Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Несмотря на то, что у меня на подходе уже шестая модель, да и самолёту, о котором собственно эта статья, стукнуло уже полтора года, я всё-таки решился рассказать о своём первом успехе в области радиомоделей. Лучше ведь поздно, чем никогда !
А началось всё с того момента, когда уже пять лет назад я затеял сделать EPP самолёт Феникс-100, на что меня вдохновили статьи на сайте RC-aviation.ru . На мой тринадцатый день рождения был тогда подарен набор EPP заготовок и аппаратуры из Пилотажа. Казалось бы, что может быть проще? А вот я тогда умудрился угробить его! Электроника была сложена в комод, а куски Феникса были отвезены на дачу. Потом были эксперименты с моделями на двух движках с разнотягом, поломки, обиды... Апофеозом стала попытка установки аппаратуры с Феникса на старый коллекторный Пайпер из Пилотажа. И, естественно, он повторил судьбу Феникса. Провода снова в ящик, куски самолёта в сарай. Вторая часть эпопеи началась с того, что в 14 году мне был подарен простенький коллекторный квадрокоптер, который неплохо летал, но, проработав почти год, сменил конфессию, причём накануне поездки, в которую я хотел его взять ( не удалось мне заснять сверху Колизей!) . На его смену был куплен мелкий Hubsan, который улетел в страну-производитель через неделю. На день рождения мне подарили такой же, он даже успел побывать в Крыму и что-то заснять. Но в конце осени он тоже предпочёл свалить на родину. На новый, 2016 год я приобрёл себе некое подобие первого коптера, однако почти сразу же потерял его из-за ветра и он до сих пор не найден, хотя он где-то на соседнем(!) участке. Тогда я решил либо накопить на подержанный Фантом, либо сделать что-то самому. И тут я вспомнил, что в ящике лежит неплохая электроника. В апреле я твёрдо решил наконец-то сделать нормальную RC-модель или же вообще завязать с этим . Раздобыл потолочку, сделал плосколёт на подобие 3D-шника, но с крылом с двойным V. И эта штука развалилась при первом же запуске. Тогда я понял, что нужен более серьёзный материал и хорошая аэродинамика. Меня давно привлекал техноплекс, я даже делал из него мелкие метательные модельки. И тогда я решил сделать модель, которая сможет летать даже без вмешательства в управление и выдерживать падения. Получилось подобие модели класса F1B, даже крыло было на пилоне (он почти сразу треснул и модель из парасоли стала высокопланом :-) . И вот, на майских праздниках я поехал со своей моделью на дачу. У меня был план попросить местных моделистов сделать тестовый полёт, чтобы выяснить, может ли вообще это чудо летать. Но они не появились , и я, не веря в успех, решил испытать модель самостоятельно. Сначала кидал её в траву, настроил на ровный полёт. Затем сделал несколько подлётов по прямой, и, осмелев, решил сделать первый полёт по кругу. И он удался! Модель на удивление медленно плыла по неподвижному воздуху, полностью подчиняясь моим командам. Я убрал газ, и модель плавно села в свежую траву. Это был успех! Потом были ещё полёты , и их было всё больше и больше, вечерами модель висела в воздухе по 40 минут. Я часто давал пульт своему другу, который почти сразу научился управлять этим самолётом. Потом возникла идея оснастить сей пепелац камерой. Тем более намечалась поездка, в которую я собрался взять свою модель и попробовать поснимать с воздуха. Друг передал мне какой-то ненужный древний видеорегистратор, который, несмотря на приличную массу, отлично вписался под "брюхо " самолёта. И вот, мы отправились в поездку. После неё я решил списать модель, а электронику поставить на конструктивно схожую пилотажку (модель-2) . Однако её испытания окончились неудачей и я понял, что там пришлось бы полностью переработать конструкцию. Поэтому я вернул в строй модель-1, и, как оказалось, не зря. Она почти непрерывно летала, побывала и на деревьях, и в пруду, но она выдерживала такие садистские условия. Однако в начале декабря я понял, что модель уже сильно изношена, а из-за толстого крыла не способна преодолевать сильный ветер, что начало приводить к лавинообразному росту падений и поломок. Тогда я решил переделать крыло (старое держалось к тому времени только на скотче!) , усилить фюзеляж и удлинить хвост ( точнее вернуть его к первоначальной длине, так как ещё при первых полётах я его укоротил из-за поломки) . В таком виде модель стала