Крылья, крылья... Главное ноги, то есть колёса)))). Или история о том, как меня в противоположную от авиамоделизма сторону потянуло...

Как-то, бродя по просторам интернета, попались мне на глаза фотографии стендовой модели автокрана 8Т210. Долго не мог поверить, что это модель, а не реальная машина. Обалденный уровень реализма, вплоть до ржавчины на деталях и грязи в протекторе колёс и под крыльями! И нахлынули тут воспоминания...
Дело в том, что почти 30 лет назад, отдавал я долг Родине, служа в рядах нашей, тогда ещё Советской армии, именно на таком же автокране - 8Т210.
Вот, даже сохранилась пара фоток, за качество не судите строго, не было тогда цифровых аппаратов))).



Для тех, кто никогда не слышал о таком чуде техники, приведу текст, взятый с какого-то ресурса.

Автомобильный кран 8Т210 на шасси Урал-375 (Урал-375Д) предназначен для подъема и перемещения войсковых грузов массой до 6,3 т при максимальном вылете стрелы 3,5 м. Привод крановых механизмов электрический от генератора с приводом от двигателя базового автомобиля. Так же предусмотрена возможность работы от внешней электросети. Для сокращения габаритов в транспортном положении стрела выполнена раздвижной.
Кран 8Т210 разработан в КБ Ивановского завода автомобильных кранов для нужд МО. Серийное производство освоено в 1962 г. на Ивановском автокрановом заводе.

Как оказалось, в сети довольно скудно освещён этот, можно сказать, памятник той прошедшей эпохи. Очень мало фотографий и описаний. Но загорелось! Не знаю, зачем мне это надо, но захотелось построить эту модель. Только не стендовую, а обязательно чтобы всё работало, двигалось и крутилось.

Начал я с поиска подходящих колёс, точнее покрышек. Полностью похожего рисунка протектора найти тогда не удалось, были куплены на ХК похожие покрышки. Не то, что надо, зато недорого. Они ведь продаются парами, а мне надо семь штук. Придётся брать восемь. Купил. Конечно, позже я нашёл именно те, что надо, но модель была уже наполовину построена, тем более у копийных покрышек бОльший масштаб, да и цена тоже. Ладно, пусть будет, как будет.
Материалы для постройки модели решил применить те же, что и для самолётов - фанера, бальза, текстолит и т. д. Может кому-то этот выбор материалов покажется неправильным, но, во-первых, мне удобно работать с ними, во-вторых, модель будет комнатная и по грязи ездить, надеюсь, ей не придётся. Короче, начал потихоньку, в свободное от самолётостроения время, чертить мышкой на мониторе компьютера)))). Чертежи, как всегда, изобретал сам, под свой ЧПУ. Не было у меня даже элементарного рисунка в трёх проекциях. Пришлось брать рисунок Урала 4320, переделать его в Урал 375 и дорисовывать крановую установку вручную, интуитивно, глядя на фотографии.
Диски колёс выпилил из 6 мм фанеры, для обода подошла канализационная пластиковая труба, диаметром 50 мм. Напилил из неё колец, склеил всё циакрином, и вот, что получилось:




Далее пришла очередь делать мосты. Купил на ХК три дифференциала с пластиковыми шестернями. От дифференциалов решил отказаться, оставив только главную передачу. Чулки мостов сделал из алюминиевых трубок 12 мм. Ось - 6 мм вал от принтера. На концах чулков подшипники.



Но, как выяснилось позже, даже для комнатной модели пластиковые шестерни оказались слабы. Пришлось искать что-нибудь более крепкое. Позже были куплены дифференциалы с шестернями из силумина. Корпуса редукторов выпилил на ЧПУ из своего любимого текстолита))). Дифференциалы тоже задействовал, крышки редукторов - донышки от пивных банок. Сам я пиво почти не пью, пришлось составить местным бомжам конкуренцию, подбирая эти банки)))). В итоге получились такие изделия:



Ступицы изготовлены из 3 мм тестолита, в каждой по 10 винтов М2. Это колёсные шпильки, на которые будут крепиться диски колёс. Так же на чулки приклеил ушки для крепления рессор и реактивных штанг задних мостов.
Передний мост решил не делать ведущим, для упрощения конструкции. Поворотные кулаки, сошки, тоже, как видите, из текстолита. Поперечная рулевая тяга из спицы 3 мм, шаровые наконечники куплены на том же ХК.


