Доброго времени суток. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как я вчера во время полетов на своих моделях, стал случайным свидетелем полета параплана с мотором.
Вчера у меня выдался свободный денёк, я решил с другом взять несколько своих самолетов и поехать на поле по летать. Основной целью поездки было обкатать лыжи на 1,5 Цессне. Как делал лыжи и как они срабатывают на посадке не буду, так как здесь много писали об этом.
Приехав на поле мы не спеша разложили самолеты и провели все необходимые предполетные испытания. Я взял с собой все аккумуляторы для Цессны и был решительно настроен их разрядить. Цессну не запускал очень давно, последнее время больше внимания уделяю импеллерной части своей авиаколлекции. Пока я наслаждался ностальгическим пилотированием, то не обращал внимания что происходит на поле рядом со мной. Стоило мне в очередной раз посадить самолет для замены аккумулятора, как я краем глаза заметил метрах в 70-ти от меня фигуру человека, рядом с которым лежало несколько больших сумок и канистры. Проявив любопытство, я подошел к нему и по мере моего приближения я увидел за ним мотоустановку и тут мне стало все ясно. Это был параплан с мотором.
Подойдя к нему я первым делом с ним познакомился, а потом стал расспрашивать что да как.
Выяснилось, что для занятий данного вида спорта права(или что то подобное) не нужны, вес мотоустановки около 25кг плюс купол, горючего хватает примерно на 3 часа полета, но это на одной 5-ти(на глаз) литровой канистре, но при желании можно довесить несколько канистр, тем самым увеличив длительность полета. Средняя скорость около 60кч\ч, но это примерно, так как огромное значение имеет сила и направление ветра. Летать можно в ветер до 7м\с при минимальной температуре до -10С, как сказал мне пилот, некоторые летают и в более низкие температуры, все зависит от одежды и желания пилота.
Далее естественно я стал его расспрашивать сколько стоит это удовольствие. Если брать все новое, то мотоустановка с куполом обойдется примерно 200-250тр. Так как пилот которого я встретил оказался инструктором, то он рассказал о ценах и сроках подготовки, цена курса 20тр срок 10 уроков. Учить может на своей установке, а потом если понравиться/будут деньги, можно и купить. Вся установка представляет собой мотораму размером примерно 1,5мх0,6м и парашют, влезает в спортивную сумку средних размеров, плюс канистры. В общем все это хозяйство можно свободно перевозить на легковом авто.
Далее закончив расспросы я взял мобильник и решил заснять сие действие.
Когда наблюдаешь такое своими глазами, то испытываешь неописуемые ощущения, думать о том что испытывает пилот не приходиться. Запуская модели я испытываю сильный подьем эмоций и глубокое чувство свободы и удовлетворения, но все это происходит со мной на земле, генератор моих эмоций визуальная информация. Здесь же ты летаешь сам, так сказать делаешь следующий, серьезный шаг навстречу небу после авиамодельного спорта.
Проанализировав увиденное, для себя отметил, что для уверенного полета нужна огромная практика, особенно хочу отметить боковой пролёт над землей, я так понимаю что нужно четко иметь представление о дистанции до земли и заранее просчитывать/предсказывать траекторию и поведение этого летательного аппарата, так же надо иметь чувство высоты. Один раз в своей жизни мне посчастливилось прыгнуть с парашютом, это было очень давно и ощущения полученные при прыжке, я помню до настоящего момента очень ясно, особенно хочу отметить, что по мере приближения к земле у меня возникло ошибочное ощущение, на высоте примерно метрах в 70ти до земли, мне показалось что осталось метров 5-10.И думая о том какой ценой этот опыт возможно придется приобрести, становиться не много не по себе. Ошибки допущенные при пилотировании авиамоделью, несомненно выливаются в ощутимые не приятности, но эти не приятности меркнут при мыслях и последствиях, которые можно "приобрести" в данном виде спорта. Но как говориться кто не рискует тот не пьет шампанского. Что касается лично меня, то я с удовольствием накопил/занял средств и занялся этим видом спорта, но думаю что семья будет против.
Так что вот такая грустная статейка вышла.
Как говориться; и хочется и колется.(
Я новичок в парапланерной теме, но вот что думает брат (пилот со стажем) по этой теме:
«Давайте попробуем уточнить некоторые нюансы прежде чем записывать парапланеристов в камикадзе и начать «глумиться» на летунами подвергающими своё здоровье сомнительному испытанию..)))
