Итак, укусила меня в прошлом году еще какая-то муха и подбила построить первый самолет- Цессну. Все лето и осень он пробовал на прочность окружающий мир, и мир оказался прочней. Самолет потяжелел до 600 грамм, нос заполнился монтажной пеной (то есть Регентом =) ), пострадала геометрия.

После Цессны решил пока не переходить на что-то типа Вжика или пилотажки - нравятся неспешные полеты, не требующие большой концентрации. Вспомнил, что года 3-4 назад начинал строить с дальним прицелом на управление таймерную модель с МК-12 (есть и МК-12, и МК-17, и Сокол- вопрос в том, чтобы их завести =( ). Сделал фюзеляж и одну консоль, дальше интерес пропал… или пришло осознание, что полететь ему не суждено. Теперь, с доступным оборудованием, можно повторить попытку.
Собственно чертежи из книги «Лети, модель» и в формате Компаса- см. http://files.mail.ru/56CQDL
 

Оригинальные очертания фюзеляжа мне не понравились из-за длинной горизонтали после «кабины». В Компасе 2 моих варианта, рабочий-нижний (размеры сохранены, немного изменился контур).

Я, наверное, немного помешан на разборности всего, чего можно. Согласитесь- лучше при ударе консоли сойдут со штырей крепления или стабилизатор сорвется с резинки, чем указанные узлы будут вырваны с мясом, еще и лонжерон где-то треснет… Так что самолет будет разбираться до состояния «2 консоли, центроплан, фюзеляж, стабилизатор, киль, шасси». Только рули не снимаются =)

Начинка (конечно, не единственная возможная):

Акки: ZIPPY Flightmax 1600mAh 3S1P 20C (Аккумулятор литий-полимерный ZIPPY Flightmax 1600мАч 3S1P 20C или ПФ) и ZIPPY Flightmax 2200mAh 3S1P 20C ( ZIPPY Flightmax 2200mAh 3S1P 20C или ПФ).

Мотор: HobbyKing Donkey ST3007-1100kv (БК мотор HobbyKing Donkey ST3007-1100kv или ПФ).

Регуль: использованAvionix LIGHT-3S-30A-L (Е-флай), позже будет Hobbyking SS Series 40-50A ESC (Hobbyking SS Series 40-50A ESC (Opto only) или ПФ).

Сервы- все разные: на элероны и РН- Turnigy1800 (ХК или ПФ) , на РВ- EM 9г (ХК или ПФ), на закрылки планировал Turnigy TG9e (ХК или ПФ), почему планировал- скажу позже.

Винты: GWS EP Пропеллер (DD-9050 229x127мм) (6шт/компл) или Пропеллер SF 10x4.7 / 254x119.5 мм с адаптерами, черный (5 штук в упаковке)

На саму «шкурку»- 6 листов потолочки, 2 сосновые рейки 5*2*900, короткие рейки 3*5, фруктовая фанера, и великий Скотч.

 


 

Начал с фюзеляжа: распечатал и вырезал боковины, для усиления приклеил сосновые рейки 2*5 (на чертеже в Компасе показаны двойным синим).

Из фруктовой фанеры выпилил шпангоуты и горизонтальные переборки-пусть будут «полом кабины».

alt

На эпоксидной смоле собрал из них каркас.

alt

Примерка с боковинами.

alt

Соединил в одно целое, использовал Титан.

alt

Поставил рейки 3*5 на верхний и нижний край кабины (плоскость установки крыла и шасси). Позже сделал усиление от конца нижней рейки до шпангоута №5, в месте «перелома» фанерная накладка на смоле. (см. Компас)

С хвостом тоже что-то надо делать. Я решил сделать это что-то из плотного мелкошарикового упаковочного пенопласта (который не рассыпается в руках).

alt

Вклеил в хвост, понятно, тоже Титаном.

alt

 


 

Добавил шпангоут №4 в месте стыка частей боковин, сразу приклеил сверху часть верхней обшивки.

alt

И шп. №5 посредине хвоста (между 4 и чем-то пенопластовым).

alt

С остальной частью не стал заморачиваться (в смысле шаблона)- приклеил длинный прямоугольник, обрезал по месту. Остаток замечательно пошел вниз.

alt

alt

Пока не зашил фюзеляж, внутри поместил сервоудлинители (ведь оперение снимается, а машинки на нем) . Сделаны из собственно удлинителей и компьютерных шлейфов.

alt

Зашил снизу, оклеил скотчем- пусть самолет будет ярким и заметным.

alt

А пока не оклеил- приклеил регентом площадку стабилизатора.

alt

 


 

Фюзеляж готов, можно пока его отложить. На очереди крыло. Для всех 3 частей заготовки нижней плоскости несложные- 495*200 мм, плюс по 6 полосок шириной 20 мм. (фото нет, но резаную потолочку все видели).

