«Радиоуправляемая модель самолёта для первоначального обучения»

Предлагаю Вашему вниманию радиоуправляемую модель самолёта для первоначального обучения. Основными принципами проектирования модели были: минимальная стоимость, простота конструкции, хорошие лётные качества. Думаю, этот агрегат и есть та «золотая середина», которая поможет подняться в небо тем, кто заболел RC авиамоделизмом. Знаю пример, когда потратив немалые деньги на приобретение западных учебок типа «Кальмато», человек терял время, а на моём самоле смог осуществить свою мечту—поднять в небо модель самолёта. Вот на такую категорию заинтересованных людей, а также на мальчишек, занимающихся в авиамодельных кружках, и рассчитана моя разработка. Первый опытный экземпляр полетел в 2009 году (фото 1), а его предок с контурным фюзеляжем — месяцем раньше (фото 2).


Каждый учебный год мои ученики строят десяток таких самолётов (фото 3,4). Качество постройки разное: у мальчишек постарше самолёты получились вполне культурные, а вот у других — не очень. Уверен, все эти модели будут доведены до ума и на них мои пионеры сделают свои первые шаги в радиоуправляемую авиацию, а может (кто заранее знает?) и в большую.




Большой ВПП для такого самолёта не требуется - короткий разбег и самолёт в небе. Эксплуатировалась модель на разных по качеству площадках, от бетона до рыхлого (как в песочнице) грунта. Взлётно-посадочные характеристики замечательные (для моделей с хвостовой опорой!). Не раз срабатывала в полёте отсечка, модель уверенно планирует и делает развороты даже на 180 градусов (если, конечно, есть запас по высоте) без значительного снижения, позволяя пилоту благополучно посадить модель в пределах площадки. В конце прошлого сезона опробован вариант с размахом крыла 1560 мм (фото 5)! Бороться с ветром трудно, но в тихую погоду полёт в полгаза и неторопливые эволюции самолёта доставят даже начинающему пилоту удовольствие. К новому сезону построена пара агрегатов с размахом 1800 мм. Рекомендуем!







Для сборки фюзеляжа необходимо всего три шпангоута: первый 60х60 мм (строительная 4 мм фанера), причём во втором и третьем (60х70мм) делаем отверстия диаметром 20 мм для удлинителей рулевых машинок. На фюзеляж пойдёт 3 мм бальза (был вариант из двушки —вполне нормально самолёт, служил два сезона). Вырезаем по чертежу боковины, предварительно вырезав окна под рульмашинки, и вклеиваем рейки для саморезов. Собираем каркас на стапеле (не забывая про прямые углы между шпангоутами и боковинами!) (фото 8).



После просушки клея приклеиваем верхнюю часть обшивки фюзеляжа от второго до третьего шпангоута и только после этого прищепкой соединяем обе половинки хвостовой части и, естественно, склеиваем. Фюзеляж принял нужную форму, монтируем оставшуюся часть обшивки и две детали из строительной фанерки для крепления стоек шасси (стойки из 2-х мм дюраля). На передний шпангоут клеим фанерную накладку и подкрепляем этот бутерброд из первого шпангоута и накладки внутри аккумуляторного отсека рейками треугольного сечения. Хвостовое оперение—бальза 3 мм, к задней кромке стабилизатора обязательно клеим сосновую рейку (сосна 8х3 мм).
Основание киля укрепляем рейками треугольного сечения. На рулях в местах установки кабанчиков клеим с двух сторон каждого руля картонные накладки. Элероны из бальзы 3 мм. Для низкоплана под крыло делаем вырезы в боковинах фюзеляжа. Крыло крепится к фюзеляжу резиновыми кольцами за бамбучины. Подобное крепление более предпочтительно для учебного самолёта (доказано временем и многочисленными примерами). Задняя стойка (как и торсион руля высоты) из спицы от списанного зонтика диаметром по внутреннему диаметру трубки, а сама трубка у нас медная внешним диаметром 3 мм (из наборов советского производства для пайки модельных бачков) (рис 3).

К фюзеляжу трубка крепится полоской стеклоткани на циакрине. Аналогичные трубки вклеиваем в рули под торсион. Все поверхности модели, не закрытые плёнкой, пропитаны тремя слоями мебельного бесцветного лака на водной основе и прошлифованы мелкой шкуркой. Крышка аккумуляторного отсека крепится двумя саморезами к предварительно вклеенным в фюзеляж рейкам.
Устанавливать или нет имитацию кабины пилота (козырёк и заголовник) - решать Вам. Для придания благородного вида самолёту применяем самоклейку Оракал (фото 9).



Для первоначальных полётов достаточно БК моторчика мощностью 250 Вт и LiPo аккумулятора 1750 мАч, рулевые машинки микро- с усилием от 1,8 кг. После прохождения первого этапа обучения рекомендованная мотоустановка 300-500 Вт с соответствующим регулятором, аккумуляторный отсек вмещает LiPo до 3000 мАч. В таком варианте модель крутит пилотаж (однако с Экстрой прошу не сравнивать). Центровка в обоих вариантах приемлемая - между передней кромкой и лонжероном. Вес модели в первом варианте 870 гр.
11 сентября 2011 года в Магадане состоялись первые соревнования авиамоделистов-школьников в классе радиоуправляемых моделей самолётов.Начало большому делу положено.









(RCтренер1.rar)</address>