Этот самолет я начинал делать еще прошлой зимой, т.е. почти полтора года назад. На тот момент он был моей второй моделью (после цессны), но постройка и отделка затянулись более чем на пол года, а первый полет удалось совершить только через год (уже этой зимой), за этот период я параллельно построил и облетал еще несколько моделей, а Ла-5 все ждал вдохновения для окраски и прочего...
В качестве чертежей для расчета всех размеров и формы деталей использовал вид в трех проекциях с википедии:
Вообще это схема от Ла-7 (изначально я именно его и задумывал), но из внешних различий у этих двух самолетов - только перенесенный назад радиатор на брюхе, который у меня отсутствует. Я даже и сейчас периодически называю свою модель то Ла-5, то Ла-7.
Также мне была неясна точная форма поперечных сечений в разных частях самолета, чтобы сделать правильные шпангоуты. Этот вопрос я решил с помощью найденных чертежей Ла-7 для постройки большой бальзовой модели (на сайте rc-aviation).
Электроника, ТТХ и видео - в конце статьи. Все картинки кликабельны и доступны в большем размере, если нужно.
Начал я с фюзеляжа.
Эти штырьки для лучшей фиксации моторамы (без них было бы не менее прочно, но мне всегда хочется перестраховаться).
Сама моторама из двух склеенных кусочков линейки, т.к. куска фанеры у меня не было. По этой же причине моторама состоит из двух слоев - линейки клеятся на квадратный кусок пластика, чтобы винты вкручивались в мотораму надежнее.
Почему такая странная форма деревянной части моторамы - будет видно дальше.
Фюзеляж пока откладываем, займемся хвостовым оперением. Оно делается из двойной потолочки. Кромки я сошкуривал до склеивания половинок между собой, просто зафиксировав скотчем:
Руль высоты я делал с осевой аэродинамической компенсацией, как на оригинале, но не совсем пропорционально. Для этого части стабилизатора, где будут петли, должны несколько выступать назад, вдаваясь вглубь РВ.
Навеска рулей - на двустороннем скотче (я всегда клею два слоя подряд, т.к. одим мне кажется совсем тонким). Не забываем и про синхронизатор между половинками РВ, его я сделал из канцелярской скрепки. Чтобы его не вырывало из потолочки, края его лучше также прихватить площадками из двухстороннего скотча.
По размаху стабилизатор усиливаем вклеиванием бамбучины и затем приклеиваем вторую половинку.
Получаем такой РВ с компенсаторами:
Далее черед вертикального оперения. Его также усиливаем зубочисткой и куском бамбучины.
Далее все заклеиваем, принцип тот же.
Теперь переходим к сборке крыла. Лонжерон у меня потолочно-линейчатый. Делаем V-крыла, как на оригинале. Деревянная часть склеивается из трех кусков линейки.
Второй лонжерон потоньше и короткий, нужен, в основном, для поддержания V-крыла и увеличения прочности при склеивании двух половинок обшивки.
Вырезаем две половинки крыла и приклеиваем по одной полоске потолочки по передним и задним кромкам.
Прикливаем лонжероны по размеченным линиям сначала к одной половинке, потом к другой, одновременно промазывая стыки обшивки в месте их соединения. Получаем такую заготовку крыла:
Добавляем нервюры:
Ну, и приклеиваем обшивку, притягивая по очереди половинки крыла скотчем к ровной поверхности и придавливая все это в нужных местах книгами. Особенно важно придавить заднюю кромку, чтобы между верхней и нижней обшивкой сзади не было щелей (на фото книг уже нет).
Снова возвращаемся к фюзеляжу. По бокам от моторамы прорезаем отверстия для обдувки аккумулятора и регулятора, которые располагаются в отсеке позади моторамы.
Крыло спереди будет вставляться штырем в прорезь, а сзади - притягиваться винтом. Поэтому место под штырь в нижней части фюзеляжа укрепляем:
Решил также сделать отверстия для выхода входящего спереди воздуха наружу (в оригинале это - створки выхлопа от двигателя):
Делаем штырь на крыле с соответствующим укреплением:
В задней части крыла укрепляем место ввинчивания винта. Для этого я вклеивал пластинку из пластика, дополнительно усиливая деталями из бальзы и промазывал это хозяйство поксиполом:
Отверстие под штырь в передней нижней части фюзеляжа:
В фюзеляж вклеиваем две гайки под винт. Для этого я приклеил изнутри пластинку из 2,5-мм бальзы, а чтобы она не прогибалась при затягивании, поперек фюзеляжа приклеил на бальзу еще 8-мм бальзовый уголок. Внутреннюю гайку клеил на поксипол.
