Опыт, полученный при постройке и эксплуатации Cessna C337, побудил меня двинуться дальше в направлении создания 2-х моторных моделей. Прототипом должен был стать 2-х моторный винтовой пассажирский авиалайнер. Выбор сразу пал на Ил-114.
Почему? Во-первых, самолет серийно выпускался на нашем Ташкентском авиазаводе(ТАПОиЧ). Во-вторых, каждую смену отправляю в полет и завожу на посадку эти лайнеры(работаю авиадиспетчером в Ташкентском аэропорту) т.е., общаюсь с этим самолетом постоянно. В-третьих, он узнаваем у нас даже людьми далеким от авиации. В-четвертых, он мне очень нравится.

Небольшой экскурс в историю самолета.
Семейство самолетов Ил-114 разработано Авиционным Комплексом им. С.В.Ильюшина в качестве замены ветеранам пассажироперевозок Ан-24, Як-40 и транспортному Ан-26. Первый полет машина выполнила 29 марта 1990 года. До 2012 года ТАПОиЧ была выпущена серия из 17 машин. 7 из них в модификации Ил-114-100 в настоящая время успешно эксплуатируются Национальной авиакомпанией "Uzbekistan airways". Эти самолеты оснащены двигателями Pratt & Whitney, 6-ти лопастными винтами Hamilton Sundstream, авионикой Rockwell Collins, вспомогательной СУ Honeywell. Сейчас в Российской Федерации предпринимаются шаги по возрождению выпуска Ил-114 к 2019 году.



Кратко остановимся на этапе проектирования авиамодели.
Было принято решение уложить взлетный вес модели в пределы 1 кг при размахе крыла 1500 мм. В качестве двигательной установки были выбраны не очень мощные легкие моторы с малым токопотреблением, что позволило применить легкие регуляторы и аккумулятор. Небольшой вес также позволил сделать более легкими стойки шасси, испытывающие немалые нагрузки при посадке. Кроме того, было принято решение свести до минимума количество деревянных деталей, применяя их с умом в тех элементах конструкции, где это необходимо.
Для создания 3D модели Ил-114, с последующим получением разверток, была выбрана программа Google SketchUp 2014, что позволило рассмотреть детали виртуально и откорректировать их, не изготавливая многочисленных пробных вариантов. В процессе проектирования все пропорции прототипа были сохранены без изменений площадей.

Файл 3D модели - (Ilyushin-114.skp)
Для просмотра надо установить программу Google SketchUp.
Итак, начинается этап постройки модели.
Начал, как обычно, с фюзеляжа. Принцип постройки каркаса хорошо отработан на любимых "цесснах". Ссылки ниже.
Cessna 150 из потолочки "версия 2"+211
5 сентября 2013 года в 05:13 | Cessna МЯ Ташкент
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/2133/

Потолочный Skymaster или мой очередной шаг в цессностроении...+328
1 августа 2014 года в 04:59 | Cessna МЯ Ташкент
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/8783/


Только здесь носовая часть собиралась отдельно.

Стрингер в нижней части фюзеляжа между 1-ым и 2-ым шпангоутами усилен накладками из 1 мм фанеры.

Шпангоут между носом и цилиндрической частью фюзеляжа усилен 1 мм фанерой. К нему крепится бобышка передней стойки шасси, набранная из 3-х слоев линейки. Нижний трапецевидный слой приклеен шпангоуту. Средний, с прорезью под стойку, и верхний склеены между собой и крепятся к нижнему 4-мя шурупами.

Узел крепления центроплана крыла к фюзеляжу выполнен из 1 мм фанеры.


До обшивки фюзеляжа в каркасе проложен боуден тяги к передней стойке шасси и установлены сервомеханизмы РН и РВ. Трубку боудена собирать из ушных палочек не хотелось, поэтому, озадачился вопросом приобретения цельной трубки у производителей сего гигиенического средства. Первый же предприниматель, занимающийся производством ушных палочек, до которого я дозвонился, поинтересовался, для чего мне это нужно в столь мизерном количестве, узнав о постройке Ил-114, с радостью отмотал около 10 метров абсолютно бесплатно. Мир не без добрых людей!

До приклейки носовой части фюзеляж был посекционно обшит потолочной плиткой. Процедура оказалось сложнее чем на "цесснах" ввиду размеров листов обшивки.


