Обратился ко мне давеча начинающий вертолётчик с просьбой облетать его новенькие самолёты, мол год висю на вертушке - надоело! Хочу, говорит, попробовать себя на самолётном поприще. Ну что же, почему бы не помочь коллеге? Я облетал его агрегаты, научил рулить, даже подарил свой тренер-самодел. Через весьма небольшой промежуток времени его самолёты оказались в ремонте, мне этим заниматься не с руки, а хозяин явно не горел желанием форсировать сей процесс. На полётах стоял рядом со мной, ждал, когда дам порулить. Однако мне рисковать своими моделями совсем не хотелось, и дернул меня бес за язык - посоветовал ему купить CALMATO EP 1400. Самолёт внешне смотрится на отлично, высокоплан, достаточный поперечный угол V, шасси с носовой стойкой, в общем, все признаки учебного самолёта присутствуют. На форумах масса положительных отзывов.



     Работу по сборке пришлось разделить с хозяином. Помня о том, что подобные агрегаты болеют крайне задней центровкой внесли изменения в компоновку. Первое - отказались от установки моторчика внутри фюзеляжа, а для установки БК с наружи пришлось снять шпонку с вала и задвинуть его до следующей насечки под шпонку. В итоге вал оказался с другой стороны мотора.



     Кроме рулевых машинок больше смещать вперёд нечего. Вклеиваем рейки сечением 10х5 между боковинами фюзеляжа, крепим сервы и подпаиваем тяги, т.к. родных по длине не хватает.



     Заканчиваем сборку и проверяем центровку, ага - вот теперь центровочка строго в пределах рекомендованных производителем. Летим! Надо сказать, что моя манера пилотирования CALMATO не понравилась. Особенно взлёты. Я, не мудрствуя лукаво, давлю педаль в пол и после небольшого разбега тяну штурвал на себя, модель валится на крыло, энергичная работа элеронами спасает от краша. И так четыре раза! В небе ведёт себя как утюг, на всех режимах очень строг в управлении, для нормальной посадки навыков начинающего лётчика явно не достаточно! И это тренер? И это для новичков? Хозяин от моего предложения порулить вежливо отказался. Пробовали загружать нос грузом, пытались таким образом затупить самолёт, уменьшали расходы рулей - всё без толку. И тут я, наконец, обратил внимание на профиль крыла. Боже милостивый! Да это же двояковыпуклый не симметричный профиль. Где то я читал, что центр давления на таком профиле гуляет - будь здоров! Вот насоветовал так насоветовал. И что дальше? Чувствуя свою вину, пытаюсь разрешить проблему. Родное крылышко в сторону, до лучших времён, буду строить новое. Профиль Clark Y 12 % хорда 230 мм. Бальза в кружке закончилась вместе с учебным годом, зато есть фанерные ящики из под лимонов, на следы плесени внимания не обращаем. Размах крыла выбираем по стапелю - два раза по 900 мм получаем 1800 мм. Итого размах вырастет на 400 мм, главное - удержать нагрузку в пределах рекомендованных производителем - 50 гр. на кв.дм. Поперечный угол крыла 3 градуса на консоль, элероны из последнего листа бальзы толщиной 5 мм на скотче. По одной стандартной серве на каждый элерон. Крепление крыла на резинках, деревянные штыри свинтил с рояля. Для установки крыла на фюзеляж необходимы буковые вставки на клею.





     Крыло по хорде на 10 мм меньше родного, клеим рейку-упор, значит крыло на 10 мм назад, а центровка на 10 мм вперед, замечательно, что и требовалось! Теперь дело за полётами.
За цвета плёнки пусть бог меня простит, что нашёл в закромах тем и обтянул. Вес нового крыла 700 грамм это на 180 грамм тяжелее родного, а что с нагрузкой? 52 грамма на кв. дм, всего лишь на две грамульки больше! Полный полётный вес 1970 гр. Ну что же, не плохо, а полетит ли?



     Погода в Магадане наладилась, можно лететь. Полетел!!! Да ещё как! Теперь этот агрегат 100% тренер для начинающих. После небольшого разбега штурвал на себя и модель в небе. Мощи хватает, кренов никаких. На полном газу лезет вверх, на среднем летит ровно, на малом газу идёт со снижением. На резких эволюциях чувствуется масса, на посадках инерция значительная, самолёт требует либо установки тормозного щитка, либо большой посадочной площадки т.к. глиссада и пробег значительны.
     Что там написано производителем? «Тренировочный самолёт Kiosho CALMATO Trainer 40,был подвергнут модернизации для использования электрического бесколлекторного двигателя, и в результате получился самолёт прекрасно подходящий как новичкам, так и опытным пилотам, которые не хотят возиться с двигателем внутреннего сгорания. Новый компактный самолёт CALMATO EP 1400 с размахом крыла всего 1400мм и в комплектации ARF позволяет брать себя с собой на пикник или просто на отдых на природе, где есть небольшая полянка для взлёта самолёта. Простой в сборке и обращении, послушный в полёте, самолёт с электрическим бесколлекторным двигателем, летает также как и большой брат CALMATO Trainer 40, только ещё менее требователен к опытности пилота и требует меньше аксессуаров и времени на предполётную подготовку». Про посадочки ни слова!
    Уверен, предлагаемая мной модернизация сделает самолёт настоящим тренером для начинающих, позволит получить удовольствие от полётов, сведёт к минимуму период обучения.
Рекомендую!