Началась подготовка к зальному сезону.
Заложил " на стапелях" карбоновый самолетик.

Статья конечно спорная....не все красиво получилось.
Но опыт моей первой работы с карбоновыми прутиками, трубочками и пластинками может кому и пригодится.

В качестве прототипа взял клон "ГАРМОНИИ", всю прошлую зиму отлетал на нем и весьма доволен самолетиком.
Хорошо летит.
Стапель из старой столешницы, приклеил сверху подложку от пленки ОРАКАЛ, к ней клей не прилипает. Расчертил мягким карандашем, весьма удобно, можно легко стереть и переправить.



По чертежу выкладываю полоску 05х3 на внешний обод.

Карбоновые полоски 0.5x3x750мм (5шт)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/103327/






По центру фюзеляжа идет квадратная трубка 3х3.

Карбоновая балка квадратного сечения 750x3x3mm
Товар http://www.parkflyer.ru/product/8710/







Внутри все распорки из полоски 0.25х3.
( Расщепленная по плоскости полоска 0,5Х3)

Маленько писал о технологии расщепления. Повторюсь, чтобы не лазить по ссылкам.

Поскольку для легких зальных самолетов угольная планка 0,5х3мм слишком тяжела ( целых 3 грамма!), а прочность её явно избыточна пришлось расщеплять.

Есть два варианта сделать кондуктор-расщеплятель.
1) Из вспененного полистирола и обломка ножа, под конкретный размер без регулировок. Все склеено циакрином. Можно сделать из оргстекла или металла. Полистирол довольно мягок . Но в нужный момент только он был под руками.



2)Руками и лезвием от канцелярского ножа.

Стараюсь попасть лезвием точно посредине.

Кладу полоску на палец и продвигаю лезвие внутри полоски скользя по пальцу.



Разрезаю по вертикали просто ножем 3мм, на 4 части.


У этого метода расщепления есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Из положительного-

отщепить полоску любой толщины
отрезать планку наискосок
даже построгать маленько подгоняя под нужный размер
в расщепы хорошо проникает циакрин и увеличивает прочность склейки

Отрицательное-

прочность ниже, чем цельного
при закреплении нитками они цепляются за неровности.

Фиксирую полоску гвоздиками с откушенными шляпками. Сверлю дырочки в нужных местах. Изгибаю маленьким паяльником прямо на чертеже.
Сначала прокладываю весь внешний контур, зафиксирую, прокапаю соединения циакрином, как схватится, начинаю устанавливать внутренние распорки.




В процессе постоянно контролирую параллельность и перпендикулярность, это не пенопласт.
Исправить погрешность очень трудно.


Собрал фюзеляжик, попил чайку, вроде клей схватился.
С величайшей осторожностью отделил от подложки, маленько прихватило, но отделилось без проблем.
Короче капать нужно по минимуму.

Теперь крыло и часть горизонтального фюзеляжа.





Пусть клей просохнет, доделаю вторую половинку и промотаю все стыки келавром.
На все ушло 2 часа чистого времени, специально засекал. Не учитывал высыхание клея, чаепития, ковыряние в носу и т.д.

Не тешу себя мыслью, что получится легкий самолет.
Понятно первый экземпляр "пилотный", потом будет ясно - где поменьше, где потоньше, где топориком обстругать.


Контролирую перпендикулярность и параллельность.







Сейчас вес 36 грамм.

Про узелки. Там где навешиваем рулевые поверхности не должно быть бугорков, поэтому маленько раскручиваю нитки и кладу её в ряд плашмя. Стараюсь, чтобы не было бугорка.



Вполне приличные получились. В следующий раз буду завязывать под увеличением и распускать нитку, точно прочнее будет.



Вариант, как сделать узелки плоскими, когда все завязано и проклеено нужно на узелок надавить аккуратненько и приплюснуть его. Использую молоток окленный скотчем, чтобы клей не прилипал.

Узелки с циакрином добавили 1.5 грамма.

Продолжаю доделывать.
Элеватор сделал встроенный, собрал в месте с фюзеляжем.


Рудер максимально легкий, нащепал планочек. Хорошо получилось.



Элерон 3 грамма.

А вот все остальное ....не очень, признаться я и ожидал.
Вес планера.



Вес оборудования.



Маленько по технологии резки планочек, трубочек, прутиков.

Все планочки и тоненькие прутики откусываю такими кусачками. Они режут перпендикулярно, если резать ножницами то уголь сильно расщепляется. Хотя и этим приспособлением тоже есть касколы, но не такие большие. Это к стати не плохо клей затекает в расщеп и порочнее получается.
Трубочки и толстые прутики отпиливаю лобзиком.


Так, начинаем обтяжку.

В четыре руки с партайгеноссе Виктором. В двоём придумывается по процессу лучше.

Тренируемся на первом самолетике и пленку берем для запекания.

Имеем в наличие клей МОМЕНТ КЛАССИК, PUR501, ДЕМАСКОЛ (термореактивный клей для обуви).

Первым решили испытать МОМЕНТ, поскольку хорошо его знаем.

