Главная — Пресс-центр
Воздушный Кодекс РФ - не лети, модель!
В 2011 году перед авиамодельным сообществом вдруг возникла серьезная проблема законности полетов авиамоделей. Как оказалось, правила Международной Федерации Аэронавтики FAI далеко не единственные, регламентирующие порядок запуска авиамоделей. Принятые постановлением Правительства РФ №138 от 11.03.2010 Федеральные Правила использования воздушного пространства стали по сути заградительной мерой для существования авиамоделизма, как явления.
Особенность заключается в том, что теперь любая авиамодель классифицируется, как беспилотный летательный аппарат. Вот определение БПЛА из этого постановления - Статья I пункт 2:
Пункт 2. "Беспилотный летательный аппарат" - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов;
Никаких иных уточнений, указаний на спортивные или развлекательные цели использования в принятых Правилах нет, а значит любые модели, особенно управляемые по радиоканалу или даже свободнолетающие планеры - это беспилотные летательные аппараты, и их перемещение в воздушном пространстве России должно происходить строго по закону!
Что требует закон?
Воздушное пространство разделено на три категории: А, С и G (пункт 10 Постановления Правительства № 138 от 11.03.2010) До высоты первых двух категорий авиамодели не долетают, а вот категория G как раз то самое пространство у земли, где и летают наши модели. Казалось бы ничего особенного, определение категории G в Правилах заканчивается вполне безобидной фразой:
Пункт 10. "Класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. ...... При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется."
Необязательность получения разрешения не означает бесконтрольные полеты, уведомить соответствующий орган по управлению воздушным пространством все же необходимо:
Пункт 124. "Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G..."
Причем уведомительным порядок использования является только для пилотируемых воздушных судов. Для беспилотных летательных аппаратов этот порядок строго разрешительный:
Пункт 52. "Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства."
Нужно ли говорить, что получать разрешение на каждый полет каждой авиамодели нереально абсолютно! Тысячи мальчишек, запускающие модели в свободное время в городских парках и на загородных полянах физически не смогут преодолеть все административные барьеры для получения разрешений на 5 минутный полет модели! Так и получается, что регулируя воздушное пространство, чиновники из Правительства фактически вытесняют из него тех, кто всей душой с детства стремиться к авиации и мечтает подняться в это самое пространство.
Описанная выше проблема наверно прошла бы незамеченной для авиамоделистов, ведь не каждый читает перед сном Воздушный Кодекс и следит за его новыми версиями, но бдительная полиция нас бережет! Несколько громких случаев обсуждались в авиамодельной среде в 2012 году, известны и свежие случаи 2013 года. Вот яркий пример из Барнаула, где сотрудники транспортной прокуратуры довели дело до суда за полеты моделей вблизи аэродрома:
Полный вариант документа прилагается ниже. Еще один заслуживающий акцента случай произошел в Зеленограде, где наряд сотрудников полиции пытался запретить тренировочные полеты и привлечь к ответственности целую группу ребят, запускавших модели на обычной поляне на окраине города. Можно только радоваться проведенной реформе в полиции, благодаря которой стражи порядка знают и блюдут даже воздушный кодекс - честь и хвала, ведь поймать и наказать громко шумящих авиамоторчиками мальчишек гораздо проще, чем вечно скрывающихся преступников и наркоманов!
После этого, и некоторых других случаев, последовали ряд обращений от авиамоделистов в региональные органы законодательной, исполнительной власти и даже на имя Президента Российской Федерации. Федерация Авиамодельного спорта приступила к решению данной проблемы направив официальное письмо в Министерство транспорта. В 2012 году было проведено несколько встреч с сотрудниками Минтранса и Росавиации, в результате активного взаимодействия было достигнуто понимание о необходимости внесения в законодательство понятия "Авиамодель" и установлении облегченных принципов регулирования полетов авиамоделей. в 2013 году вопрос находился на согласовании в Минэкономразвития и Правительстве и вот недавно свет увидел проект Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов". (прилагается).
Изучить проект Федерального закона вы можете самостоятельно, но забегая вперед отметим - ничего не изменилось. Проведенное публичное обсуждение, в котором ФАС России так же приняла участие, показало несоответствие внесенного Правительством законопроекта целям регулирования.
Сегодня мы продолжаем работу по "легализации" авиамодельного спорта в Российском воздушном пространстве совместно с рядом заинтересованных организаций, в числе которых Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» Государственный научный центр Российской Федерации, Ассоциация индустрии беспилотных авиационных систем. Общими усилиями удалось добиться того, что Минэкономразвития готовит обращение в Правительство об отзыве законопроекта на доработку, на ближайшее время по вопросу проекта ФЗ по беспилотным авиационным системам Департаментом промышленности и инфраструктуры Правительства РФ планируется проведение рабочей встречи с представителями Минэкономразвития РФ, Минтранса РФ и участниками общественного обсуждения проекта, представившими свои замечания. В целях выработки единой позиции на рабочей встрече в Правительстве РФ, Ассоциацией индустрии БАС предложено провести предварительную встречу участников общественного обсуждения проекта в рамках проводимой в период с 22 по 24 октября Международной конференции «Технологии беспилотных авиационных систем» (ВДНХ).
Помните этот плакат советских времен?
