Мой любимец - Cessna150. В этой статье речь пойдет о постройке полукопии этого самолета.
Есть много интересных статей и обзоров по постройке этой модели. Это и упрощенный тренер для начинающих с фюзеляжем квадратного сечения и прямоугольным крылом, и полукопия по разверткам бумажной модели, и резиномоторная моделька из бальзы. Покупать ARF модель душа не лежала, так как давно вынашивал мечту о постройке любимого самолета своими руками. Итак, поставлена цель: построить полукопию с размахом в метр, с остеклением, пусть даже без элементов интерьера, но с соблюдением внешней формы самолета, подобную ARF модели от RC Guys.
Была собрана информация с интернета и из журналов 70х-90х годов.За основу был взят указанный ниже чертеж реального самолета.

Структуру фюзеляжа позаимствовал от модели Guillow’s Cessna150. Все размеры были масштабированы с таким расчетом, чтобы в результате получить метровый самик. Чертеж модели в масштабе 1:1 был готов. Но всели учтено? Просмотрев имеющиеся мануалы по сборке ARF моделей и другие чертежи понял, что придется дорабатывать конструкцию в процессе постройки. Без этого никак.
Планировалось использовать свободно доступные материалы, выбор пал на потолочку. Поиски гладкой потолочки по строительным рынкам были безуспешны, так как давно не было завоза. В продаже имелись только потолочные плитки с толщиной 5 мм из шарикового пенопласта.
Тут на сайте была найдена статья о постройке В727 с одним импеллером из подобного материала, которая вдохновила меня не теряя драгоценного времени, строить модель из имеющегося материала. Исходя из предпологающегося веса модели 500-600 г , посоветовавшись с опытными авиамоделистами заказал необходимое оборудование здесь на parkflyer.ru.
Итак, начинаю строить. Сделал все шаблоны каркаса фюзеляжа, уменьшая их на толщину обшивки 5мм. Принцип постройки фюзеляжа такой же, как у Guillow’s Cessna150. Сначала одна половина клеится на ровной поверхности затем другая половина доклеивается.

Первая попытка показала, что надо все продумывать на несколько этапов вперед.В следующей попытке удалось сделать все как положено. В конструкции фюзеляжа на модели Guillow’s Cessna150 используется бальза и прочности достаточно. А тут потолочка. В среднюю часть фюзеляжа пришлось добавить пол для усиления.


Крепления крыла сделал аналогично модели Thunder Tiger Cessna182, на 3х шурупах. Вырезал боковины из 1мм фанеры. Сделал углубление на каркасе на толщину боковин и приклеил их.

Следующий этап - обшивка каркаса. Тоже своеобразный. Не имея готовых выкроек, вышел из положения, сделав кольца из потолочки обтянутой скотчем в местах крепления обшивки к шпангоутам. Затем сделав разрез выпрямил их. Учитывая погрешности, вырезал выкройку с небольшим запасом для подгонки по месту. В итоге получил следующее: 


Показав сделанное опытным моделистам, получил совет усилить хвостовую часть каркаса полосками стеклотекстолита (0.3-0.4 мм) и вдобавок, текстолит. Рекомендации были выполнены:нижняя часть была усилена полосками шириной 5 мм, а верхняя часть полосками потолочки для удобства приклейки обшивки.


Крепление основного шасси несъемное, сделано из 3х слоев 1мм фанеры сэндвичем.
К этому времени посылка с аппаратурой прибыла и можно было смело продолжать постройку модели. Перед приклеиванием обшивки для тяги РВ сделал отверстия в шпангоутах нагретым гвоздем. Укрепил боковины фюзеляжа с 1 по 4 шпангоут полосками из потолочки.


Начал обшивку с хвоста к носу. После приклеивания обшивки обмотал скотчем для фиксации шва.


Узел крепление подкоса или, в моем случае, растяжки крыла в фюзеляж был сделан из полосочки стеклотекстолита.

Конструкция моторамы выполнена аналогично модели Hobby King Cessna172.



Передняя стойка шасси крепится как показано на фото:



Колеса сделаны на дрели путем подшкуривании пористой резины, похожей на используемую для подошвы тапочек. Боковые пластины вырезаны из потолочного пластика (хорошо клеится циакрином), втулка - из ушных палочек.

Стабилизатор и киль сделаны из двух слоев потолочки. РВ синхронизируется П-образной скобой из 2мм проволоки. В местах приклеивания скобы потолочка усилена кусками капроновой ленты.


Петли делал из расслоенной линейки и капроновой ленты. Сборка петель выполнена на циакрине. Перед склеиванием места изгиба промазаны нагретым вазелином, что помогло сохранить легкость хода рулей. Если клеить без смазывания вазелином то петли получаются жесткими, что увеличивает нагрузку на сервы.

Сборка крыла велась на ровной доске. Для придания угла V крылу под консоли были подложены пластинки из потолочки высотой 3 см. Основной лонжерон был собран из 3х слоев потолочки и 2х линеек длиной 25 см, расположенных с передней и задней частей лонжерона, которые были обработаны с учетом придания нужного угла. Что получилось видно из фото.