Мажет карбон клеем палочками. Вполне нормально получается, поскольку клей свежий и не сильно густой. Процесс намазки нужно вести вдоль прутка, чтобы клей хорошо намазывался и тянулся.
Выдерживаем намазанный рудер 15 минут, растягиваем пленку и прикладываем. Клей маленько липнет, если не прижимать можно подвигать пленку, когда все правильно положено прижимаем пленку по пруткам фиксируем малярным скотчем и утюжком окончательно.
Пленка маленько стягивается от температуры, не перекашивает своим натяжением тонеькие планочки самое то!
Если бы не вес её, по технологии натяжки подходит идеально!

Обмазанный каркас.


Вот рудер после приклейки.
После подтянул маленько пленку, поднес близко подошву утюга.



Крыло с элероном тоже не вызвало особых трудностей, обтягиваем вместе и разрезаем по сгибу.
Затем привариваем пленку по краю.




Переходим к вертикальной пластине фюзеляжа. Намазав основную трубу приклеиваем к нему один край пленки разрезая её в местах пересечения с распорками.
Затем поднимаем пленку вверх предварительно закрепив скотчем и мажем клеем весь остальной каркас.



Подождав пока клей сильно просохнет и почти не будет цепляться к пленке, опускаем её на каркас фюзеляжа и растягиваем скотчем.




Взял я ножик и обстрогал самолет.
Снял все что можно, оставил примерно 1/3 от планочек.
На снимке только небольшая часть стружек, которые можно использовать.




Нормально так построгал, минус 9 грамм.
Только вот с центральной квадратной балкой ничего сделать не мог 3х3мм. Зато хвост стоит колом, почти не скручивается.

Обдирка комплектующих.
Отпаял и отрезал от сервов все лишнее. Задача-оторвать от сервы все, без чего она сможет работать!

Тонкие проводочки использовал со шлейфа от экрана ноутбука.

Цифровая микро-сервомашинка blue arrow do5010mg / 5.7g / .61kg / .07sec с металлоредуктором
Товар http://www.parkflyer.ru/product/100838/



Плату изолировал прозрачным скотчем и приклеил к корпусу мотора.

HobbyKing® 3.7g Micro Servo .4kg .10sec/60deg
Товар http://www.parkflyer.ru/product/5459/




Проверил, не будет ли работающий мотор наводить помехи на управление. Все в норме.





Снял корпус с приемника.
Даже антенну отсоединил, дальности для зала за глаза хватает.


Ободрал окончательно приемник.





Нормально так получилось...исходный вес 6.4 грамма был.

Настала очередь регулятора.
Регулятор. Как сделать провод на АКБ еще подумаю.



Двигаю оборудование по фюзеляжу, ищу центр тяжести.


Установил сервы. По старому методу, обернув малярным скотчем и на ТИТАН.



Установил тяги управления на рудер, элеватор, элероны.



Провожу управление, на элероны прутиком 1мм, на рудер элеватор отщепил квадратную балочку 1х1мм.
По моим ощущением она более жесткая, не хочется ставить промежуточные подпорки - поддержки.

Соединение на моей любимой термоусадке.


В серве просверлил отверстие и вставил вместо качалки пруток 1мм, очень удобно.
Вес маленький и двигая в отверстии можно легко подобрать необходимое соотношение предачи.


Вот уже и ожила птичка, хвостиком шевелит.



Расчалил хвостик. Вязал, вязал узелки, не поручается ровно натянуть.
Закрепил все на циакрин, только конечные точки завязал узлами.


Еще раз проверил, как все работает в хвосте. Ничего не задевает?
Медленно движется потому, что напряжение подается 3 вольта.



Растянул растяжечки. Мало получилось, за счет увеличенной прочности центральной балки, совсем мало пришлось растягивать.


Птичка на лапки встала.


Шасси.
Слева палочка это технологическая распорка. После приклейки и привязки убрал.
Ошибся тут, сделал хлипкие шасси. Снес их быстро, скрепя серце поставил колесики от старой модели на стойках 1,8мм.



Подробности.



Все, установил оборудование. Тестовый полет.




После первого полета поставил тормоза, какие были под рукой, винт 9х3.
Полет улучшился, нужно добавить расходов на рудер - элеватор, а то маловато.



Сделал дополнительные крылышки. Обтянул, один оклеивал-не очень хорошо получилось.
Брал обувной клей ДЕМАСКОЛ, приваривал утюгом.



Следующее крылышко обтянул по умному.
Намазал каркас клеем, подождал пока высохнет положил на стол, сверху пленку. Пленку растягивал малярным скотчем. Сначала приклеил контур по кругу потом внутренние перегородки.





Еще один тестовый полет-резкость плохо наводится по прозрачному самолету.



http://tamiya.ru/?page=paints&factory=tamiya#acryl




Заключение.

Летит так-же как и пенопласт.
Этот оставлю для полетных тренировок, нужно браться за второй.
Он выполнил свою задачу в качестве теста технологий и приемов работы с углем.

Одно большое преимущество!!!
РАЗБИТЬ НЕВОЗМОЖНО!!! почти.

Буду делать второй самолет. Теперь знаю, где тоньше, где меньше.

Всегда с Вами.
OLEGSS