Изготовление носовой части не составило особой проблемы, так как элементы каркаса и обшивки были вырезаны по предварительно полученным с помощью программы Google SketchUp шаблонам и разверткам, поэтому, состыковались практически без подгонки. После приклейки к фюзеляжу носовая часть была доведена с помощью шкурки.
Передняя стойка шасси изготовлена из велоспицы диаметром 2,2 мм.


Теперь перейдем к хвостовому оперению. Оно выполнено наборным. Все элементы конструкции изготовлены из потолочной плитки, без каких либо усилений другими материалами. Профиль, как ВО, так и ГО, двояковыпуклый для большей схожести с прототипом. Петли навески РН и РВ выполнены из текстолита, об их конструкции будет сказано ниже.


Половинки РВ соеденены синхронизатором из велоспицы, к которому припаян кабанчик из фольгированного с 2-х сторон 1 мм текстолита. Аналогичную конструкцию имеет коромысло управления РН. Узел управления рулевыми поверхностями хвостового оперения получился довольно тяжелым, в дальнейшем буду уходить от этой конструкции. После вклейки стабилизатора была зашита верхняя часть фюзеляжа над ним и приклеен киль.


Распечатав шаблоны, вырезал оконные иллюминаторы и дверные проемы. Хвостовой проем дает доступ к сервам РВ и РН, носовой - к аккумулятору.

Настала очередь изготовления крыла.
Центроплан - ровный, каждая консоль поднята на 4 градуса. Консоли имеют отрицательную крутку, в корне 3 градуса, на конце 0. Для получения крутки подклеивается угловая полоска из потолочки по задней кромке консоли, которая после сборки удаляется. Крутка консолей заложена, чтобы избежать сваливаний на больших углах и при потере скорости на посадке. Некоторые коллеги моделисты, строившие модели лайнеров с узкими длинными крылями, жалуются на эту тенденцию. Проанализировав их опыт, закрутил консоли на своем Skymaster, результатом остался доволен, поэтому на "Ильюшине" крутки были заложены при изготовлении.

Крыло выполнено по 2-х лонжеронной схеме. В центральной части лонжероны представляют собой полоски 50 см линейки, оклееные с 2-х сторон потолочкой, дальше - 2 слоя потолочки. В середине к лонжеронам приклеена рама для жесткой фиксации крыла в фюзеляже. Эта часть крыла испытывает наибольшие эксплуатационные нагрузки, поэтому на весе здесь не экономим.


Одним из ответственных узлов конструкции крыла являются моторамы. Они выполнены из 1 мм фанеры, отрезков линейки и бруска сечением 10х10 мм из липы, подогнаны по местам приклейки к лонжеронам и окончателно устанавливаются по месту после зашивки крыла.

Перейдем к рулевым поверхностям крыла. Закрылки у прототипа отклоняются на 40 градусов. Элероны, вверх - 25 градусов, вниз - 17 градусов. Так как в моей аппаратуре не заложена функция дифференциала элеронов, разные углы их отклонения было решено осуществить применением метода дифференциального отклонения на качалках. Путем несложных рассчетов выяснено, что дифференциал в 45 градусов на качалках элеронов даст нужные отклонения. Анологичного результата можно достичь графическим методом. Принцип наглядно демонстрируется ниже на рисунке (размеры не мои).

Для управления закрылками применены промежуточные качалки с плечами, расположенными под 90 градусов. Отклонения на 40 градусов достигается путем разности плеч сервы и качалки.
Промежуточные качалки изготовлены из текстолита и размещены в корпусе собранном из кусков линейки. Петли навеса рулевых поверхностей выполнены из текстолита. Конструкция качалок и петель видна на фото ниже. Думаю, здесь все понятно.

Перед зашивкой верхней части крыла качалки вклеены на свои места, установлены сервомеханизмы, проведены тяги управления и направляющие каналы силовых проводов, представляющие собой бумажные трубочки.

После обшивки верхней части крыла приклеена передняя кромка из 2-х слоев потолочки.

Следующим этапом были навешаны закрылки и элероны. Петли навеса вклеены после предварительной фиксации рулевых поверхностей скотчем.

На готовое крыло были приклеены предварительно подогнанные моторамы.
По имеющимся выкройкам были изготовлены элементы каркаса и обшивки мотогондол и приклеены на свои посадочные места.

