В этой статье, хочу рассказать, о планере HUGO, его постройке, модификации, эксплуатации.

Чех Томаш Поспишил спроектировал этот приятный внешне, и хорошо летающий планер для запусков на равнине с помощью резиновой нити «катапульты» или обычного леера. Мини-паритель очень хорошо зарекомендовал себя и в потоках обтекания склонов.
За основу, был взят, именно это планер. Просто мне, так показалось, что построить его, будет легко. И, как оказалось, не ошибся. Решил строить его, из "народного" материала - потолочки и "апельсиновых" ящиков. Размер, был увеличен: размах - 1420 мм. Этот размер, удачно совпал, три листа "чистой" потолчки (обрезаные края) и с тем, что планер, легко помещается либо в багажнике, либо в салоне, практически любого авто. Так, что вопрос о транспортировке, до места запусков, отпал сразу.
Ну, в общем, задачи поставлены, цели ясны и зимой 2012 года я начал стройку этого планера. Вернее планеров, заложил сразу два, с разной конструкцией крыльев. Собственно, процесс стройки в фото и маленькие комментарии:

 

 

 

Это было начало... А потом, плотно приступил к стройке.







Вот так, сделал фюзеляжи. При изгибании фанерки на морде, заматывал ее во влажную тряпку, а потом, когда фанера и стрингеры впитывали влагу, в обжимки и так была сформована фанерная часть фюзеляжа.









Сделал центроплан, консоли, хвостовое оперение. Собрал и вот такой получился планер. В отличии от оригинала, сервоприводы, в фюзеляж не прятал. Установил их, прямо на киле и стабилизаторе. По крылу, тоже внес свои изменения. А почему сделал так? Объясняю. До этого, почти всю свою сознательную жизнь, занимался кордовыми моделями, ну и подумал, что уважаемый Томаш, не предусмотрел эфективного управления по крену. Это потом, ко мне, пришло знание и понимание, управление моделями с V-крыла больше 10 градусов.
Ну, что же. Модель готова, настало время испытаний. Дождался хорошего ветра (а зря) и... с первого раза, не получилось. Видео первых запусков:



Надо сказать, что мне повезло и планерами, никогда не занимался, все время на моторах. Соответственно, опыта центровки-балансировки планеров, у меня был ноль. Зарылся в литературу. Оказалось, планера, нужно центровать в очень тихую погоду и при легком толчке, он должен лететь, плавно снижаясь. Все это было сделано и вот, что получилось:



Это уже был, совершенно другой компот. Но... было одно но, планер, не хотел лететь так, как хотел я. Несколько раз отрывало киль и стабилизатор. Вес серв, установленных на них, делал свою мрачную работу. Из-за меньшей V-крыла и элеронов, планер, по крену, резковато управлялся, а соответственно терял скорость и дальность полета. Сел еще раз за чертеж, почитал литературу, по планерам и вернулся, к первоначальной схеме крыла. И опять таки внес свои изменения, на центроплане, сделал мини элероны, типа чтоб тримернуть по крену, если что.



На второй модели, сервы, поставил уже, на хвостовой балке, так они там и прижились. На всех последующих модификациях, их место не меняется.
Это была совершенно другая модель:



Это я, в день запусков второй модификации.



Но и этого, мне показалось мало. Ведь в анотации к чертежу, было сказано, что модель, запускается с резинки или леера. Немного покумекав, соорудил вот такую штучку:



И с пацанами, прошлое лето, как только позволяла погода, учились управлять этими планерами. Вместо крюка, для запуска с леера, привинтил шурупами, полотеничный, пластиковый крючек.



Выезжали на полетушки в Николаев, там огромное поле, леер 150 м, вот это полеты. А то на нашем поле с 80 метров, тяжело развернуться. Фото Влада, это уже собирались с Николаева домой ехать:



Работы, по модификации планера ведутся все время. Зимой, переделал элероны, на центроплане в флапероны. Совершил несколько пробных запусков. Так намного лучше. Дальность полета, выросла.



Сейчас, заказал, чтоб сделали блочек, для запуска с леера. Жду, когда привезут. И будем с пацанами, работать дальше.

С уважением, ко всем моделистам...