Определение центра тяжести модели – один из важнейших моментов при её конструировании и изготовлении. Если крыло имеет традиционную – прямоугольную форму, тут проблем нет – ЦТ находится на 30 % от передней кромки крыла.
А если крыло имеет иную геометрию ? Треугольную, многоугольную или вообще сложную экзотическую форму ?
А если крыло имеет иную геометрию ? Треугольную, многоугольную или вообще сложную экзотическую форму ?
В свое время я перепробовал кучу формул и потратил массу времени, однако конечный результат меня не удовлетворял – нормальной центровки добиться не удавалось и первые полеты моделей были проблемными. Тогда я задумался над иным – без математики – решением вопроса определения ЦТ модели. И пришел к выводу, что место нахождения ЦТ модели зависит только от геометрии крыла, а установлена на ней вся электроника, или не установлена, то есть ВЕС модели, при этом не имеет никакого значения ! Только геометрия крыла определяет ЦТ модели. Например известно, что ЦТ треугольника расположен в точке пересечения его медиан. Величина нагрузки такого крыла (веса крыла) не имеет никакого значения – ЦТ в любом случае будет находиться в точке пересечения медиан независимо от того, сделано крыло из потолочки или из металла.
Поэтому я попробовать найти ЦТ экспериментальным путём, запуская почти собранную, но пустую модель с руки как планер. Для облегчения веса модели никакой электроники на неё я не ставлю, даже рулевых машинок и шасси. Только фюзеляж, крыло и хвостовое оперении, причем элероны и рули высоты пока не вырезаю, это обеспечивает горизонтальный полёт модели. Киль пока тоже не нужен, так как лететь модели всего несколько метров. Пустая модель весит при этом 200…..300 грамм в зависимости от размаха крыла, что совершенно безопасно для посадки на траву (или в комнате), так как нагрузка на крыло очень маленькая, вследствие чего и горизонтальная скорость тоже очень маленькая.
Итак, собираю пустую модель, и запускаю её с руки прямо в комнате, как планер, слегка наклонив нос и придав необходимый толчок. Модель планирует, а я наблюдаю за её полетом. В первом же полете модель задирает нос и опускается на хвост, что совершенно безопасно, так как модель легкая и скорость её маленькая. Ясно, задняя центровка. Теперь нагружаю нос (гайки, болтики) и опять запускаю. После 3 – 4 запусков с руки с подбором груза в носу, модель летит как положено, с плавным снижением. Это означает, что модель СБАЛАНСИРОВАНА !
Покажу это на примере заготовки крыла для изготовления одной из многочисленных импеллерных модели летающего крыла. Итак, крыло склеено. Буду запускать его с руки в комнате.
Запускаю, крыло летит, задирает нос и падает на хвост. Задняя центоровка. Подбираю груз в носу и добиваюсь
правильного полета как у планера. Модель сбалансирована. Теперь определяю, где находится центр тяжести. Для этого я из отрезка потолочного плинтуса и двух вертикальных карандашей сделал приспособление. На карандаши крылом я кладу модель и двигая её взад / вперёд, располагаю таким образом, что бы она находилась в состоянии равновесия. При этом карандаши оказываются установленными точно в ЦТ, что и требовалось определить. Остается теперь сделать отметки маркером в этих точках.
Приспособление для балансировки. Кусочек потолочного плинуса. Тут все ясно
На карандаши кладу крыло и двигая его взад / вперёд, располагаю таким образом, что бы оно находилась в состоянии равновесия. При этом карандаши оказываются установленными точно в ЦТ, что и требовалось определить.
Остается теперь сделать отметки маркером в этих точках.
ЦТ определен и обозначен. Теперь вернусь к реальной модели.
Раскладываю на модель всю электронику – двигатель, мотор, аккумулятор, регулятор, шасси и распределяю её по модели сохраняя балансировку. Затем устанавливаю электронику на свои места. Приклеиваю киль. Опять ставлю модель ранее сделанными метками ЦТ крыла на карандаши приспособления и передвигая в носу аккумулятор, перемещая при необходимости другие элементы, вновь привожу модель в состояние равновесия. Вырезаю элероны, рули высоты, ставлю сервы и ещё корректирую балансировку модели на приспособление. Все, задача выполнена ! На всех своих моделях ЦТ я определяю именно таким образом. Все делается быстро, точно и никаких проблем с ЦТ.
А это моя новая импеллерная модель. Сделал в Апреле, ЦТ определял именно по этой технологии, как впрочем и во все других моделях, изготовленных за последние 2 года.
Фото с первого полета 7 мая 2016 г. Полетела сразу и отлично ! Абсолютно никакой корректировки не потребовалось.
Видео снять пока не получило, ограничился только фотографиями. Видео планирую записать на выходных.
Всем успехов в творчестве и мягких посадок !
Александр.
Поэтому я попробовать найти ЦТ экспериментальным путём, запуская почти собранную, но пустую модель с руки как планер. Для облегчения веса модели никакой электроники на неё я не ставлю, даже рулевых машинок и шасси. Только фюзеляж, крыло и хвостовое оперении, причем элероны и рули высоты пока не вырезаю, это обеспечивает горизонтальный полёт модели. Киль пока тоже не нужен, так как лететь модели всего несколько метров. Пустая модель весит при этом 200…..300 грамм в зависимости от размаха крыла, что совершенно безопасно для посадки на траву (или в комнате), так как нагрузка на крыло очень маленькая, вследствие чего и горизонтальная скорость тоже очень маленькая.
