После Цессны решил пока не переходить на что-то типа Вжика или пилотажки - нравятся неспешные полеты, не требующие большой концентрации. Вспомнил, что года 3-4 назад начинал строить с дальним прицелом на управление таймерную модель с МК-12 (есть и МК-12, и МК-17, и Сокол- вопрос в том, чтобы их завести =( ). Сделал фюзеляж и одну консоль, дальше интерес пропал… или пришло осознание, что полететь ему не суждено. Теперь, с доступным оборудованием, можно повторить попытку.
Собственно чертежи из книги «Лети, модель» и в формате Компаса- см. http://files.mail.ru/56CQDL
Я, наверное, немного помешан на разборности всего, чего можно. Согласитесь- лучше при ударе консоли сойдут со штырей крепления или стабилизатор сорвется с резинки, чем указанные узлы будут вырваны с мясом, еще и лонжерон где-то треснет… Так что самолет будет разбираться до состояния «2 консоли, центроплан, фюзеляж, стабилизатор, киль, шасси». Только рули не снимаются =)
Начинка (конечно, не единственная возможная):
Акки: ZIPPY Flightmax 1600mAh 3S1P 20C (Аккумулятор литий-полимерный ZIPPY Flightmax 1600мАч 3S1P 20C или ПФ) и ZIPPY Flightmax 2200mAh 3S1P 20C ( ZIPPY Flightmax 2200mAh 3S1P 20C или ПФ).
Мотор: HobbyKing Donkey ST3007-1100kv (БК мотор HobbyKing Donkey ST3007-1100kv или ПФ).
Регуль: использованAvionix LIGHT-3S-30A-L (Е-флай), позже будет Hobbyking SS Series 40-50A ESC (Hobbyking SS Series 40-50A ESC (Opto only) или ПФ).
Сервы- все разные: на элероны и РН- Turnigy1800 (ХК или ПФ) , на РВ- EM 9г (ХК или ПФ), на закрылки планировал Turnigy TG9e (ХК или ПФ), почему планировал- скажу позже.
Винты: GWS EP Пропеллер (DD-9050 229x127мм) (6шт/компл) или Пропеллер SF 10x4.7 / 254x119.5 мм с адаптерами, черный (5 штук в упаковке)
На саму «шкурку»- 6 листов потолочки, 2 сосновые рейки 5*2*900, короткие рейки 3*5, фруктовая фанера, и великий Скотч.
Начал с фюзеляжа: распечатал и вырезал боковины, для усиления приклеил сосновые рейки 2*5 (на чертеже в Компасе показаны двойным синим).
Из фруктовой фанеры выпилил шпангоуты и горизонтальные переборки-пусть будут «полом кабины».
На эпоксидной смоле собрал из них каркас.
Примерка с боковинами.
Соединил в одно целое, использовал Титан.
Поставил рейки 3*5 на верхний и нижний край кабины (плоскость установки крыла и шасси). Позже сделал усиление от конца нижней рейки до шпангоута №5, в месте «перелома» фанерная накладка на смоле. (см. Компас)
С хвостом тоже что-то надо делать. Я решил сделать это что-то из плотного мелкошарикового упаковочного пенопласта (который не рассыпается в руках).
Вклеил в хвост, понятно, тоже Титаном.
Добавил шпангоут №4 в месте стыка частей боковин, сразу приклеил сверху часть верхней обшивки.
И шп. №5 посредине хвоста (между 4 и чем-то пенопластовым).
С остальной частью не стал заморачиваться (в смысле шаблона)- приклеил длинный прямоугольник, обрезал по месту. Остаток замечательно пошел вниз.
Пока не зашил фюзеляж, внутри поместил сервоудлинители (ведь оперение снимается, а машинки на нем) . Сделаны из собственно удлинителей и компьютерных шлейфов.
Зашил снизу, оклеил скотчем- пусть самолет будет ярким и заметным.
А пока не оклеил- приклеил регентом площадку стабилизатора.
Фюзеляж готов, можно пока его отложить. На очереди крыло. Для всех 3 частей заготовки нижней плоскости несложные- 495*200 мм, плюс по 6 полосок шириной 20 мм. (фото нет, но резаную потолочку все видели).
Для переднего лонжерона центроплана склеиваем 3 полоски и к ним добавляем линейку шириной 20 мм, сушим под грузом. Именно так, не повторяйте моей ошибки- я сначала склеил полоски, их приклеил к нижней плоскости и только потом- линейку, без прижима. Вот результат- ничего смертельного, но и не идеально.
Ну ладно, поехали дальше. Задний лонжерон снова из 3 полосок (горизонтальных) и линейки. Сразу подшкуриваем лонжерон, чтобы образовать плоскость для обшивки- должно получиться примерно так.
Для более точного профиля поставил полунервюры, в середине 2 вертикальные переборки, чтобы резинка крепления не проминала верхнюю обшивку.
По передней кромке под углом (в соответствии с контуром нервюры) поставил полоску шириной 10 мм, к ней будет удобно приклеить верхнюю обшивку.