летать заметно лучше. Новый 2017 год я встретил пуском ракеты с борта первой модели. Причём стрелял ночью, при сильном ветре и с жутким дисбалансом по крену. Вот видео этого экстрима: смотреть при максимальной яркости! А то ничего не видно. А на новогодних каникулах мы снова взяли его в поездку, правда из-за поломки разъёма удалось поснимать совсем мало . А в феврале я использовал его для буксировки модели своего олимпиадного проекта :-) . Однако после этого мне снова пришлось менять крыло. На этот раз я сделал ещё более тонкий профиль и усилил конструкцию карбоновыми стержнями. Это принесло противоречивый результат, но оказалось очень кстати в условиях вошедшей в мемы погоды весны и лета 2017 года. Скорость модели даже с винтом 10•4.7 резко выросла, однако манёвренность и грузоподъёмность так же сильно упали. Это сыграло злую шутку в следующей поездке. Началось всё с того, что FPV комплект, купленный ещё в 2016 на Али (да будь он проклят!) с установкой новой камеры и серьёзными доработками таки заработал (отдельное за это спасибо другу!) . Естественно, что встал вопрос о том, какой самолёт лучше всего подходит на роль носителя. Модель-5 только испытывалась, а потом вообще разбилась. Модель-4 , концепт истребителя, на то время вообще была без электроники потому что я думал к тому моменту её списать . Да и с надёжностью у неё проблемы. Поэтому единственным претендентом на роль FPV носителя стала первая модель, потерявшая к тому моменту мотоустановку из-за эксперимента с поплавками. Ускоренными темпами она была возвращена в строй и оснащена FPV и писалкой. Однако испытания повергли меня в ужас: модель могла свалится в штопор даже при нормальной полётной скорости, а совсем слабый боковой ветер приводил к сильной раскачке по крену и сваливанию... большую скорость модель набрать не могла из-за огромного сопротивления торчащих в потоке антенн и радиаторов, в то время как нагрузка на крыло достигла 50 граммов на квадратный дециметр, а это уже почти как у гоночных моделей. Вот вы когда нибудь управляли F-104G с полной нагрузкой, убранной механизацией, полностью выпущенными шасси и тормозными щитками на минимальной скорости и тяге? А вот мне довелось испытать что-то подобное. Усугублялось это тем, что радиус действия аппаратуры Flysky был всего лишь 200 метров. При прохождении этого расстояния начинались перебои в управлении, а потом выключался мотор и перегруженный самолёт начинал движение к земле быстрее кирпича. Но снимать с чего-то надо! И мне пришлось взять сей ответ мировому империализму в поездку. Там мне даже удалось что-то заснять. Каждый полёт был очень рискованным, а эпопея со спасением самолёта с дерева и последующим реанимированием аккумулятора с помощью куска от провода и батарейки достойна отдельной статьи. Примечателен тот факт, что на даче, уже после поездки, модель не смогла взлететь! Я до сих пор не понимаю, за счёт чего она держалась в воздухе! После этого модель была отложена "в дальний угол ангара ", однако потом она снова вернулась в строй... Вспомнил я о "старичке " осенью, когда в силу некоторых обстоятельств я стал реже выезжать на дачу, и мне потребовался самолёт, который смог бы летать в ближайшем парке и экономить ресурс пятой и четвёртой моделей. Времени на постройку новой модели не было, покупать готовую 3D пилотажку я не хотел в силу мобилизации всех средств на постройку модели номер 6 . Тогда у меня появилась идея доработки первой модели в тренер-дворолёт. Для этого требовалось радикально улучшить срывные характеристики и манёвренность. Я решил пойти по пути замены крыла. При изготовлении нового крыла я решил реализовать более толстый профиль и больший радиус скругления носка . После некоторых раздумий я решил попробовать сделать на новом крыле вогнуто-выпуклый профиль, который помимо повышения подъёмной силы улучшил жёсткость и позволил "выкинуть" угольный стержень. Также я немного сократил размах и увеличил хорду. Обновлённый пепелац превзошёл мои ожидания. Из самого неповоротливого самолёта он превратился в почти 3D-шник, причём недавно выяснилось, что он может делать висение на винте и Харриер даже без элеронов !!! Вот видео одного из полётов (правда этих фигур там нет, эта возможность вскрылась уже после съёмки ) Так что старичок ещё может задать жару. Вывод: модель удалась, она имеет простейшую конструкцию всего лишь из 4 деталей , прочность, живучесть и ремонтопригодность которой превосходит конструкции из потолочной плитки . Также материал позволяет без труда придать конструкции обтекаемую форму. Новичок сможет собрать эту модель и научиться ей управлять абсолютно самостоятельно, даже без подготовки в симуляторе, а для постройки нужен всего лишь нож, шкурка и термоклей. Ещё этот самолёт имеет высокую грузоподъёмность (без проблем поднимает два больших смартфона) , продолжительность полёта ( около 40 минут) и очень хорошую манёвренность. Также весомым плюсом является простота подгонки конструкции под любую электронику. Ещё хочу упомянуть тот факт, что все мои последующие аппараты, даже пятёрка, почти не отличаются конструктивно и технологически от первой модели. Теперь о характеристиках самолёта: оптимальный вариант мотоустановки - мотор 2210 с низким KV (у меня сейчас15-й, но это во многом вынужденная мера) , винт 10•4,7 , регуль на 20А , 2S аккумулятор на 1,5А. Размах крыла 1 метр, длина фюзеляжа 92 сантиметра, размах стабилизатора 43 сантиметра. Центровка 50-60 % . Надеюсь, что Вам понравилась моя модель и статья! P.S к сожалению, с размещением в статье видео с борта возникли некоторые проблемы, надеюсь, что позже я добавлю их в эту статью.
Кстати, может быть, автор выдаст Ужасную Тайну, отчего все остальные модели под ФПВ имеют совершенно иную геометрию, и, разумеется, центровку?
Да, и абзац тоже штука полезная.
А ведь нынче модно статью из 10 видеороликов без текста запостить )))
За текст и форму изложения твердый плюс, а остальное будет при желании .
Ну, хоть бы наподобие вот этого вот: http://forum.rcdesign.ru/f7/thread6951.html
Поверьте уж, оно просто не может не летать.
Это не показатель. А Пайпер от Пилотажа, если это то, о чем я думаю - это не тренер, а кондрашка. Как убить ероплан типа Феникса от Пилотажа же - это мне трудно понять, но, думаю, вы либо аппу не настроили, либо с центровкой не угадали :)))))
Симплекс так уж просто не загубить, конструкция простая, и дубоватая. А если еще бумажкой на ПВА потянуть - можно доски ломать об него.
П.С. А термоклей бросьте, не для этого он, правильно вам говорят. Даже Титан - и тот лучше, надо только правильно клеить-то... Да прямо здесь клеи продают подходящие для пены.
Какой бы несуразной не выглядела модель и ее полет, но автор по своему на 200% прав !
"Симплекс" может прост и дубоват, но какой бы крепкой не была модель, увы... винты, валы, моторамы, да и зачастую моторы полностью, регулярно будут отправлятся в мусорку ! Я тоже когда-то выбрал "путь джедая" ))) И всемирно известная "цессна" из потолочки, с лихвой наградила меня горой ломаных винтов с гнутыми валами, сожрала не один тюбик пятиминутной эпоксидки ))) Каждый полет длился до первого разворота... Она конечно прекрасно полетела когда пульт взял в руки опытный пилот и тут на меня сошло откровение, что не самолет кривой, а руки ))) Буквально по полчаса симулятора за пару вечеров и все страдания закончились )))
Давно это было... Как и наш холиварчик "о вечном" в аналогичной по теме статье: Биплан для новичка или как научиться летать.+102
8 июн. 2015 г., 1:35:51 | Алексей Зеленин Новоалтайск
Статья //www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/11765/
Я ведь о чем: автор, желая научиться ездить на скейтборде, купил себе роликовые коньки. Они, конечно, тоже по асфальту ездиют, но ведь кагбэ не одно и то же со скейтом.
Вообще, потуги сделать абсолютно устойчивую авиамодель сродни изобретению вечного двигателя и философского камня. Также невозможно, как и не нужно.
Пы.Сы. Вот, вы же сами пишете, что вам пара вечеров за симулятором дала возможность держаться за ручки, и управлять моделью. Пара вечеров, а не незаконнорожденная помесь свободнолета и RC-мотопланера :)))) Мне-то в детстве вообще понадобились лишь воображение, два карандаша, и затем еще несколько теплых, дружеских слов тренера о трактористах в небе при первых вылетах... Ну, не было тогда еще симуляторов, и компов еще персональных массово не было, и аппа - "Супранар", а в качестве поощрения - и "Вариопроп"... И модельке-то была тоже не свободнолет, а мотопланер о 3 метрах размаха... Кстати, я его разочек-то, помнится, посадил на дерево :))) Тоже мне много сказали слов радостных, я себя сразу тогда почувствовал слабоумным Чкаловым :)))
Так зачем же изобретать велики, и впихивать в предмет невпихуемое?
