Все мы родом из детства, в моем был такой замечательный самолет как Л-410, много приятных воспоминаний о полетах в качестве пассажира на данном самолете. Собственно о создании мной модели л-410 и хочу рассказать Вам.
Это мой первый отзыв или рассказ о постройке модели самолета, да и постройка собственно первая, до модели Л-410 я построил только летающее крыло взлетным весом 470г и размахом 1260мм. Собственно прошу сильно помидорами не забрасывать, начну.
Сам я из Нижнеудинска, это Иркутская область. В период с 1980 по 1996 годы в нашем авиаотряде эксплуатировались самолеты Л-410увп, если не ошибаюсь то в парке была 31 машина. В детстве мне доводилось несколько раз в год слетать на этом самолете и он сильно запал в душу. Время шло, я занимался стендовым авиамоделизмом, а "элка" всегда кружила в голове и соблазн получить такую модель был очень велик, а о летающей я и не думал, но прогресс идет вперед и в авиамоделизме как оказалось произошёл хороший рывок вперед и интернет тому в помощь, купить можно любую запчасть (практически). В мае 2014 я приобрёл аппаратуру футаба-7с, и один знакомый подарил мне так называемый "вжик" - летающее крыло, в ноябре того же года я уже построил своё собственное летающее крыло, по своим чертежам и успешно его облетал, а в декабре засел за ту самую давнюю мечту - Л-410:)
опыта постройки летающих моделей у меня не было, разве что только летающее крыло, конечно этого мало, но это лучше чем ничего. Вопросов было много, и по силовой установке и по шасси, да собственно во всех направлениях. В целях снижения стоимости самолета, в качестве комплекта: АКБ-регулятор-двигатель, решил взять всё это со своего летающего крыла и просто заказать с ПФ точно такие же запчасти для второго двигателя. Так как тяги мой двигатель выдавал около 500-550г, то с двоих 1000г выжать можно было железно, так примерно я определил весовые параметры модели в районе 1200-1400г. Сразу хочу сказать, что особо никакие сайты не мониторил, пробовал искать модели Л-410, но ничего похожего не найдя пошел своим путём- по интуиции. А если кто то увидит что то похожее в решении какого то узла, так Ту-144 и конкорд тоже похожи:)
Зная примерные весовые данные необходимо было определить габариты, тут много чего повлияло и размер винтов, и наличие трех колёс, похожих на оригинал и даже какое то пятое чувство, но в итоге я просто взял и увеличил ровно в десять раз чертеж, который у меня был распечатан на Листе А4. В итоге масштаб получился примерно 1/12,4. Заранее скажу, что больше таких ошибок повторять не буду и вам не советую! Масштабы должны быть удобными, красивыми и легкосчитаемыми если хотите.
Сперва из потолочки я вырезал обводы крыла и фюзеляжа, сложил на полу этот "крестик" размеры мне понравились и мысленно всё это полетело, причем уже в собранном виде:))) но до полёта еще было далеко.
Постройка началась с изготовления левой плоскости крыла, и его прочностных испытаний, в итоге сломав крыло при нагрузке в 1500г я понял что прочности достаточно, но в финальном варианте при сборке лётного крыла, я добавил два мощных лонжерона, которые стали основой для крепления моторамы, ну и еще неплохо добавили прочности, лонжероны эти из деревянных линеек и выпиленных мной дощечек толщиной 4мм. Само крыло из потолочной плитки, а передняя кромка из пенополистирола "технониколь" плотностью 35-40кг/м3. Закрылки делать не стал, в крыле проброшены провода для сервоприводов элеронов и БАНО. Обтянуто скотчем.
Для фюзеляжа из пенополистирола толщиной 30мм был нарезан своеобразный скелет из шпангоутов и между ними были вклеены панели из пенополистирола, заранее получившие нужную форму и доведённые до конечного варианта уже на месте. Самолет клеился клеем титан.
Шасси, передняя и основные опоры выгнуты из стальных спиц для вязания, сечение 2,5мм. Носовая опора имеет свой сервопривод, который работает в паре с сервоприводом руля направления, основные опоры сделаны торсионного типа, ход стойки ограничен отбойником (отбойник поставлен уже в процессе эксплуатации, так как модель неплохо отпрыгивала от полосы на этих торсионах) колеса все три одного размера из пенорезины, диаметром 55мм.
Пассажирский салон делать не стал, а вот внутри кабины пилотов решил немного поэкспериментировать, кресла обтянул настоящей красной тканью, как было у оригинала, сделал штурвалы и приборную доску.
В итоге с несколькими перерывами на занятость и отсутствие вдохновения, 17 июля 2015 года уже под заход солнца, мой самолет пробежав метров 15 по зеленой траве взмыл в синее небо, чему я был несказанно рад:)))))))
в целом полет прошел нормально, длился около 10 минут, но была проблема, центровка оказалось задней, и на малых скоростях самолет задирал нос и стремился тут же свалиться на крыло. В последствии я нашел данные в рлэ л-410 по его центровке относительно САХ и всё это перенёс на свою модель. Нос пришлось догрузить 35г груза и АКБ двинуть вперед до упора.
В итоге взлетный вес с двумя АКБ турниджи 2200Ач 3S получился 1560г. Запаса по тяги конечно никакого не было, полет проходил на режиме 80-100% газа, но получалось полетать без посадки примерно 18-22 минуты, модель оказалась довольно шустрой, скорость полёта около 65-70км/ч. Изза отсутствия закрылков посадочная скорость оказалась высокой, и зимой на льду самолет делает пробежку около 40-50 метров:) полосу для него чистил большую 4х85м.
Перечень используемых запчастей обязательно выложу, на данном этапе самолет проходит модернизацию, на нем будут установлены новые двигатели суммарной тягой в 1550-1600г. Вот некоторые сохранившиеся фото постройки и облётов.
Всем спасибо за внимание !