Итак, собираю пустую модель, и запускаю её с руки прямо в комнате, как планер, слегка наклонив нос и придав необходимый толчок. Модель планирует, а я наблюдаю за её полетом. В первом же полете модель задирает нос и опускается на хвост, что совершенно безопасно, так как модель легкая и скорость её маленькая. Ясно, задняя центровка. Теперь нагружаю нос (гайки, болтики) и опять запускаю. После 3 – 4 запусков с руки с подбором груза в носу, модель летит как положено, с плавным снижением. Это означает, что модель СБАЛАНСИРОВАНА !
Покажу это на примере заготовки крыла для изготовления одной из многочисленных импеллерных модели летающего крыла. Итак, крыло склеено. Буду запускать его с руки в комнате.
Запускаю, крыло летит, задирает нос и падает на хвост. Задняя центоровка. Подбираю груз в носу и добиваюсь
правильного полета как у планера. Модель сбалансирована. Теперь определяю, где находится центр тяжести. Для этого я из отрезка потолочного плинтуса и двух вертикальных карандашей сделал приспособление. На карандаши крылом я кладу модель и двигая её взад / вперёд, располагаю таким образом, что бы она находилась в состоянии равновесия. При этом карандаши оказываются установленными точно в ЦТ, что и требовалось определить. Остается теперь сделать отметки маркером в этих точках.
Приспособление для балансировки. Кусочек потолочного плинуса. Тут все ясно
На карандаши кладу крыло и двигая его взад / вперёд, располагаю таким образом, что бы оно находилась в состоянии равновесия. При этом карандаши оказываются установленными точно в ЦТ, что и требовалось определить.
Остается теперь сделать отметки маркером в этих точках.
ЦТ определен и обозначен. Теперь вернусь к реальной модели.
Раскладываю на модель всю электронику – двигатель, мотор, аккумулятор, регулятор, шасси и распределяю её по модели сохраняя балансировку. Затем устанавливаю электронику на свои места. Приклеиваю киль. Опять ставлю модель ранее сделанными метками ЦТ крыла на карандаши приспособления и передвигая в носу аккумулятор, перемещая при необходимости другие элементы, вновь привожу модель в состояние равновесия. Вырезаю элероны, рули высоты, ставлю сервы и ещё корректирую балансировку модели на приспособление. Все, задача выполнена ! На всех своих моделях ЦТ я определяю именно таким образом. Все делается быстро, точно и никаких проблем с ЦТ.
А это моя новая импеллерная модель. Сделал в Апреле, ЦТ определял именно по этой технологии, как впрочем и во все других моделях, изготовленных за последние 2 года.
Фото с первого полета 7 мая 2016 г. Полетела сразу и отлично ! Абсолютно никакой корректировки не потребовалось.
Видео снять пока не получило, ограничился только фотографиями. Видео планирую записать на выходных.
Всем успехов в творчестве и мягких посадок !
Александр.
Во вторых - 30% это кто сказал? Это далеко не факт и на разных моделях он может очень существенно меняться...
вся статья очень сомнительна... оценок не ставлю.
Повторю, что моя методика взята не с потолка, а проверена и отработана лично мной. И с ребятам делился своей методикой - все работает, ребята довольны. Например Даниил Баландин. Он тут часто появляется. Поинтересуйтесь. Попробуйте сами воспользоваться моей методикой на практике и убедитесь сами. А пока вы голословно приводите чисто теоретические изыски. Только не нужно спорить, что аэродинамическое сопротивление имеется и на скорости 20 м. сек. Это и так ясно, что он имеется. Но оно ничтожно и им можно принебречь.
Уважаемый Александр! не надо присваивать себе эту "методику"! Да и не методика это вовсе!
Просто ЦТ очень часто совпадает с аэродинамическим фокусом модели... В общем это сложная наука! Об этом много писал Сергей Александров.
https://fotki.yandex.ru/users/sergey-cosh
Мы , под руководством нашего руководителя , уже давно и постоянно пользуемся таким способом. На пустой "тушке" определяем ЦТ, а потом устанавливаем всю электронику, сохраняя ЦТ в нужном месте!
Им это так понравилось что стало местной традицией, выложить фото модели , а полета никому никогда не видать )))
Точно так же методика решения разных там уравнений с неизвестными X, Y, Z была создана одновременно на разных континентах разными учеными. Ну и что из того ? Они же не занимались плагиатом ? С таким же успехом можно спорить, кто придумал радио - Попов или Маркони. Вы не опубликовали свои труды тут. А я опубликовал. Это криминал ?
От этого модель неустойчивая , держать на стиках надо .
Хорошо настроенная центровка когда она впереди фокуса , чтобы был запас устойчивости ЛА по перегрузке .
Валерий , когда вы покажите видео полётов ?
Самый хороший пример - это показать как модель летает , пусть даже не в опытных руках .
разной геометрией крыла - все по этой методике. Все прекрасно летают ! Вот вам фотография и калькулятор вам в руки. Считайте, находите ЦТ !
Не стоит забывать , что у ЛК есть профиль и это не плоская пластина .
Задняя часть с деградацией ( меньше угол ) , модель настраивается на кабрирование , и это требует более передней настройки центровки .
Ни разу , не встречал ЛК которое летает хорошо с центровкой больше 25 % САХ экв. крыла ( если не брать в пример электронную стабилизацию ) .
http://j.mp/1TzflA4