В 1979 году аргентинец Quique Somenzini впервые выиграл соревнования по радиоуправляемым моделям. Тогда ему было 12 лет. В дальнейшем, он только и делал, что выигрывал разные соревнования. И еще, придумал и показал новый стиль полета, называемый 3D.

 

У каждого свой

путь. Но я верю, что мой опыт, поможет читателю эффективнее научиться летать 3d на самолете. С минимальным вложением ресурсов, таких как деньги, тренировки, время.

 

Далее, вы сможете узнать, что необходимо приобрести, как именно, эффективно тренироваться на симуляторе и на моделе. Будет перечислена последовательность упражнений, в которой важен их порядок.

 

Необходимо:

  1. Компьютер с симулятором RealFlight и USB шнур для него.
  2. Аппаратура, работающая абсолютно без помех, поддерживающая экспоненты.
  3. EPP 3d самолет. Потому-что бальза, при аварии, превращается в дрова:


    Боюсь подумайть, сколько времени уйдет чтобы это склеить и хочу сравнить с этим:


    Те, кто вспоминает про бальзовый тренер верхнеплан, на мой взгляд, потратят больше времени и сил.
  4. Самолет необходимо собирать и чинить самому. Это просто, и это важно! Даже, если у вас достаточно денег, чтобы отдавать его в ремонт. Еще раз повторюсь, лучше всего, научиться его чинить самостоятельно.

На все удовольствие (кроме компьютера) уйдет 15000-20000 рублей и масса, проведенного с удовольствием, времени.

 

Многие пренебрегают симулятором, есть ли шансы в этом случае? Да, но придется значительно чаще чинить самолет. При этом, велика вероятность, что забросите совсем, потому-что мазать пальцы клеем на 145ом разе надоедает.

 

Я считаю, лучше потратить несколько дней и настроить симулятор. Если не получается самостоятельно, заплатите человеку, который это может сделать.

 

В вопросе, какой симулятор лучше RealFlight или Aerofly, я выбираю первый. В RealFlight выбираем самолет Yak 54 3d, включаем в настройке каналов Dual Rates (полные расходы), экспоненты (на пульте Spektrum) +70 на все поверхности, тип камеры Fixed Position.

 

Если нету USB шнурка к аппаратуре, можно настроить виртуальный джостик через аудио карту. Для этого подсоединяем PPM (тренерский разъем) выход пульта (для dx6i покупаем/паяем моно кабель из двух моно мини джэков) в микрофонный вход аудиокарты и настраиваем SmartPropoPlus и PPJoy.

 

В рекомендуемых упражнениях на симуляторе важна последовательность. Приступайте к следующему, только после того, как будет хорошо получаться предыдущее. Естественно, перед этим нужно научиться садиться (на полосу), летать ровные круги перед собой в прямом и обратном полете. Летать "ножи" на левом и правом боку. Перед первыми реальными полетами имеет смысл месяц ежедневно летать в симе. Важное правило, в реальных полетах, летаем на шаг позади от симулятора. Скажем, если в симе получается Harrier и Hovering, в реальных полетах летаем Harrier.

 

  1. Учимся летать "Harrier". Прямой и обратный. Над полосой!


    На видео Quique Somenzini, обратный harrier можно увидеть начиная с 2:30 до 2:49. Подруливаем рулем направления (Rudder) и элеронами (Ailerons).
  2. Учимся висеть "Hovering". На видео 2:49 до 3:20. Есть тонкий момент, лучше сразу учиться висеть без компенсации вращения элеронами, проще будет учиться Torque Roll. В реальных полетах лучше учиться в местах, где высокая трава. Тренироваться важно на небольшой высоте перед собой. Летая высоко научиться сложнее, чем рядом.
  3. Учимся делать "Watterfall". На видео 1:54 до 1:59. Прямой и обратный. Точно над полосой. С горизонтального разгона и с висяка.
  4. Учимся делать "Torque Roll". Это просто в висении ускоряем скорость вращения элеронами. Висим над полосой, в одной точке. Крутимся в разные стороны.
  5. Учимся летать "Rolling Harrier". На видео он 0:31 до 1:08. При этом, эффективнее начинать учиться не из горизонтального полета, а из Torque Roll плавно наклоняя ось вращения. Летаем ровно над полосой. Вращаемся в разные стороны. Круги перед собой.
  6. Учимся делать петли в Roll'ах. Если долетались до этого пункта, пишите статью :).

Классное 3D видео, с названиями маневров.

 

Аппаратуру рекомендую Spektrum Dx6i Mode2 w/ 6200 Rx. Работает абсолютно бех помех. Имеет все необходимые настройки для 3d полетов на вертолете и самолете. В отличие от футабы (там разъем особенный), имеет обычный моно мини джэк разъем для тренера/симулятора. Приемники Spektrum дешевле Futaba.

