Приветствую уважаемое сообщество!

В этой статье расскажу вам как правильно настроить модель авиалайнера.
На данный момент у меня появился вот такой самолет:



 Более подробно о его постройке и особенностях тут: http://www.parkflyer.ru/33445/blogs/view_entry/1157/
При первом же подъеме в воздух выяснилось, что характер полета очень своенравный. Я всерьез задумался как вернуть его обратно на землю без повреждений. 

Исходя из раннего опыта с таким типом самолета в большем размере, который легко допускал размещение центра тяжести на 45% САХ, я решил сделать на этом как на уменьшенной копии центровку 25%САХ. Это оказалось не смертельно, но полет был не комфортный. В день испытаний был сильный ветер и хорошая турбулентность, на которую даже жаловались вертолетчики. 

Видео первого полета я продублирую.

 
Некоторые люди отметили, что скорость полета похожа на предсрывную.
В некоторых моментах хорошо заметно, что самолет не держится на глиссаде, при подаче газа он взмывает вверх. Есть эффект подхвата. В этой конфигурации самолет плохо слушался руля высоты. Посадить самолет практически невозможно из-за его специфического поведения и не совсем адекватных реакций. Тут можно списывать на руки, на голову, на погоду и тд, тп. Но причина кроется в неоптимальных настройках. 

Если хорошо подумать головой, то можно сделать вывод, что основные режимы у такой модели это взлет и посадка. Лететь прямо она может и во взлетно-посадочной конфигурации. 

Вспоминаем, что концы крыла уже, чем корневые части почти в 3 раза. Лезем в умные книжки и еще раз думаем головой, что с этим делать. 

Узкая хорда обусловливает малые числа Рейнольдса. У нас получается, что корневым частям крыла и до середины хватает скорости для нормальной работы крыла, а для нормальной работы концевых участков нужно больше скорости. Для этого нужно увеличить скорость самолета, чтобы все крыло устойчиво работало. Есть 2 пути: увеличить вес или сместить центровку вперед. Последний способ так же увеличивает скорость, обеспечивая адаптивную загрузку крыла и принудительно уменьшает угол атаки, что так же способствует устранению срыва потока с концов крыла. Загрузка происходит за счет компенсации пикирующего момента стабилизатором, результирующая сила которого направлена вниз.

Так же от нехватки скорости могут неэффективно работать рули. Обычно чаще всего страдают элероны, тк они находятся на концах крыла и попадают в зону срыва потока, а на данной модели к такому явлению склонен и руль высоты.

Используя старый опыт, я передвинул центровку вперед, на 17%САХ. Чтобы уравновесить пикирующий момент, пришлось приподнять рули высоты немного вверх. 

На следующий день, я решил попробовать, что дали предпринятые меры. Все изменилось в лучшую сторону. Правда из-за ветра, который был еще сильнее, я не заметил одной маленькой особенности с управлением по тангажу. Это проявилось на сегодняшних полетах в полный штиль.

Ранее, я упоминал о подхвате на посадочном режиме. Было замечено, что самолет подхватывает при подаче газа и он взмывает вверх. Была сделана серия заходов на посадку, один из которых закончился жестким плюхом и потерей передних колес.

 



Причина была найдена. Она заключалась в нестабильности тангажа при изменении скорости. Был введен микшер газ-руль высоты. Значение 6%. Оно было отрегулировано в полете.

К вечеру начал подниматься ветер, было заметно, что на высоте он ни разу не слабый, тк самолет летел боком. Самое противное, что ветер дул перпендикулярно взлетке. У земли было едва заметное движение воздуха. На пробу была сделана серия из взлетов и посадок с новой конфигурацией. Стало значительно лучше. 

 

По сути, теперь самолет послушен, не проявляет жесткого своенравного характера, летает не хуже, чем он летал бы с импеллером, а может и лучше. Теперь надо немного полетать, чтобы понять, надо ли предпринимать что-то еще или нет. Аэродинамическое качество у модели очень хорошее. Если постоянно не менять тангаж, то самолет будет планировать долго. Конец посадочной глиссады хорошо видно в последнем видео. 

Резюмируя сказанное, следует отметить, что способы настройки модели лайнера несколько отличаются от настройки пилотажек. Есть конечно и что-то общее. Главное понять, что хочет модель и сделать все правильно, тогда даже небольшой лайнер будет летать и приносить вам удовольствие.