Не было у меня моделки в детстве и "супранара" не было, "роспосылторг" был и фанерный "як" оттуда, который не завелся :(
Модель дельтаплана свободнолетающего (тоже с "роспосылторга") летала...
Никто велики не изобретает, все вполне впихуемое...
Подход топикстартера к изготовлению моделей с технической точки зрения не одобряю, однако он в отличии от многих сам сформировал себе концепцию какой должна быть первая модель!
Просто я хочу сказать что есть мнение отличное от большинства и причем более верное !
Шедевр, аплодирую. Вероятно, большинство авиамоделистов более тупые, ибо потуги делать из свободнолета RC-тренер встречаются только эпизодически, и отчего-то развития не получают. К этим тупым, кстати, относятся, видимо, и мастера спорта, и кэмээсы.
"...модель... должна спокойно и уверенно летать, выходить из опасных положений без участия пилота, давать время на размышления и оценку действий, желательно не получать повреждений при встрече с землей...".
Вы же это не всерьез, надеюсь. Это требования не к модели. это требования только к пилоту. Хотя нет, нет, вы предлагаете радиоуправляемый воздушный шар :))
Вообще мы сейчас скатимся к обсуждению особенностей аллюра сферического коня в вакууме, поэтому надо заканчивать.
Хотя про тупость моделистов и КМСов не ожидал ))))
Уделите 10 минут жизни этому ролику все из той же статьи:
Если не придет осознание, то мне придется частично согласится с Вашими нелестными эпитетами )))
На этой волне самое время переходить к примерам выдающихся личностей из истории, но пожалуй это будет лишним...
Я не утверждаю что "весь взвод идет не в ногу, я один шагаю правильно", просто пытаюсь обьяснить что кроме строевого шага есть еще и прогулочный и он гораздо приятнее ;)
Тем более, что совсем недавно самолет, отвечающий перечисленным требованиям, облетал лично: летит сам, бросил ручку - выходит в нормальный полет, предсказуем, нетороплив, дает достаточно времени на подумать, масса мала - повреждения от аварийных приземлений небольшие, ремонтопригодность шикарная, конструкция простая, начинка недорогая и доступная.
А, как известно, мы народ горячий...+78
11 нояб. 2017 г., 1:03:18 | Алексей Новоженов Москва
Статья //www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/15439/
Любой вправе изобретать велики, подсчитывать количество волосков на заднице инопланетянина, приземлившегося на Чебаркульском метеорите, или даже заниматься закаливанием бананов в окрестностях Магадана. Это все ваше дело, пока все это не вываливается вовне. А вот, когда это переходит в публичные призывы и рекомендации "делать, как вот у меня", этот самый рекомендатель рискует получить и вопросы, в т.ч. подковыристые, и критику.
Ваша аналогия, кстати, весьма... непродуманная.
Весь вопрос в том, что, может быть, прогулочным шагом и приятнее, но это не для армии. Гуляют - в увольнении, либо на гражданке. А в армии - пардон, другие порядки.
Денис, Вас несет не туда, какие бананы? Какой Магадан ? Какая армия? Какие нафиХ 5-7м/сек ? Кто учится летать при 5-7м/сек ? Чо за бред ? (сами просили понятнее)
Я например свободно летаю и при ветре когда другие даже модели не достают из машин, что зря приехал? ))) Однако это не мешает мне понять человека впервые взявшего в руки пульт ;)
Наверно с памятью просто все в порядке...
Ну, меня учили летать и при более сильном ветерке. И чо? И не мешало. Зато вменяемой конструкции радиопланер на такой ветер клал с прибором.
И любой нормальный тренировочный самолет не будет новичка пугать при таком ветерке.
Да ладно, надоело мне вот это все. Беспредметно это.
"вменяемой конструкции радиопланер на такой ветер клал с прибором " --- Естественно, а еще он в роторе летал со скоростью под 700км/ч, только причем тут это ? Поперло пацанство ))) Пора завязывать, удачи! Всё...