Рессоры сделал из стальных полосок, нарезаных из широкого шпателя, купленного в хозмаге. Идею, честно скажу, подсмотрел на форуме автомоделистов. Вроде получилось.



Карданы из алюминиевых трубок, крестовины сделаны вручную, на коленке. Вибрации нам не страшны))). Шлицевые шарниры имитировал шестигранником и обжатой на нём трубке кардана.


Да, чуть не забыл самое главное!
Силовая установка, двигатель Урала будет традиционно, как у многих автомоделистов, от шуруповёрта. Благо завалялась у меня старенькая Макита. Тем более 2-х скоростная. Ну а раздатку придётся изобретать самому. Подобрал пару шестерёнок покрепче, выпилил из толстой фанеры корпус раздатки. Одну шестерню закрепил на выходном валу редуктора шуруповёрта, другую на выходном валу, сделанном из сломанного вала, диаметром 5мм, от бесколлекторного авиамотора. Тем более, даже проточки есть для крепления карданов. К текстолитовым крышкам раздатки припаял латунные втулочки, в которые вставляются подшипники выходного вала.



Лонжероны рамы автомобиля выпилил из 8 мм фанеры, которые соединяются деталями из фанеры 3 мм. Собрал всё, что было в единую конструкцию, и вот, уже на что-то стало похоже.





Приладил рулевую серву. Она имитирует поддон двигателя))). Передний кардан, хоть и вращается, но вхолостую, для антуража, так сказать)))).



Ну, а теперь самое сложное и трудоёмкое - изготовление кабины Урала 375Д. От правильно сделанной кабины будет, во многом, зависеть внешний вид автомобиля. По авиамодельной технологии, кабина у меня состоит из фанерных шпангоутов и бальзовой обшивки. Как говорится: глаза боятся, а руки делают...





Крылья сделал из ПВХ пластика, как и делают автомоделисты. Очень приятный в работе материал. Отлично режется ножом, гнётся, клеится циакрином и хорошо шкурится. Вообще-то именно из него автомоделисты и делают кабины и кузова. Но мы же не ищем прямых путей)))). И хожу я исключительно по своим граблям)))). Бальза - значит бальза.
Застеклил кабину, поставил её на место, и вот, получилось то, что получилось.



Далее внутренняя отделка кабины, изготовление фар, поворотов, прочая мелочь.





Покрасил раму и мосты чёрной краской из баллончика, а кабину, как и положено - хаки. Уже живой вид у изделия!
Хотя, конечно, краска проявила всю текстуру дерева. Видно одного слоя нитролака, которым я покрывал фанеру и бальзу, оказалось недостаточно. Ну, маляр из меня аховый, я это давно знал...
В кабине кожаные сиденья, правда не совсем мягкие)))).







Всё это было сделано год назад, и вот теперь лишь, нашлось время и вдохновение, доделать остальное, а именно, саму крановую установку. Как-то забыл, что надо переодически фотографировать процесс, увлёкся наверное. Опомнился, когда уже всё было готово. Поэтому предлагаю вашему вниманию фото уже готовой модели.

Винтовые выносные опоры. Откидывались вручную, фиксировались с помощью специального пальца. Ох, и пришлось их когда-то покрутить....






Под опорами деревянные подкладки, как у прототипа. В походном положении они укладывались в специальные ниши на раме автомобиля.