Парапланеризм достаточно безопасный вид спорта (если хотите – расскажу об свободных полётах без мотора)
– там небольшие скорости полёта (около 30-50км/ч) ,вертикальные скорости приземления приближаются к нулю при благоприятных условиях (попробуйте сравнить с парашютными). По непроверенным данным закон позволяет учить парапланеризму с 8 лет. Существует статистика травматизма – приблизительно 1 серьёзная травма на 200(!) часов налёта. Статистика не означает, что Вы обязательно её получите – просто кто-то получит их 20 а остальные ни одной. Травмы в основном вероятны во время первоначального обучения-освоения и на стадии активного роста мастерства во время экспериментов. Для того чтобы не получать травм нужно просто дружить с интеллектом – летать только в условиях когда неожиданности исключены хотя бы по Вашему опыту- Вы (!) готовы лично к этим погодным условиям ,аэрологии местности, уровень Вашей подготовки достаточный. Если что-то не так – сидите ,пьёте пиво –никто Вас не осудит… Наоборот!)) Лучше быть осторожным «очкуном» чем безрассудным идиотом - заметят со стороны- прослывёте авторитетом..)))
Полёты делятся на динамические и термические- динамический полёт это когда Вас поднимает ветер устремляющийся вверх от достаточно протяжённого препятствия как от отбойника, термический –когда вверх Вас тянет нагретый столб воздуха от поля например…
Погодное ветровое окно для парапланеризма вообще достаточно небольшое –ветер от 5 до 10 м/с(при полётах в динамическом потоке) или от 0 до 10 в термичеких .
Полёты в прибрежных морских «динамиках» на порядок безопаснее материковых и тем более термических полётов. Дело в том что турбулентности воздуха там нет ни-ка-кой…
Следует помнить что воздух в динамическом потоке это река ,а рельеф местности её жёлоб с препятствиями – следует просто избегать полёта в тех зонах где по вашему будут водовороты , стремнины и «водяные» жгуты- и будет Вам счастье!)))
Термичные материковые полёты совсем другое дело – в достаточно жёстких термичных условиях стоит летать только уже владея крылом в совершенстве либо откладывать полёт до приемлемых условий «мягкой» термичности (динамические полёты на материке не исключение)…
На последок напомню что бьются о землю а не об воздух – поэтому высота свыше определённой критической на безопасность не влияет или влияет только в лучшую сторону (запасом времени на реакцию)- в этом отношении парапланеризм безопаснее например мотокросса или фрирайдинга и даже пожалуй горных лыж!)))) Поэтому лететь орать с 500м лучше чем с 70м молча- есть время что-то делать для исправления или кинуть запаску…
Кстати людям собирающимся жить вечно сообщаю пренеприятное известие что все мы смертны и диванный образ жизни может даже более приблизить Ваш конец чем скажем альпинизм или парапланеризм – просто «закончите» Вы ещё от более «скучных» вещей чем битьё об скалы или переломы конечностей с позвоночником.
Оборудование:
Крыло + подвесная система - б/у 30 тыс руб и выше,новое 60тыс руб и выше;
Запасной парашют(нужен только при предполагаемых полётах на высотах более 70 м)- б/у от 6 тыс руб ,нов от 12 тыс руб…
Шлем(можно горнолыжный) ,ботинки с фиксацией голеностопа(можно трекинговые) без открытых крючков,перчатки(по типу велосипедок).
Кстати – большинство парапланеристов свободники (летают без мотора), но случается летают и на мото- …- цены там от 50 тыров за самые несерьёзные моторы до …. В Приморске-Ахтарске есть мотопарапланерист вполне себе удачно летающий на крупном модельном электродвижке с аккумулятором… Вот как-то так из личного опыта 6 лет полётов. Удачи!»
...... Изумительный вид спорта. Самый доступный из авиационных после авиамоделизма. Однажды попробовав уже не бросиш никогда !!!
Электромоторы для паропланов где можно купить, не подскажите?
Вообще, для полетов в терме -динаме мне нравятся обычные планерочки (и их моторизированные собратья) , ибо их универсальность позволяет летать в термике и в динаме. На моём планере нет элеронов, из-за этого управляемость оставляет желать лучшего, тем не менее планер хорошо управляется одним рулём направления и рулём высоты на простых проходах (галс, прямой полет, плавный разворот). В случае потери термика или вываливания из динамы включаю мотор и взмываю ввысь искать ветер/термик. Термики этот планерок не особо обрабатывает, ввиду того, что конструкция достаточно тяжёлая -фюз пластиковый, крыло после многократных починок (я 4 владелец данной машины) заметно утяжелилось, удельная нагрузка на единицу площади великовата для успешного парителя, тем не менее термики на нём обработать удаётся, нужно лишь умение и везение.
Мне нравятся планеры размахом от 2 метров (поадекватней управление, стабильность, неплохая парючесть) поэтому рекомендую именно присмотреться к планерочкам от 2-2,5 метров размахом.
P.S.
Вышесказанное не является догмой и инструкцией, я лишь делюсь своими впечатлениями.
Всем удачных полетов!!!
P.S.
по поводу цены.
БУ крыло в нормальном состоянии можно тысяч за 20 взять,+ подвеска, запаска, шлем, обувь. И на горку или если таких нет, на ближайшую лебедку. Естественно не самостоятельно а под руководством инструктора или просто опытного пилота. Вменяемые пилоты не отказывают в обучении или совете новичку, ибо цена неопытности может быть слишком высока.