Для переднего лонжерона центроплана склеиваем 3 полоски и к ним добавляем линейку шириной 20 мм, сушим под грузом. Именно так, не повторяйте моей ошибки- я сначала склеил полоски, их приклеил к нижней плоскости и только потом- линейку, без прижима. Вот результат- ничего смертельного, но и не идеально.

alt

Ну ладно, поехали дальше. Задний лонжерон снова из 3 полосок (горизонтальных) и линейки. Сразу подшкуриваем лонжерон, чтобы образовать плоскость для обшивки- должно получиться примерно так.

alt

Для более точного профиля поставил полунервюры, в середине 2 вертикальные переборки, чтобы резинка крепления не проминала верхнюю обшивку.

alt

alt

По передней кромке под углом (в соответствии с контуром нервюры) поставил полоску шириной 10 мм, к ней будет удобно приклеить верхнюю обшивку.

alt

Вырезаем из центроплана закрылки, их ширина 60 мм, длина из расчёта, что между закрылком и фюзеляжем 5 мм; снизу ножом и шкуркой обрабатываем до такого состояния.

alt

alt

Навеска на петли из бутылки от кока-колы ©.

alt

 


 

Консоли конструктивно повторяют центроплан, отличия небольшие-«потолочная» часть вертикального лонжерона из 2 слоев, нет нервюр, зависающие элероны на весь размах (ширина и петли- как на закрылках), по передней кромке треугольный «профиль» (не знаю, как точно определить этот злемент):

alt

Законцовки из пеноплекса, остался от ремонта.  Если напрячь воображение, их можно представить красной и зеленой.

alt

alt

alt

Крыло надо как-то собирать =) поэтому берем 3 шестиугольных карандаша и 1.5 сварочных электрода диаметром 3 мм или стальную проволоку.

Карандаши режем на 8 кусочков по 50 мм, электроды на 4 по 100 мм. Из карандашей выбиваем грифель, дырку рассверливаем до 3 мм. Мне повезло сделать это на токарном станке. Проволоку вклеиваем на ЦА в карандаши (если захотите сделать Vкрыла, проволоку лучше согнуть заранее).

alt

Еще раз проверяем, совпадают ли линеечные лонжероны. Приклеиваем штыри к центроплану, а втулки в консоли.

alt

Можно обшивать сверху. Я сделал ошибку, обшив центроплан раньше (в результате опытов с Регентом внезапно выделилось много пены, надо было куда-то ее деть- я с перепугу и склеил крыло). Пришлось резать, как вы видели. Кстати, здесь и далее использован именно Регент- в бутылке он начал засыхать, жалко. Не знаю, как сфотографировать процесс обшивки, но думаю, все ясно. Верхний обвод перед приклейкой изогнут на трубе, чтобы не было напряжений. Результат- готовое крыло.

После обтяжки скотчем.

alt

Кабанчики на элеронах из АМг 0.5 мм (думаю, можно попробовать жесть от любимой сгущенки), приклеены термоклеем.

alt

На закрылки должны были встать такие же, но- внезапно- одна из пришедших машинок (TG9e) сгорела при подключении. Пришлось закрепить закрылки на скотч и оставить до лучших времен, пока придут новые машинки.

 


 

Оперение из двойной потолочки. Петли РВ- изолента, РН- тонкий гибкий пластик.

alt

alt

alt

Слои стабилизатора склеены титаном, киль- Регентом (показалось гораздо лучше).

Киль на 2 штырьках из проволоки 1.8 мм, вставляется во втулки из реек 5*5 или карандашей. Абсолютной жесткости нет, но и нагрузка на киль небольшая.

alt

alt

Крепление совсем несложное- через стабилизатор проходит крючок, к нему цепляется резинка.

alt

 


Мотор закреплен к 1 шпангоуту на «мотораме» из болтов 4*60. Выкос делается понятно чем.

alt

alt

Капот  и «лобовое стекло» из бутылки.

alt

alt

Шасси Полутораметровому (вот он кто будет!) достались от Цессны. Выглядит слабовато, но держится на удивление хорошо (плотно притянуто резинками). В Компасе трехстоечные, они мне больше нравятся во всем, но проволоку диаметром 3 или хотя бы 2 мм найти не удалось. Плюс вопрос крепления к шпангоуту.

alt

Когда дело дошло до центровки, в нос пришлось добавлять аж 130 грамм. Теперь взлетный вес с акком 1600 ровно 999 грамм, с 2200- видимо, больше. Остается надеяться, что будущий передатчик FPV с камерой и батарейкой будет тоже около 130, чтобы догрузка стала полезной. Где-то читал, что профи строят модели так, что догрузка не нужна- видимо, мне до такого уровня еще далеко =)

Облет проходил не в самых приятных условиях - слабый, но порывистый ветер и 20 градусов мороза. Сделал пару кругов, попробовал планировать - неплохо. К сожалению, закончился облет об лед великой реки Волги, можно сказать с треском (вечером далеко отпустил, зарулился). Ну ладно, как сказал один уважаемый человек- «Не падает тот, кто не летает».

Покрутил рулями- следов аварии почти не видно.

 

 

В общем, самолет получился и полетел- если ему не мешать. Надеюсь, Вам понравилось. 

P.S. Выражаю благодарность:

- семье за терпение (самолет строился долго и печально по всему дому), за все время бардаку рабочей обстановке в комнате уборками был нанесен минимальный урон.

-Григорию Шишкову за предоставленный для облета регулятор.

P.P.S. Альбом по постройке- здесь (Google+) и здесь (Вконтакте).

 

29.10.2012 Павел Николаев a.k.a. Student