Тогда государство заботилось о техническом воспитании молодежи и авиамоделизм находился на подъеме своего развития! Мы надеемся, что и теперь большое государство, регулируя свое большое воздушное пространство не оттолкнет от него тех, кто своим увлечением формирует ряды целеустремленных и квалифицированных кадров Российской авиации!
Мы будем информировать вас о всех существенных новостях в данном вопросе, ну а пока желаем всем авиамоделистам чистого неба и хороших полетов!
информация с сайта федерации авиамодельного спорта
http://www.fasr.ru/Item/998
Может кому пригодится http://fpln.ru/ (Андрей С, Якутск)
А на счет FPV зайдите в игрушечный магазин возмите вертолет,квадрик, авто и тд с камерой чем не FPV.
Что касается организации полетов.
Кто нибудь может сказать что в вашем райоене городе области администрация хоть какого уровня организует картодромы, летные поля и тд.
Нет инет, все что имели продали, все что имеем держется на нас на энтузиастах за свой страх за свои средства. Клубы так это вообще слезы даже если они и остались.
Зато красиво разглагольствуем о нехватке инженерных кадров, професионалов в различных отраслях...
Тут мораль та простая - не летайте возле аэродромов! всё!
Это хорошо что у Васесть где летать. У нас тоже есть аналогичный аэродром - Калачево. Принадлежащий Челавиа и бывшему аэроклубу. Летать там тоже можно на тех же условиях. Вот только от 60 КМ от города, плюс город еще 20 км.
Если и надумаешь доехать то не раз подумаешь стоит ли.
Потому летаем в основном недалеко от поселка и озера Кременкуль. Гдето 6 км от города по нормальной дороге. На rcdesigen мжно посмотреть - "Челябинским пилотам посвещается" Два года назад своими силами и деньгами в общем кто как может расчистили и построили собственную взлетную полосу. Соответствено и обихаживаем площадку.
Все бы ничего, но рано или позно, нас отсюда просто попросят. Все продается под застройку. Сколько протянем незнаю. Жалко, много сил и средст вложено. А так, все что имели начиная от клубов и площадок давно похерено. Помощи от государства и местных органов - недопросишься. Второй год проходит чемпионат росии по воздушному бою ( кордрвики).... Пафосу много, только все это на голом месте.
Я думаю это относится к моделям с FPV оборудованием и моделям с программируемым автопилотом. И это вполне резонно. Ведь запретили же запуски моделей ракет с пороховыми движками типа МРД, которые раньше мы делали в доме пионеров. Просто маджахеды еще туповаты в этом плане, а что мешает прикрепить какой-нить пластид к самолету с FPV и направить его куда надо. Другое дело если ты управляешь своим ЛА с пульта в пределах видимости без всяких допсредств, ведь дальше метров 200 уже управлять им не сможешь.
Но зато на 40 МГц целых 4 канала можно использовать.
Давайте еще на эту тему побоимся -))
Подкину еще темы для пугалок:
-всемирное потепление
-истощение природных ресурсов
-спид
-озоновая дыра..
Еще на 4х4 сотни рублей вполне можно наскрести. Дерзайте.
Я так же нашел вот такую схему аэропорта своего города (это пример как выглядит) http://www.avsim.su/file_images/110/img49343_1.jpg
Там можете видеть радиус работы аэропорта, и примерные стороны откуда заходят борты на посадку и взлетают. Но это при штатных ситуациях! НО пилоты имеют право отклонятся от маршрутов, поэтому лучше вообще держаться подальше от обозначенных территорий.
Конечно если у вас пенолет 200гр то полетать можно и в парке на лужайке но чем крупнее модель тем дальше надо держаться от людей и объектов, любых.
По ФПВ. Отговорки, что пенопластовая модель не причинит ущерба самолету при столкновении, считаю вообще за гранью разумного. Если будет хоть касание зафиксировано то все, можно прощаться с этим направлением моделизма. Поэтому проявите максимум благоразумия и бравада тут совершенно ни к чему.
Схемы аэропортов можете поискать здесь http://www.avsim.su/f/skhemi-aeroportov-110/
Да и если есть тут реальные пилоты или кто разбирается в том как читать подобные схемы то с удовольствием послушаем "ликбез" ) Или поделитесь ссылкой где и что читать.
И многие говорят что через занятия авиамоделизмом идет воспитание кадров для реальной авиации. Но надо и действиями это подтверждать. Надо развиваться и не зацикливаться на моделях. Это больше к молодежи относится, для тех кто хочет связать свою жизнь с авиацией.
Умничать не буду ) Тружусь в гуманитарной сфере. Я хоббист выходного дня )
Но мне все равно интересно почитать теорию авиации.
Вот поделюсь тем что может кому будет полезно или интересно.
Раньше я симуляторами увлекался, пока про авиамодели не узнал )
На avsim.su очень много информации.
Вот сейчас увидел что они сделали авиа-википедию, по эропортам много что есть www.avsim.su/wiki
Еще такую интересную карту обнаружил ) http://skyvector.com/
Извините за сумбурное написание.
но если умники, типа ( а что если, а при такой дальности полётa прицепить что и доставить туда то будут посещать форумы) то я думаю действительно на до запрещать всё это, тут за плюсики то жопку раздвигают, а за деньги то и самолёт с бомбой тёще научат как собрать.
И не гоните про попытки ДЕГРАДИРОВАТЬ молодёж, нехер летать у ВПП аэропортов ( надо этих уродов казнять)