Имеется в виду авиамоделизм. Прогулявшись интернет-дорогами, был поражен изменениями, которые произошли здесь. В первую очередь ценами. Тогда любой мальчишка, экономя на школьных завтраках, за недельку мог собрать себе на схематическую модель. Конечно же, от тех моделей до нынешних, как от земли до неба, но призадумаешься…
Выбрал я, как понятно из заголовка, Wing Dragon. Принес, распаковал, собрал, зарядил батарею и – в небо! Первый полет длился секунд десять (наверное, я здОрово преувеличил). И пошло… Просто падения, морковки с небольшой высоты, морковки с большой высоты, морковки на полном газу... После того, как был убит один из аккумуляторов, пришло время разбираться, что же происходит?
Хотя раньше никогда не пользовался р/у моделями, считал, что у меня все легко получится – ведь четверть века назад сам рулил на вертолёте. Оказалось, тот опыт здесь не действует. Во всяком случае, в первых полетах. Навыки управления из кабины не помогали вести модель под любыми ракурсами. В небе нет мелочей!— старая истина, относящаяся и к авиамоделизму. Пришлось садиться за тренажеры, или, как их сейчас называют – симуляторы. Через пару недель решил, что уже готов к реальным запускам. К этому же времени понял, что несколько ошибся в выборе первой модели. Wing Dragon довольно быстрая машина, а с крылом для начинающих, без элеронов, слишком резко клюет носом при поворотах. Поэтому взялся за доработку спортивного крыла. Просто приклеил к нему уши и получился совершенно другой самолет. Да, ещё убрал шасси. До настоящего Bixlerа ему, конечно, далеко, но скорость заметно уменьшилась, полет стал значительно более устойчивым. С этим крылом у меня получились первые нормальные посадки.
Как мы все знаем, лучшее – враг хорошего. Решил попробовать на своем псевдоBixlerе турбулизатор, какие в прошлом веке мы делали на планерах. Дело недолгое: калькулятор, линейка, шило и одна половинка крыла исколота дырками. Сделал его на левой половинке крыла, чтобы увидеть, сработает ли эта штука на пенопласте. Запуск – модель уверенно заваливается вправо, триммер не компенсирует, так и провел полет, постоянно удерживая самолет от правого крена. Вечером проколол правое крыло и на следующий день наслаждался чуть ли не парящими полетами. Во всяком случае, двигатель отключал намного чаще, чем до этого и обороты держал заметно меньше.
Для тех, кто не совсем в курсе: дырчатый турбулизатор делают в виде отверстий диаметром 0,7 мм, расположенных через каждые 25 мм на расстоянии 15% хорды от носика крыла. У меня турбулизатор заработал после прокола отверстий 2-х мм шилом.
Общий вид.
Через какое-то время медленные плавные полеты надоели, но отрывать уши на спортивном крыле ещё не решался. Тогда просто вырезал элероны на тренировочном крыле, снабдил его турбулизатором и с удовольствием летаю, набираю опыт, навыки, а главное – получаю огромное удовольствие от полетов, чего и вам от всей души желаю!!!
Выбрал я, как понятно из заголовка, Wing Dragon. Принес, распаковал, собрал, зарядил батарею и – в небо! Первый полет длился секунд десять (наверное, я здОрово преувеличил). И пошло… Просто падения, морковки с небольшой высоты, морковки с большой высоты, морковки на полном газу... После того, как был убит один из аккумуляторов, пришло время разбираться, что же происходит?
Хотя раньше никогда не пользовался р/у моделями, считал, что у меня все легко получится – ведь четверть века назад сам рулил на вертолёте. Оказалось, тот опыт здесь не действует. Во всяком случае, в первых полетах. Навыки управления из кабины не помогали вести модель под любыми ракурсами. В небе нет мелочей!— старая истина, относящаяся и к авиамоделизму. Пришлось садиться за тренажеры, или, как их сейчас называют – симуляторы. Через пару недель решил, что уже готов к реальным запускам. К этому же времени понял, что несколько ошибся в выборе первой модели. Wing Dragon довольно быстрая машина, а с крылом для начинающих, без элеронов, слишком резко клюет носом при поворотах. Поэтому взялся за доработку спортивного крыла. Просто приклеил к нему уши и получился совершенно другой самолет. Да, ещё убрал шасси. До настоящего Bixlerа ему, конечно, далеко, но скорость заметно уменьшилась, полет стал значительно более устойчивым. С этим крылом у меня получились первые нормальные посадки.