Поворотный механизм сделан из большой шестерни от вертолёта 450-го размера, она прикручена к поворотной платформе. На фото её видно, она синего цвета. На серву, которая вращает платформу, насажена маленькая латунная шестерёнка. Серва ресположена на раме крана. Вся платформа вращается на самодельном опорном подшипнике из двух текстолитовых дисков с проточенными канавками. В этих канавках мелкие шарики от подшипников. В середине стоит кольцевой токосъёмник для передачи электрических сигналов от шасси к механизмам вращающейся платформы. Это четыре латунных кольца на текстолитовом стержне. Он закреплен на раме крана. К кольцам прижимаются графитовые щётки, которые, в свою очередь, крепятся уже на платформе. Таким образом, платформа с работающими лебёдками может спокойно вращаться, сколько угодно.



Корпус крановой установки сделан так же, как и кабина - фанерный каркас, обшитый бальзой 1,5 мм. На корпусе приклеены лючки для доступа к механизмам крана (имитация). Внутри расположены две лебёдки - стреловая и грузовая. Во вращение их приводят сервомашинки стандартного размера, которые пришлось немного доработать. Просто отсоединил потенциометр от выходного вала и поставил его (потенциометр) в среднее положение. Теперь можно крутить серву бесконечно в любом направлении. На барабаны намотаны стреловой и грузовой канаты, сделанные из простой нити 1,5 мм, купленной в рыболовном магазине. Правда она была белой и пришлось её покрасить акриловой чёрной краской, которая при стирании верхнего слоя дала канатам вид вполне похожий на оригинал. В кабине крановщика все приборы и органы управления сделал по памяти, так, как не смог найти фотографий в интернете. Так же, в кабине крановщика находится катушка с кабелем, с помощью которого автокран можно запитать от трёхфазной сети переменного тока 380в. Естественно настоящий, не модель)))).








Стрелу крана я, не долго думая, выпилил из фанеры. Не очень копийно, зато технологично)))). Выдвижная секция стрелы выдвигалась вручную, при вращении ворота. Стоять крановщику при этом приходилось на правом переднем крыле автомобиля. В крайних положениях секция фиксировалась с помощью пальца. На модели я сделал точно так же. Секция двигается по направляющим роликам, которые я сделал из мелких подшипников. Все блоки и коуши выточены из текстолита.





Стреловой полиспаст состоит из нескольких блоков. Тут ничего особенного. На силовых канатах стрелы сделал датчик ограничителя грузоподъёмности.



На кабине автомобиля и крыше кабины крановщика, находятся фары-искатели, правда не работающие. Просто муляжи.




Крюковую обойму пришлось делать максимально тяжёлой, для нормальной работы грузового полиспаста и предотвращения скручивания каната. Сам крюк отлит из ПОС-61, а всё остальное, за исключением блока, из стали.
На крюке предохранительная скоба. Ну и строповый паук, куда же без него)))).



Электрическая часть модели не очень сложная. Кроме трёх серв крановой установки, используется ещё две сервы - на рулевое управление и мелкая серва для переключения передач. Реверс двигателя сделал с помощью реле, которое переключает полярность проводов, идущих на мотор. Регулятор оборотов самодельный, для коллекторного двигателя, на плате, вместе с ним находится стабилизатор напряжения 5в для питания бортовой сети. Аккумулятор 3s 1500mAh 20C. Он, как и регулятор, находится под капотом.
Управляется модель с передатчика (обычного, авиамодельного). Задействованы восемь каналов. Имеется два режима - автомобиль и кран. При переключении в режим автомобиля, включаются фары и задние габариты.















Ну вот, вроде всё рассказал.
При тестировании крана, на максимальном вылете стрелы, вполне держит груз, весом 500 - 600гр. При минимальном вылете, поднимает до 1,5кг груза.

Ну а теперь видео ходовых испытаний. В грязь, конечно не залезал, всё же это, можно сказать, паркетная модель, но тем не менее, испытания прошли успешно. Смотрите сами.


Вот мои чертежи. Они, конечно, далеки от совершенства, но может кто разберётся....
(8Т210.rar)

Спасибо всем за внимание и до новых встреч!