Здравствуйте, уважаемые завсегдатаи и случайно зашедшие!
Хочу рассказать вам историю создания очень мною любимого самолета - Edge 540 в версии V3, в простонародье -Еж.
Все началось с того, что минувшей зимой я стал обладателем бензинового двигателя Evolution 20cc.
Движок достался б/у, по словам бывшего владельца- в отличном состоянии. 20ти- кубовый размер не очень распространен, самолетов под него не много. Те, что находил- не устраиваивали либо ценой, либо прототипом.
Хотелось красивую пилотагу. Очень нравится Edge 540 в версии V3. Ну и, естесственно, решил делать сам. Причем не только делать, а спроектировать с нуля. Благо зима длинная, время есть.
Все продвинутые спортмены-моделисты (ну, многие) работают в программе Солид. Я до этого имел дело только с Компасом, да и то, в основном- 2д. Решил - надо расти, разширять свои знания.
Установил на комп Солид 14 версии и начал изучать.
Въезжал где то месяц, но основные принципы проектирования понял. Очень помог You Tube.
Для начала определился с размерами

Далее началось длительное прорисовывание деталей, с постоянной переделкой.
Проектирование начал с фюзеляжа - как наиболее трудоемкого элемента. Материал- строительная фанера 3 мм.
Также использовалась бальза разной толщины, буковая фанера 6 мм на мотошпангоут.
В общем, где то через месяц появились следующие результаты-
.

.

Попалась прикольная программа визуализации - Key Shot (не рекламирую), загнал модель туда-

.

В конце концов, в результате моих рисований были получены файлы в формате DXF для резки.
Скинул я их на флэшку и погнал по городу в поисках резки. Не тут то было! Резать такие мелкие (по меркам рекламщиков) детали ни кто не подписывался! Это был большой облом! Резать ручным лобзиком я не хотел, длина резов не малая. Тупик? Не, самолет должен быть построен! Как пилить? Электролобзиком! Но простым лобзиком тяжело выпиливать сложные детали, так как одна рука занята самим лобзиком. Выход - за один день изготовил пилильный станок на основе электролобзика. Конструкция - короб с "разделочным столом", из нутри прикруен лобзик вверх ногами, пилка торчит вверх из стола. Снизу короба прикрутил куски велокамер для уменьшения вибраций и предотвращения сползания станка со стола. Наружу вывел простой бытовой выключатель домашнего света большого размера - можно экстренно выключить ногой.
Вот таким чудо-станком начал пилить. Немного поднабив руку, детали стали получаться вполне нормального качества.
Выпиливал пару деталюшек в гараже, потом дома обрабатывал на чистовую. Много легче, чем пилить все в ручную!
Собрал первые детали и был очень рад, что все сошлось!

Далее было рутинное выпиливание деталей в гараже и обработка дома.
Сборку производил на Момент- Столяр (пва)

Собрал киль, обшил миллиметровой бальзой.

Такой получился конструктив-
Вырезал детали крышки, склеил-


К
репление крышки, проверенное временем и безотказное - спереди закладные шипы, сзади - пружинная защелка. Откручиваться нечему, снимается и одеваеся за 1 секунду, буквально! На следующем фото вместо пружины стоит бамбучина, на время сборки.

Дошла очередь до хвостового колеса. Создаю виртуальную модель -

Далее - в реале. Стойка колеса - дюраль 3 мм, колесо от пенолета-
Установил на самолет, привод осуществляется пружинами от больших сальников-

РН повесил на четыре штыревых навеса диаметром 4,5 мм. Установил мотораму-

Все кабанчики из 1,5 мм текстолита, приклепаны клепальником к фанерным нервюрам - быстро и надежно!

Установил двигатель, зажигание, вытянул из бутылки фонарь-

Под бак использовал бутылку из под сока, емкость 220 мл.

Собрал стабилизатор с рулем высоты. Половинки стаба съемные, одеваются на трубу 10 мм и прикручиваются к фюзеляжу двумя болтами М3. Зашил гаргрот, стаб и РВ милиметровкой бальзой.

Отдельно хочу остановиться на приводе руля высоты.
Что бы не утяжелять хвост, решил делать привод от одной машинки. А что бы связать половины РВ и получить нормальную жесткость системы сделал кулису, раздваивающую усилие на каждую половинку РВ.
Виртуальная кулиса-

Выполнена токарем из дюраля, обработана мной напильником!-
На самолете для нее вклеена специальная площадка, к ней крепится кулиса.