Настала очередь качалок для элеронов. Для этой цели как нельзя лучше подошел старый треснувщий кейс от моего IPhone. Качалки крепятся винтиками к полоскам из линейки, которые, в свою очередь приклеиваются к кусочкам потолочки. Потолочка срезается под углом для придания качалкам нужного угла наклона, чтобы тяги, идущие к кабанчикам элеронов, были парраллелные к плоскости качалки.



Вспомнил о необходимости сфотографировать систему тяг элеронов только после того как обшил центральную часть крыла. Интуитивно пришел к выводу, что в связке "тяга-качалка" люфты должны быть сведены к минимуму и ход элеронов должен быть максимально свободным для наиболее точной передачи усилий сервы к элеронам. 


Верхняя обшивка приклеена в стык к передней кромке крыла, которая потом обработана мелкой шкуркой для придания нужного профиля.
Затем сделал законцовки крыла и закругленную заднюю часть крыши кабины. Элероны сделаны из 2х слоев потолочки, склеенных между собой и спрофилированы с помощю ножа и шкурки. 


В качестве зажимов для тяг приглянулись такие электромонтажные колодки.


Эти зажимы крепятся на кабанчиках и на качалках сервы с помощью фиксаторов из ушных палочек.


Центральная часть крыла усилена накладкой из пластиковой бутылки, в которой для доступа к качалке сервы вырезан лючок.


Все крыло обтянуто пленкой для ламинации с помощью утюга, предварительно промазано жидкоразведенным клеем для потолочной плитки.


Серва элеронов крепится к двум полоскам из линейки приклееным к нижней обшивке. Для четкой фиксации крыла на фюзеляже, к нижней части обшивке приклеены полоски из потолочки, которые входят внутрь кабины. Места прилегания крыла к фюзеляжу усилены полсками стеклотекстолита шириной 6 мм.


Капот сделан по бутылочной технологией. Он крепится двумя маленькими шурупами, взятыми из старых аудио кассет.


Время крепить хвостовое оперение. В качестве фиксации до высыхания клея использовал обычную нитку.




После высихания клея установил РВ и РН. РН в настоящее время не задействован, но планирую обязательно активировать.

В качестве подкоса крыла использовал нейлоновые стяжки для проводов. Часть стяжки с замком срезана по толщине для крепления маленьким шурупом, а в другом конце просверлено отверстие 1мм сверлом для крепления крючка. Крючок на стяжке можно дополнительно зафиксировать термоусадкой.


Остекление хорошо получилось из прозрачной голубой переплетной обложки. Остекление фиксируется на фюзеляже обычным скотчем снаружи и изнутри. Для доступа к силовым проводам в капоте прорезан лючок.


Фюзеляж обклеен ламинационной пленкой с помощью утюга.
Теперь надо было облетать модель. Тут регулятор заглючил при наземных испытаниях. С одной стороны, это к лучшему, случись глюк в полете, краш неизбежен. А с другой стороны, придется заказывать и ждать примерно 3-4 недели. Но друзья моделисты не оставили меня в беде и мне был предоставлен новый регулятор для облета. Также меня познакомили с планеристами, летающими со склонов высотой 150-200м. Добравшись до места, сначала запустили планер, а затем - мой электролет. Тяги было с избытком и самик уходил стрелой вверх. Был сделан вывод о необходимости увеличения выкоса двигателя вниз. Как планер Cessna150 вел себя весьма достойно. На одном аккумуляторе было совершено 3 полета по 5-8 мин. Был момент, когда при планировании со снижением,неосознанно дал полный газ и полностью взял РВ на себя (расходы были двойные). Было видно как крыло согнулось от нагрузки, но не сложилось. Растяжки сделали свое дело. После благополучной посадки убедились, что все в порядке и конструкция достойно выдержала перегрузки.
После удачного облета модель была обклеена цветным скотчем.

Выводы: Модель успешно прошла испытание. Цель - построить RC полукопию Cessna150 была достигнута. Время, потраченное на постройку модели (примерно 2 месяца) оправдано. Сам был очень рад, увидев, как полетел мой самолетик. Также не было границ восхищению у моего племянника. 
Поскольку, не было никаких летных навыков, пилотирование было не очень уверенным, и мною была осознана необходимость тренировок на симуляторе. 





ТТХ модели Cessna150:

Размах крыла – 1040 мм

Длина фюзеляжа – 700 мм

Площадь крыла – 14,2 дм2

Вес планера – 265 г

Полетный вес модели – 530 г

Использовал следуюшую электронику:

Мотор Turnigy L2210a 1650kv 180w

Винт SF E – Prop 7х5

Аккумулятор Zippy FlightMax 20с 1500mAh

Регулятор 30А

Приемник HK6S

При постройке модели использовался клей Титан.

Благодарю родителей за то, что поддержали моё хобби и хочу особенно поблагодарить Зимкина Дмитрия Ивановича, который в разных ситуациях помогал полезными советами, материалами и помог в написании данной статьи. Также огромное спасибо хочется сказать Шустову Михаилу, помогшему поднять модель в воздух.

С Уважением ко всем моделистам, Мехмонали Якубов из солнечного Узбекистана!

P.S. полетав со склонов, стал задумыватся о постройке слопера.

Ниже фрагменты видео первого полета

(IMG_1488.MOV)


(IMG_1491.MOV)