Наружную гайку клеил термопистолетом и фиксировал по бокам и сверху бальзой:
В передней части фюзеляжа я добавил полушпангоуты, для более прочной фиксации обшивки:
Также я добавил бальзовые стрингеры в нескольких местах, идущие, однако, не по всей длине фюзеляжа, здесь это видно:
Хвостовое оперение встало на свое место:
Убеждаемся, что все ровно:
Элероны я решил сделать небольшими, но все же большего размера, чем на оригинале. Крепление в крыло - на "классических" петлях из нитки (пластиковыми я тогда еще не пользовался):
Сервомашинки в крыло я ставлю боком, чтобы из крыла торчали только качалки. В этом случае придумал такие крепления (впоследствии для других самолетов придумал гораздо более простую схему):
Сервы внутри фюзеляжа я обычно креплю вот в таких домиках:
Удобство всех этих конструкций в том, что сервы можно всегда открутить.
Прорезаем верхнюю часть фюзеляжа в районе будущей кабины. Здесь будет доступ к сервомашинками хвостового оперения:
Начинаем клеить обшивку. У меня это был первый опыт в изготовлении объемного фюзеляжа из потолочки, в некоторых местах пришлось "попотеть", но в целом сильных затруднений это не вызвало. Прежде чем гнуть любую часть обшивки, с внешней стороны ее нужно обклеивать скотчем, чтобы не лопнула. А в местах изгиба изнутри нужно аккуратно продавливать многочисленные линии, я это делал ребром минусовой отвертки.
Перед полной зашивкой задней части фюзеляжа устанавливаем тяги к хвостовым рулям. Я делал их из 1-мм проволоки ОВС, в местах пересечения обшивки и шпангоутов проволока проходит в боуденах из коротких кусочков от ватных палочек.
Особо трудные и большие куски обшивки я при сгибании прогревал феном, чтобы лучше зафиксировать их форму, так приклеивать их значительно проще:
Приклеиваем обшивку в передней части и получаем такой вот бочонок:
Оформляем "воздухоотводы":
Ошкуриваем всю тушку, вот так она выглядит в предварительной сборке (еще без зализов крыла):
Снизу отверстие для доступа к аккумулятору, регулю и приемнику. Специальных люков я делать не стал, единственное небольшое неудобство - для замены аккума надо снимать крыло, но это сделать очень быстро.
Да, еще одна важная часть - капот. Пеноплекса в то время у меня еще не было и в помине. А пенопласт, который был, показался слишком мягким и нежным. Поэтому капот я решил делать, склиевая между собой "блины" из потолочки. Все это хозяйство ошкурил на дрели, в итоге получилось неплохо:
Внутри прорезал отверстие и тоже его ошкурил. Крепится капот на магнитах, которые вклеиваются в бальзовое кольцо, а положение фиксируется четырьмя штырями из бамбучин. На фюзеляже делается ответное кольцо с металлическими пластинками (из кофейной банки) и ответными отверстиями под штыри:
Так капот предварительно смотрится на фюзеляже, который уже частично оклеен тонкой бумагой на ПВА (на тот момент нашлась только оранжевая =) ):
После оклейки и по возможности выравнивания всех неровностей слоями бумаги и ПВА (разведенного водой), фюзеляж как следует ошкуривается, и дальше в дело вступают краски:
В качестве цветовой схемы использовал фото музейного образца Ла-7, на котором летал Иван Никитович Кожедуб, легендарный советский летчик-асс, летавший на нем во время Великой Отечественной войны.
Правда, звезд и орденов на самолете я так и не нарисовал, к сожалению...
В отличие от этой окраски я однотонный темный цвет заменил на серо-зеленые пятна в стиле "хаки":
Пришлось поработать над цветами, смешивая разные краски, и подобрать нужные мне зеленый, серый и голубой цвета.
