Мой «авиамузей» (см. предыдущие записи на моей странице) -
пополнился моделью одного из самых массовых и известных летательных аппаратов начала эры авиации – аэропланом Фарман-4.
Если быть пунктуальным, то надо признаться, что первую модель Фарман-4 я сделал из потолочки 3 мм и бамбуковых прутков от шампуров еще раньше модели Fokker 1 DR «Красный барон», - в августе 2009 года. И та модель Фармана ни разу не летала, хотя электронику в свое время я на нее и устанавливал. Просто так вышло, как говорится «звезды не сошлись»…

Зато на том, «потолочном», Фармане я прошел хорошую «практику» по монтажу подкосов, стоек, расчалок и проводки управления. Эта модель до сих пор жива и цела, и при желании и наличии свободного времени, ее легко можно подготовить к полету (о чем я в последнее время уже задумывался)…

А конкретно эта модель Farman – 4 была создана сразу вслед за моделью аэроплана Etrich Taube, в марте 2014 года. Но, так как мне в силу разных причин не удалось ее поднять в воздух, то по настоящему «Днем Рождения» моего Фармана можно считать июнь 2016 года. То есть на момент написания этой статьи Фарману всего то неделя от роду…

При изготовлении модели я пользовался чертежами из журнала Моделист-Конструктор

№№ 11 и 12 за 1984 год.



Основные данные моего Фармана следующие:

-размах верхнего крыла 740 мм.

-размах нижнего крыла 455 мм.

-хорда крыльев 155 мм.

-размах стабилизаторов 175 мм.

-хорда стабилизаторов 155 мм.

-хорда переднего руля высоты 82 мм

-длина модели 842 мм.

-расстояние между верхним и нижним крылом 133 мм.

-расстояние между верхним и нижним стабилизаторами 111 мм.

-колея шасси (по оси лыж) 180 мм.

-колеса 4шт. 46х9 мм. http://www.parkflyer.ru/ru/product/9837/

-пилот вырезан из пенопласта



На модели установлено следующее оборудование:

2 сервомашинки НХТ 500 (на рули высоты и элероны) http://www.parkflyer.ru/ru/product/663/

-1 сервомашинка Turnigy TGY 1440A (на PH) http://www.parkflyer.ru/ru/product/7475/

-двигатель AX 1806N http://www.parkflyer.ru/ru/product/5432/

-пропеллер

-регулятор хода MAG 8 12A

-аккумулятор 400 МАч 2S

-приемник Корона RP4S1 c синтезатором (совместимая с аппаратурой Sanva)

http://www.parkflyer.ru/100457/ru/product/5782/



Взлетная масса 234 грамма.

Основными конструкционными материалами являются бальза, бамбуковые прутки от декоративной салфетки и шампуров, нитки №10, целлулоид. Противокапотажные лыжи и лонжерон крыла – из сосновых реек.

Каркас модели собран на циакрине, элементы шасси и костыля на эпоксидной смоле.

Модель обтянута микалентной бумагой на эмалите.

Проводка управления гибкая, - рыболовная леска 0,25мм и медная проволока 0.2мм

Крылья представляют собой плоскую рамку, склеенную из бальзовых реек сечением:

- передняя кромка 3х6мм

-задняя кромка 3х10, между нервюрами сделаны плавные дугообразные декоративные вырезы

Профиль крыла плоско-выпуклый. Поверх рамки приклеены сосновый лонжерон и бальзовый стрингер. А затем, огибая их сверху, от передней до задней кромки из полосок бальзы толщиной 1мм и шириной 4мм наклеены «нервюры», которые и создают выпуклую поверхность верхней части крыла.

Такая конструкция проста, обеспечивает достаточную жесткость, и хорошо себя зарекомендовала при изготовлении крыла модели аэроплана Этрих Таубе (описана в предыдущей статье Etrich Taube)



Аналогично, в виде рамки, изготовлены и оба стабилизатора. Только у них у каждого один лонжерон из бальзовой полоски 3х 6 мм., На верхнем стабилизаторе, имеющем руль высоты, - передняя и задняя кромка стабилизатора и передняя кромка руля высоты из бальзы 3х6 мм. (лонжерона у него нет), а задние кромки обоих стабилизаторов из бальзы 3х10 мм с дугообразными декоративными вырезами.

Кстати, так же, как и руль высоты, сделаны и элероны. Руль и элероны навешаны на гибких петлях на циакрине.

Передний руль высоты, как и стабилизатор – рамка, а лонжероном его является карбоновый пруток 1,5 мм, заодно выполняющий и функцию оси руля.

Рули направления – трапецевидные рамки, склеенные из бальзовых полосок, навешены так же на гибкие петли (астролон) на задние стойки «коробки» стабилизаторов, сделанных так же из бальзы (остальные стойки из бамбука)

Все стойки и подкосы обеих коробок (крыльев и стабилизаторов) – из бамбуковых прутков 2мм. Так же из бамбуковых прутков и все элементы фюзеляжа и шасси (кроме осей колес, которые сделаны из 1,8 мм. стальной проволоки и нитками с клеем прикреплены к лыжам)

Все ушки для крепления расчалок и направляющие для проводки управления – из кусочков целлулоида, приклеенных к элементам конструкции на эмалите.
Как я уже говорил – вся модель обтянута микалентной бумагой на эмалите.

Все растяжки, расчалки, распорки, подкосы и стойки расположены в соответствии с чертежом в журнале.

Для удобства изготовления и монтажа – сначала были склеены крылья, стабилизаторы, рули направления и передний руль, затем они были обтянуты бумагой и трижды покрыты жидким эмалитом, - с просушкой после каждого покрытия и фиксированием на ровной доске грузиками для предотвращения «поводок» и перекосов.

И лишь только потом были собраны коробки крыльев и стабилизаторов, и натянуты расчалки. Ферма фюзеляжа собиралась уже на готовых коробках, последними собирались и крепились элементы шасси, монтировались электроника и мотор и устанавливались недостающие расчалки. Для крепления двух сервомашинок и двигателя в центральной части нижнего крыла вместо нервюр вклеена бальзовая пластина 3х40 мм.

Незадолго до первого вылета, я сделал из полосок бальзы прямоугольный, легко снимаемый киль и обклеил его так же микалентной бумагой. На старых исторических фотографиях мне неоднократно приходилось встречать такой киль на Фарман-4. Предполагаю, что два небольших руля направления, да еще и при отсутствии поперечного V крыла, создавали определенные проблемы с путевой устойчивостью. Во всяком случае, пока я полетел с таким килем. Самолет (как и подобает старинной «этажерке») весьма неустойчив и чувствителен к ветру и рулям, так что, похоже, киль этот мне не помешал. Ну, а теперь к полетам:

Первый отрыв... (04.06.2016 г.)








Третий, и завершающий полет 04.06.2016г.


Сразу хочу сказать – эта модель создавалась не для «широких и масштабных» полетов. Она хрупкая, «слабенькая» и требует к себе определенного уважения, - при транспортировке, и при полетах. Я очень хотел увидеть в небе летящий старинный Фарман, и эту задачу, к своей великой радости, я осуществил!..