После частичной обшивки мотогондол были установлены и зафиксированы радиаторы двигателей.


После этого были изготовлены основные стойки шасси с крепежными платформами. Платформы изготовлены из 1 мм фанеры и отрезков линейки. Сами стойки изготовлены из велоспицы 2,2 мм. Узел крепления оси колес было решено сделать из "грибка" спицы. В нем сверлится отверствие через которое проводится ось. Сама стойка с резьбой играет роль болта и фиксирует ось сверху. Для исключения раскручивания узел зафиксирован циакрином, в дальнейшем этот узел можно пропаять. Узел крепления колес передней стойки выполнен аналогично.

В результате приклейки платформы образуется жесткая конструкция связывающая воедино лонжероны, мотораму и саму платформу.

После прорезки крышек для доступа к двигателям и легкого подшкуривания мотогондолы обрели законченный вид.

Зализы крыла были вырезаны по месту и приклеены к фюзеляжу.


Петли закрылков замаскированы обтекателями рельсов как на прототипе.

Работы над планером завершены. Наступил этап обтяжки. Здесь все традиционно для моих моделей. Использовался скотч (прозрачный, красный, зеленый) и оракал (серый, синий). Надписи распечатаны на лазерном принтере, проклеены скотчем с последующей смывкой бумаги холодной водой. Логотип авиакомпании распечатан на самоклейке. После оклейки планер прибавил в весе 150 г.




Для стендового показа модели были изготовлены 6-и лопастные винты из пластика потолочных панелей. Окраска - аэрозоль. Обтекатели стендовых винтов из плотного желтого пенопласта.Остекление кабины экипажа выполнено из переплетной обложки.Створки шасси изготовлены из пластиковой бутылки.




Пришло время летных испытаний. Сначала, естественно, выполнялась рулежка, пробежки с разгоном почти до взлетной скорости. Убедившись, что модель полностью контролируема и поведение ее адекватно в этих режимах, было принято решение взлетать.Плавно разогнав самолет, произвел взлет. Полет по кругу с небольшим триммированием и посадка. Следующие полеты осуществлялись с выпуском закрылков. Модель намеренно доводилась до момента сваливания, чтобы установить для себя ту черту, которую переходить нежелательно. Пилотирование не вызывает особых трудностей. Развороты плавные, без дерганий. Применяемая ВМГ, с аккумуляторами 1500 и 1600 мАh, позволяет находится в воздухе до 15 мин. Крейсерский полет выполняется на 50% газа, слегка добавляя на разворотах. Тяговооруженность модели примерно 1:1, однако, попыток выполнения пилотажных маневров не предпринималось, так как лайнеру это не свойственно. С выпущенными закрылками скорость посадки существенно уменьшается. Это позволяет более осознанно выполнять корректирующие маневры. Дифференциал элеронов позволяет забыть о неприятных моментах при посадке.




ТТХ модели Ил-114:
Размах крыла - 1500 мм
Длина фюзеляжа - 1340 мм
Площадь крыла - 20 дм2
Полетный вес - 900 г

Используемое оборудование: AX 2308N 1100kv бесколлекторный микродвигатель
Товар http://www.parkflyer.ru/product/5429/
HobbyKing 10A ESC 1A UBEC
Товар http://www.parkflyer.ru/product/386758/
Пропеллеры GWS EP (DD-8040 203x102мм), серые, 6 шт./упак.
Товар http://www.parkflyer.ru/product/984958/


Бортпитание - UBEC 3A

Аккумуляторы: Аккумулятор ZIPPY Flightmax 1500mAh 3S1P 20C
Товар http://www.parkflyer.ru/product/6307/

вес - 135 г

Аккумулятор Lipo Zippy-K Flightmax 1600mАч 3S1P 20C
Товар http://www.parkflyer.ru/product/516316/
вес - 130 г

В целом своим Ил-114 я доволен. Борьба за снижение веса принесла ощутимые результаты. Модель подобно прототипу получилась медленной и экономичной. Звук 2-х работающих моторов добавляет копийности. Пилотирование вызывает только положительные эмоции. Проделанную работу расцениваю как базовую ступень к постройке более серъезных моделей лайнеров, уже с импеллерной тягой.

Форум с подробностями о постройке моего Ил-114 на сайте www.rc-aviation.ru.

С уважением ко всем моделистам, Мехмонали из солнечного Узбекистана!