Принцип работы - от сервы идет общая тяга диаметром 7 мм (карбон) к средней качалке. От крайних качалок тяги из хлыстов удочек с 5мм до 4 мм на половинки РВ.
Как работает-


Обработал подкапотное пространство разбавленной эпоксидкой - защита от продуктов жизнедеятельности движка!
Установил основную стойку шасси на два винта м4. Большее количество винтов чревато большими повреждениями площадки шасси и всей конструкции в случае неудачной посадки-

Площадка шасси, как и мотошпангоут, выполнены из 6 мм буковой фанеры - очень крепкие!

Основные "деревянные" работы по фюзу закончены. Настал черед очень мной "любимого" капота из стеклопластика.
Первоначально спроектировал такой-

Но потом решил закрыть цилиндр движка обтекателем. В результате-

Болванка капота из пеноплекса, по фанерным сечениям-

Обрабатываем-

Наносим разделительный слой из обувного воскового крема и в гипс-

Когда гипсовая форма высыхает ( у меня хватило суток в тепле ), отливается вторая половина.
Затем в скорлупках выклеил две половинки капота. Примерил, подогнал.

Половинки склеил между собой CA, очень хорошо держит. Затем внутри по стыку проклеил полоску ткани на смоле.

Зашпаклевал, загрунтовал, покрасил краской из баллона за 3$.

.

Начал заниматься художественным оформлением фюзеляжа-

Оперение-

Снизу-

Фюз-

Тааааак, выдыхаю - фюз готов.
Осталось сделать крылья. Крылья делать не люблю - конструкция классическая, делать не интересно, но надо.
К тому же делать надо ровно. Стапель в идеале, но мне этого пока не видать. Хотя двое товарищей-моделистов делают ЧПУ-фрезеры, но закончат наверно не скоро.
Как раз в тот момент я встретил одного старого знакомого, являющегося владельцем небольшой фирмы-гравировщика.
Спросил- сможет он мне порезать файлы лазером?
Он ответил- без проблем, тащи материал, девченки порежут за два дня!
Два дня плавно переросли в две недели.
Позвонили, приходите, все готово.
Забрал детали и разочеровался я ребята в лазере совсем.
Бальза порезана хорошо, но у фанеры кромки сожжены так, что ушел в минус весь размер. Все пазы прослабились.
Еще и петлевую полку вырезали кривую ( заготовка сдвинулась у них). Сказали- сделаем новую полку в кратчайший срок, хорошо, фанерка осталась.
В общем, крылья собирал из резаных лазером деталей

Поставил сервочки на 9,5 кг. Китайские, но с сайта, который торгует чисто сервами. По 13$ за шт.

Вот такая классика-

Второе-

Крылышки собрал, начал обтягивать-

Итоговый вид сверху-

Снизу-

Ну и при дневном свете-

.

Взлетный вес самолета получился 4260грамм, при размахе 1680мм.
Многовато, думал в 4 кг уложить, но используемая строительная фанера очень тяжелая, другой нет.
И капот получился тяжеловатым- опыта почти ноль, но буду учиться.
Облет прошел без приключений, все предсказуемо.
Самолет отлично летит как пилотага, маневренность отличная. Но тяги на 3д не хватает.
Облетывал с винтом 16*8. Надо попробовать 16*6. В гараже гонял, обороты раскручивает на 1000 больше, хотя тяга по безмену больше всего на 100 грамм.
На облете товарищ не много снимал кино. Качество не очень, посадка еще хуже.


Прошу не пинать.
Примерно в тот период случилась у меня беда - летал на любимом 30 кубовом Сбаче. После взлета от вибрации отломился провод от БЕКа, самолет обесточился, ну и рухнул в лес с высоты 30 метров.
Все можно восстановить, может даже зимой. Но урок я усвоил- выкидываю все выключатели и БЕК. Буду запитывать на прямую от феррума.
Поэтому полеты на Ежике остановлены до прибытия батареи.
https://yadi.sk/d/5sfwsp8puQ8iw
Если кому то интересно, по ссылке файлы под резку, фотки, картинки.
Вот и вся история про Ежика.
Надеюсь - вам понравилось.
Пишите, спрашивайте, отвечу всем без исключения на конкретно поставленный вопрос.
С уважением, Алексей.
Костанай, Казахстан.