На этих фото покрытие еще матовое. Но после полной окраски я покрыл весь его двумя слоями акрилового глянцевого лака, выглядеть стал ничуть не хуже, тут он уже с коком и куском "кресла" в кабине пилота:
Как не сложно заметить, у самолета все еще отсутствует фонарь кабины, болванку я под него сделал давно, но собраться с мыслями, чтобы изготовить фонарь и его крепление к фюзеляжу, никак не могу. Так и летал без фонаря...
Спасибо за Ваше терпение, если Вы домотали все фотографии до конца. Здесь я выкладываю видео первого полета.
Конечно, для второй модели это не самый удачный выбор. Хотя поскольку у меня полет состоялся больше чем через год от начала постройки, я успел до этого полетать еще на трех моделях, самой нетривиальной и капризной из которых оказалось летающее крыло. Так что некоторый опыт в пилотировании не-тренеров у меня уже был. Самолет получился очень резвым и быстрым, временами мне было трудно справится с управлением, тем не менее за все три полета он вернулся на землю только три раза и не разу не встретился с планетой "по ошибке" :) Свой навык я еще налетаю и обуздаю его за лето как следует.
Характеристики модели такие:
- размах 82 см
- длина с коком 72 см
- площадь крыла 9,2 дм2
- полетный вес 570 г
- нагрузка на крыло 62 г/дм2
Электроника:
Кок был с цанговым зажимом, но я его приспособил под крепление на обычный пропсейвер с резинками, чтобы обезопасить винт при падениях (как показала практика - не напрасно).
Очень понравилось, как звучит в полете этот мотор, звук просто супер по сравнению с 2205С.
На 3 банках движок выдает на стенде тягу в 600-650 г, при токе в 13-14 А. Тяговооруженность получается немного более единицы, для "веселых" полетов хватает :)
Спасибо за просмотр!
С уважением,
Илья
Вообще это схема от Ла-7 (изначально я именно его и задумывал), но из внешних различий у этих двух самолетов - только перенесенный назад радиатор на брюхе, который у меня отсутствует. Я даже и сейчас периодически называю свою модель то Ла-5, то Ла-7.
Также мне была неясна точная форма поперечных сечений в разных частях самолета, чтобы сделать правильные шпангоуты. Этот вопрос я решил с помощью найденных чертежей Ла-7 для постройки большой бальзовой модели (на сайте rc-aviation).
Электроника, ТТХ и видео - в конце статьи. Все картинки кликабельны и доступны в большем размере, если нужно.
Начал я с фюзеляжа.
Эти штырьки для лучшей фиксации моторамы (без них было бы не менее прочно, но мне всегда хочется перестраховаться).
Сама моторама из двух склеенных кусочков линейки, т.к. куска фанеры у меня не было. По этой же причине моторама состоит из двух слоев - линейки клеятся на квадратный кусок пластика, чтобы винты вкручивались в мотораму надежнее.
Почему такая странная форма деревянной части моторамы - будет видно дальше.
Фюзеляж пока откладываем, займемся хвостовым оперением. Оно делается из двойной потолочки. Кромки я сошкуривал до склеивания половинок между собой, просто зафиксировав скотчем:
Руль высоты я делал с осевой аэродинамической компенсацией, как на оригинале, но не совсем пропорционально. Для этого части стабилизатора, где будут петли, должны несколько выступать назад, вдаваясь вглубь РВ.
Навеска рулей - на двустороннем скотче (я всегда клею два слоя подряд, т.к. одим мне кажется совсем тонким). Не забываем и про синхронизатор между половинками РВ, его я сделал из канцелярской скрепки. Чтобы его не вырывало из потолочки, края его лучше также прихватить площадками из двухстороннего скотча.
По размаху стабилизатор усиливаем вклеиванием бамбучины и затем приклеиваем вторую половинку.
Получаем такой РВ с компенсаторами:
Далее черед вертикального оперения. Его также усиливаем зубочисткой и куском бамбучины.
Далее все заклеиваем, принцип тот же.
Теперь переходим к сборке крыла. Лонжерон у меня потолочно-линейчатый. Делаем V-крыла, как на оригинале. Деревянная часть склеивается из трех кусков линейки.