Как мы все знаем, лучшее – враг хорошего. Решил попробовать на своем псевдоBixlerе турбулизатор, какие в прошлом веке мы делали на планерах. Дело недолгое: калькулятор, линейка, шило и одна половинка крыла исколота дырками. Сделал его на левой половинке крыла, чтобы увидеть, сработает ли эта штука на пенопласте. Запуск – модель уверенно заваливается вправо, триммер не компенсирует, так и провел полет, постоянно удерживая самолет от правого крена. Вечером проколол правое крыло и на следующий день наслаждался чуть ли не парящими полетами. Во всяком случае, двигатель отключал намного чаще, чем до этого и обороты держал заметно меньше.
Для тех, кто не совсем в курсе: дырчатый турбулизатор делают в виде отверстий диаметром 0,7 мм, расположенных через каждые 25 мм на расстоянии 15% хорды от носика крыла. У меня турбулизатор заработал после прокола отверстий 2-х мм шилом.
Общий вид.
Через какое-то время медленные плавные полеты надоели, но отрывать уши на спортивном крыле ещё не решался. Тогда просто вырезал элероны на тренировочном крыле, снабдил его турбулизатором и с удовольствием летаю, набираю опыт, навыки, а главное – получаю огромное удовольствие от полетов, чего и вам от всей души желаю!!!
Свои впечатления я привел описании видео.
А писать об отдельных примерах, да еще если сам не понял преимущества и недостатки...
Есть крыло тренировочное Дракоши. Мы на нем почти не летаем, так что можно смело экспериментировать.
Дома разметил положение отверстий. При хорде 155 мм на расстоянии 23 мм от передней кромки (15%).
Шаг 25 мм.
Вышли на свое поле чудес. Делаем пару полетов чтобы прочувствовать модель.
Потом прокалываю отверстия на левой плоскости. На видео в титрах ошибся
Разница чувствуется - посадка далеко и не очень мягко.
Прокалываю вторую полуплоскость и в полет. Положительный эффект чувствуется. По моему на видео видно - ставишь Дракошу на большие углы атаки - летит и не сваливается.
Так что рекомендую попробовать. Тем более, что отключить такой турбулизатор очень просто полоской узенького скотча.
Вот видео отчет.
http://www.youtube.com/my_videos?o=UСегодня попробую продырявить и пилотажное крыло.
Удачных экспериментов.
PS
За видео не ругайте - снимал внук. Было пасмурно и не взяли ни штатива, ни монопода, ни плечевой упор.
Диаметр не скажу - в EPP померить проблематично :)
Прокалывал шилом 1,8 мм
Хочу еще попробовать турбулизатор типа такого, который использует Алексей Бушмакин (Харьков):
http://forum.modelka.com.ua/threads/20345-Acromaster-Multiplex/page30
Можно клеить на двусторонний скотч и поиграться с высотой, шагом...
Вы осуществили то, что я не решился сделать на своем Bixler. Вы продырявили крыло! Я про это читал в книге Костенко "Проектирование и расчет моделей планеров", но в силу того, что не хотел испортить крыло сделал другой турбулизатор - в виде нити впереди носика профиля на расстоянии 10% хорды.
Я своим турбулизатором тоже доволен - планирование Bixlerа стало лучше. Теперь попробую создать для него крыло другого профиля и сделаю дырчатый турбулизатор.
Спасибо за то, что поделились опытом.
Фото моего Bixler с турбулизатором в виде нити (диаметром примерно 1мм) на расстоянии 10% хорды от передней кромки крыла.