 

Ради поставленной цели, покупать аппаратуру ДОРОЖЕ никакого смысла нету! Быстрее НЕ научитесь. Однако и ЭКОНОМИТЬ на аппаратуре бесполезно. У вас не будет многих полезных функций, удобного меню, телепатической связи с моделью. На dx6i невозможно перепутать модель, потому-что каждый приемник привязывается к своему номеру модели, а не к пульту в целом. У футабы приемник привязывается к передатчику без разницы, какая модель выбрана на передатчике. Проверено на 7C.

 

Теперь про самолет. Точнее про материал EPP. Мир не стоит на месте и это относительно новый материал, который завоевал популярность в самолетном хобби, благодаря уникальным свойствам. Материал похож на потолочную плитку, но значительно более эластичен и позволяет использовать циакрин (супер клей) для склеивания. Самолеты из такого материала легко ремонтировать. Я замечал у многих моделистов из местного клуба весьма скептические лица, когда учился летать на своем EPP самолетике. Что в результате? 3D научились летать пять знакомых EPP'шников и один человек на бальзовом самолете. Таким образом, если хотите съэкономить время и деньги, приобретайте 3D самолет из EPP.

 

Если у вас в голове вопрос, а что, если сделать самолет самому из потолочки? Ответ - вы потратите гораздо больше времени и сил, чем стоимость готовой EPP'шки. Шансы на обучение в этом случае снижаются. Не факт, что ваш потолочный самолет будет хорошо летать, тем более 3D.

 

Аргументы, в пользу именно этого Yak 54:

  1. Самолет дешевый, сделан из EPP. Это означает его можно ремонтировать после морковки примерно раз 30 (мы же учиться хотим, да?).
  2. Он хорошо летает(проверено).

  3. У него удобно менять аккумуляторы. Конструкция на липучках - раскрыл, вынул старый, вставил новый, ничего не мешает.
  4. Крепкий радиоуправляемый самолет. Чтобы сломать, ударить нужно сильно.

Теперь комплектация:

  1. Зарядное устройство выбираем исходя из этого материала.
  2. Сервомашинки, как всегда, HXT900. Берите сразу штук 8, ведь ничего не бывает вечного, особенно, если часто ударять вещь о планету.
  3. Регулятор мотора Turnigy Plush 25A.
  4. LiPo аккумуляторы в районе 20C 3S 1000mah, еще вариант. Имеет смысл сразу брать 3-4 штуки.
  5. Бесколлекторный мотор hacker style с пропеллером 11x4.7. Или дорогой и мощный c пропеллером 10x3.8. Еще оборотистый бесколлекторный мотор серии Turnigy SK с пропеллером 9x5 от GWS. Обратите внимание на эти пропеллеры, очень легкие, не флаттерят на 300W!
  6. Пропеллеров имеет смысл заказывать 10-20 штук. Очень часто ломаются. Еще пригодится устройство для балансировки пропеллера. Все пропеллеры необходимо балансировать! Если нет балансира, делается с помощью ножа. Кладем пропеллер центром отверстия на острие и смотрим в какую сторону сваливается. На небалансированном пропеллере летать НЕЛЬЗЯ!
  7. Возьмите клей циакрин. Заказать его сразу дешевле и удобнее, чем потом искать в магазинах.
  8. Для того, чтобы сделать удлинители сервомашинок, рекомендую провод (пару метров) разъемы для сервомашинок (10 штук). При их пайке есть нюансы, которые станут ясны на втором, третьем разъеме. Первые отправятся в мусор.
  9. Чтобы сделать прочные и легкие тяги, возьмите, карбоновый стержень.
  10. Рекомендую приобрести лист из карбона чтобы делать длиннее качалки машинок и кабанчики. Лист удобно резать бор машинкой. Чем длиннее качалка и тяга сервомашинки (для 3d они должны быть одинаковой длинны от оси вращения до крепления тяги), тем меньше люфт поверхности. Без люфтов, даже EPP самолет летит значительно приятнее. Для выбранного Yak 54, рекомендую делать рабочую длину качалок 30мм. Не повредит капелька масла в шарниры тяги.
  11. Возьмите липучку, чтобы удобно крепить аккумуляторы к самолету и разъемы для соединения регулятора и аккумуляторов.

Все поверхности должны работать БЕЗ люфтов. Максимальные углы отклонения в районе 45 градусов. Экспоненты на пульте по всем поверхностям +70.


Приятных полетов!


P.S. Мне интересно, узнать Ваше мнение и пожелания к статье. Писать можно тут, в комментариях.