Добрый день, Уважаемые коллеги!
Давно хотел иметь в своем авиапарке модель, похожую на реальный самолет. Не претендуя на копийность, было желание построить что-то, что было бы похоже на прототип, угадывалось в очертаниях. В итоге выбор пал на малоизвестный САМ-5-2-бис конструкции Александра Москалева. Подробнее историю можно почитать здесь: http://www.airwar.ru/enc/cw1/sam5.html
Для начала выбраны фото прототипа (к сожалению, их оказалось немного), вот пара из них:





Найден какой-никакой, а все-же чертеж в трех проекциях:

В общем, информации вполне достаточно.
Нарисовал фюзеляж 1:1 с проработкой конструктива:

Изготовил макеты профилей корневой и концевой части крыла.

Вырезал боковины фюзеляжа (пластины пеноплекса толщ 6 мм, вырезанные из стандартного листа пенорезкой).

Приклеил стрингеры (сосновые рейки толщ 2 мм), задав изгиб


Собираю фюзеляж на шпангоутах



Параллельно делаю крыло: вырезал заготовки нижней и верхней части из потолочной плитки (для определения размеров верхней и нижней пластин использовал макеты профилей), приклеил лонжерон из пеноплекса

Фюзеляж продолжает обрастать

Приклеил верхние пластины консолей по передней кромке, предварительно сняв фаску на нижней пластине (и для этого нужны были макеты). По задней кромке нижних пластин тоже снята фаска под склейку с верхней.

Верхнюю пластину приклеиваю к лонжерону

Из реек 2х20 склейкой "на ус" изготовлен силовой лонжерон

Консоли склеены по задней кромке

Добавляю элементы фюзеляжа

Стабилизатор из пластин пеноплекса 6 мм, усилен сосновыми рейками 2 мм

Моторама и усиление места установки шасси

Закладываю тяги - проволока для карниза Ф 1 мм, направляющие из стержня от шариковой ручки

Фюзеляж обклеен пластинами пеноплекса сверху и снизу. Вклеены бобышки крепления стойки и костыля (фанера 6 мм).


В консоли вклеены дополнительные вставки из пеноплекса для соединения с центропланом


Сосновый лонжерон вклеен в центроплан, консоли подготовлены к приклеиванию (прорезаны пазы под лонжерон, вставлены шпажки Ф 2,5 мм). Центроплан предварительно подогнан по гнезду фюзеляжа.


Крыло собрано.


Оформляем хвостовое оперение.



Заготовки съемного обтекателя.


Элероны из одного слоя потолочки, для усиления вклеены сосновые рейки.

Усиление задней кромки в местах, где лягут резинки крепления крыла. По передней кромке аналогично.





Кабанчики - фанера 1,5 мм.


Имитация двигателя М-11 из подручных материалов.




Стойка шасси - проволока, спереди 2,5 мм, сзади 2.мм. Крепление шурупами через жестяные петли.

Колеса - из плотного пенопласта ПХВ, ступицы - стержень от шариковой ручки. Впоследствии выяснилось, что при грубых посадках ступицы проминают пенопласт. Были дополнительно наклеены диски из фанеры 1 мм, ступицы увеличены.



Хвостовой костыль.


Перемычки между стойками из картона.

Привод элеронов от одной машинки, расположенной снизу крыла.

Кое-что окрасил акриловыми красками.




Можно приступать к оклейке скотчем.

Все рулевые поверхности навешиваю на прозрачный скотч.

После оклейки вес пустого планера 281 г.


Вот и самолет собран




Взлетный вес - 545 г (аккумулятор вставлен)

И вот мы на поле (фото после первого полета):


Краткие ТТХ модели:
Размах - 1130 мм
Взлетный вес - 545 г
Удельная нагрузка - 26,1 г/дм кв
Двигатель FC 28-22 Brushless Outrunner 1200kv
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1084112/

Регулятор
Регулятор Hobby King 20A со стабилизатором бортового питания 3A (UBEC)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1083236/
Аккумулятор
ZIPPY Compact 1000mAh 3S 25C Lipo Pack
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/1082867/
Серво - обычные, 9 г, TGE и HK
Винт - 10 х 5
Немного о полетах.
Самолет полетел сразу, потребовалось лишь небольшое традиционное триммирование. Благодаря достаточно высокому расположению ЦТ (акк и рег находятся практически на оси двигателя) и небольшому V крыла (в соответствии с прототипом) хорошо реагирует как на элероны, так и на РН. Комфортно летать в ветер до 4 м/с. Запас тяги позволяет как копийный полет (1/2 газа), так и выполнение фигур пилотажа на полном газу. В относительно спокойную погоду достаточно легко можно выполнить комплекс копий-полукопий. В первых полетах выявилась склонность к капотированию при посадке, связанная с несколько передней центровкой. Поскольку центровка для полетов вполне годится и не хотелось ее менять, стойка шасси перенесена на 20 мм вперед без переделки закладных элементов. Ситуация на посадке улучшилась, но все равно требует внимания. На полном газу взлетает с очень маленьким разбегом 2...3 м, если не на полном - сначала классически поднимает хвост.
К сожалению, пока так и не удалось снять постановочное видео. Поэтому нарезал из того, что было. Летные свойства модели вполне можно оценить.

Всем творческих успехов и мягких посадок!