Вырезаем из центроплана закрылки, их ширина 60 мм, длина из расчёта, что между закрылком и фюзеляжем 5 мм; снизу ножом и шкуркой обрабатываем до такого состояния.
Навеска на петли из бутылки от кока-колы ©.
Консоли конструктивно повторяют центроплан, отличия небольшие-«потолочная» часть вертикального лонжерона из 2 слоев, нет нервюр, зависающие элероны на весь размах (ширина и петли- как на закрылках), по передней кромке треугольный «профиль» (не знаю, как точно определить этот злемент):
Законцовки из пеноплекса, остался от ремонта. Если напрячь воображение, их можно представить красной и зеленой.
Крыло надо как-то собирать =) поэтому берем 3 шестиугольных карандаша и 1.5 сварочных электрода диаметром 3 мм или стальную проволоку.
Карандаши режем на 8 кусочков по 50 мм, электроды на 4 по 100 мм. Из карандашей выбиваем грифель, дырку рассверливаем до 3 мм. Мне повезло сделать это на токарном станке. Проволоку вклеиваем на ЦА в карандаши (если захотите сделать Vкрыла, проволоку лучше согнуть заранее).
Еще раз проверяем, совпадают ли линеечные лонжероны. Приклеиваем штыри к центроплану, а втулки в консоли.
Можно обшивать сверху. Я сделал ошибку, обшив центроплан раньше (в результате опытов с Регентом внезапно выделилось много пены, надо было куда-то ее деть- я с перепугу и склеил крыло). Пришлось резать, как вы видели. Кстати, здесь и далее использован именно Регент- в бутылке он начал засыхать, жалко. Не знаю, как сфотографировать процесс обшивки, но думаю, все ясно. Верхний обвод перед приклейкой изогнут на трубе, чтобы не было напряжений. Результат- готовое крыло.
После обтяжки скотчем.
Кабанчики на элеронах из АМг 0.5 мм (думаю, можно попробовать жесть от любимой сгущенки), приклеены термоклеем.
На закрылки должны были встать такие же, но- внезапно- одна из пришедших машинок (TG9e) сгорела при подключении. Пришлось закрепить закрылки на скотч и оставить до лучших времен, пока придут новые машинки.
Оперение из двойной потолочки. Петли РВ- изолента, РН- тонкий гибкий пластик.
Слои стабилизатора склеены титаном, киль- Регентом (показалось гораздо лучше).
Киль на 2 штырьках из проволоки 1.8 мм, вставляется во втулки из реек 5*5 или карандашей. Абсолютной жесткости нет, но и нагрузка на киль небольшая.
Крепление совсем несложное- через стабилизатор проходит крючок, к нему цепляется резинка.
Мотор закреплен к 1 шпангоуту на «мотораме» из болтов 4*60. Выкос делается понятно чем.
Капот и «лобовое стекло» из бутылки.
Шасси Полутораметровому (вот он кто будет!) достались от Цессны. Выглядит слабовато, но держится на удивление хорошо (плотно притянуто резинками). В Компасе трехстоечные, они мне больше нравятся во всем, но проволоку диаметром 3 или хотя бы 2 мм найти не удалось. Плюс вопрос крепления к шпангоуту.
Когда дело дошло до центровки, в нос пришлось добавлять аж 130 грамм. Теперь взлетный вес с акком 1600 ровно 999 грамм, с 2200- видимо, больше. Остается надеяться, что будущий передатчик FPV с камерой и батарейкой будет тоже около 130, чтобы догрузка стала полезной. Где-то читал, что профи строят модели так, что догрузка не нужна- видимо, мне до такого уровня еще далеко =)
Облет проходил не в самых приятных условиях - слабый, но порывистый ветер и 20 градусов мороза. Сделал пару кругов, попробовал планировать - неплохо. К сожалению, закончился облет об лед великой реки Волги, можно сказать с треском (вечером далеко отпустил, зарулился). Ну ладно, как сказал один уважаемый человек- «Не падает тот, кто не летает».
Покрутил рулями- следов аварии почти не видно.
В общем, самолет получился и полетел- если ему не мешать. Надеюсь, Вам понравилось.
P.S. Выражаю благодарность:
- семье за терпение (самолет строился долго и печально по всему дому), за все время бардаку рабочей обстановке в комнате уборками был нанесен минимальный урон.
-Григорию Шишкову за предоставленный для облета регулятор.
P.P.S. Альбом по постройке- здесь (Google+) и здесь (Вконтакте).
29.10.2012 Павел Николаев a.k.a. Student
Апгрейд до версии 2.1 (1.0 вместе с движком и мотошпангоутом навернулась при аварии на облете)
Моторама была придумана и сделана ночью, т.к. только вечером я узнал, что утром на полеты =) так ято конструкция, возможно, не оптимальна. Но работает- пусть живет.
И еще: ну не могу я не думать о морковках =( всегда при постройке прикидываю, что сломается, а что нет. Может, это и неправильно.
Сейчас самолет ремонтируется- центральная часть крыла отжила свое, как будут полеты- поищу оператора ;)