73 раза меньше витков нужно намотать, для достижения той же мощности и оборотов, что и по схеме Треугольник.
Объясните пожалуйста, как это выходит? Ведь всем известную формулу мощности еще ни кто не отменял. P=V*A. Или я что то непонимаю?
выводится просто по сопротивлению обмоток,
не забыли еще что безколлекторник по сути биполярный шаговый двигатель( то есть регулятор переключает полюсы батареи то на одну то на другую фазу (ВЫВОД))
Так вот при подключении полюсов батареи к фазам А(+) В(-) сопротивление при звезде будет Rа+Rв=2R а при треугольнике ((Rа+Rв)*Rс)/(Rа+Rв+Rс)= 2/3R вот такие пироги,
но на самом деле все это ерунда мощьность двигателя зависит от мощности магнитной системы. если пихать больше чем может пропустить якорь/ротор якорь войдет в насыщение и провода будут тупо грется в режиме КЗ.
Вобщем курите теорию электрических машин.
А если сопротивление провода равно нулю (сверхпроводник), то как быть с вашими рассуждениями? Какие тогда будут пироги?
Заодно: беСколлекторник, мощность, гретЬся, в общем.
А граматику отнесите филологам....., я - анжинер (энергетик если чё) (даже ведущий зачем-то - ГЫ-ГЫ-ГЫ)
Для начала - останемся на вы, До брудершафта далеко!
А со школы вы не дружите не только с русским языком. Это, кстати, стало почти закономерностью - если одна наука не даётся, то и в других - пробелы.
Так вот, мой юный друг, мой вопрос касался именно понимания процессов, которые происходят в электрических машинах. Вы тут предлагали "курить" теорию электромашин, а я её преподавал! И таким, как вы для начала ставил трояк, в надежде, что люди включат мозг и поймут, что сопротивление обмоток влияет не на мощность, а лишь на КПД. Теоретическое представление сверхпроводимости помогает понять, что главным в импедансе является не омическое сопротивление, а индуктивное, которое (до насыщения сердечников) и определяет комплексное сопротивление нагрузки. Ну, а если это представление не помогало, то на выходе получалась "пара"!
Омическое, индуктивное, импеданс - я сразу сказал мощьность двигателя зависит от магнитной системы, (толщины,формы и материала статора, материала магнитов, величины воздушных зазоров и т.д. и т.п.)
ЗЫ: кстати ЭМ оценены без вас, весьма уважаемыми людьми, на отлично. (и уже давненько)
ЗЗЫ: http://ru.wikipedia.org/wiki/Преобразование_треугольник-звезда разозлил, блин, Умникс. Скажи как непокрытый лаком статор намотать умный такой если. На кухне причем. А я поржу от советов.
Так то тут все уже поняли что Вы тут самый умный, и оставляющие ашипки недостойны даже пыли с Ваших сапог. Вот только результат -
я со стебом поправил неверную цифирь в понимании физического процесса на верную, ты - раскричался что ты самый умный во всех местах. Видимо и преподаватель то ты так себе...
Я рад, что данный обзор вам понравился и что кому-то он смог помочь в этом увлекательном занятии - моделизме! Еще раз спасибо!
Пятнадцать минут назад снял двиг после краша, который давно хотел перемотать на меньшее kv, но не решался... А тут - слетело стопорное кольцо, двиг разобран на две половинки и вопрос уже наполовину решен (в плане решимости сделать лучше).
(Как известно, лучшее - враг хорошего, и многие попытки улучшить что-либо приводят к долгим бессонным ночам в попытках сделать хотя бы так, как было :). )
Спасибо!!!!!
тоже пять жил (5х0,5) ???