Второй лонжерон потоньше и короткий, нужен, в основном, для поддержания V-крыла и увеличения прочности при склеивании двух половинок обшивки.
Вырезаем две половинки крыла и приклеиваем по одной полоске потолочки по передним и задним кромкам.
Прикливаем лонжероны по размеченным линиям сначала к одной половинке, потом к другой, одновременно промазывая стыки обшивки в месте их соединения. Получаем такую заготовку крыла:
Добавляем нервюры:
Ну, и приклеиваем обшивку, притягивая по очереди половинки крыла скотчем к ровной поверхности и придавливая все это в нужных местах книгами. Особенно важно придавить заднюю кромку, чтобы между верхней и нижней обшивкой сзади не было щелей (на фото книг уже нет).
Снова возвращаемся к фюзеляжу. По бокам от моторамы прорезаем отверстия для обдувки аккумулятора и регулятора, которые располагаются в отсеке позади моторамы.
Крыло спереди будет вставляться штырем в прорезь, а сзади - притягиваться винтом. Поэтому место под штырь в нижней части фюзеляжа укрепляем:
Решил также сделать отверстия для выхода входящего спереди воздуха наружу (в оригинале это - створки выхлопа от двигателя):
Делаем штырь на крыле с соответствующим укреплением:
В задней части крыла укрепляем место ввинчивания винта. Для этого я вклеивал пластинку из пластика, дополнительно усиливая деталями из бальзы и промазывал это хозяйство поксиполом:
Отверстие под штырь в передней нижней части фюзеляжа:
В фюзеляж вклеиваем две гайки под винт. Для этого я приклеил изнутри пластинку из 2,5-мм бальзы, а чтобы она не прогибалась при затягивании, поперек фюзеляжа приклеил на бальзу еще 8-мм бальзовый уголок. Внутреннюю гайку клеил на поксипол.
Наружную гайку клеил термопистолетом и фиксировал по бокам и сверху бальзой:
В передней части фюзеляжа я добавил полушпангоуты, для более прочной фиксации обшивки:
Также я добавил бальзовые стрингеры в нескольких местах, идущие, однако, не по всей длине фюзеляжа, здесь это видно:
Хвостовое оперение встало на свое место:
Убеждаемся, что все ровно:
Элероны я решил сделать небольшими, но все же большего размера, чем на оригинале. Крепление в крыло - на "классических" петлях из нитки (пластиковыми я тогда еще не пользовался):
Сервомашинки в крыло я ставлю боком, чтобы из крыла торчали только качалки. В этом случае придумал такие крепления (впоследствии для других самолетов придумал гораздо более простую схему):
Сервы внутри фюзеляжа я обычно креплю вот в таких домиках:
Удобство всех этих конструкций в том, что сервы можно всегда открутить.
Прорезаем верхнюю часть фюзеляжа в районе будущей кабины. Здесь будет доступ к сервомашинками хвостового оперения:
Начинаем клеить обшивку. У меня это был первый опыт в изготовлении объемного фюзеляжа из потолочки, в некоторых местах пришлось "попотеть", но в целом сильных затруднений это не вызвало. Прежде чем гнуть любую часть обшивки, с внешней стороны ее нужно обклеивать скотчем, чтобы не лопнула. А в местах изгиба изнутри нужно аккуратно продавливать многочисленные линии, я это делал ребром минусовой отвертки.
Перед полной зашивкой задней части фюзеляжа устанавливаем тяги к хвостовым рулям. Я делал их из 1-мм проволоки ОВС, в местах пересечения обшивки и шпангоутов проволока проходит в боуденах из коротких кусочков от ватных палочек.
Особо трудные и большие куски обшивки я при сгибании прогревал феном, чтобы лучше зафиксировать их форму, так приклеивать их значительно проще:
Приклеиваем обшивку в передней части и получаем такой вот бочонок:
Оформляем "воздухоотводы":
Ошкуриваем всю тушку, вот так она выглядит в предварительной сборке (еще без зализов крыла):
Снизу отверстие для доступа к аккумулятору, регулю и приемнику. Специальных люков я делать не стал, единственное небольшое неудобство - для замены аккума надо снимать крыло, но это сделать очень быстро.
Да, еще одна важная часть - капот. Пеноплекса в то время у меня еще не было и в помине. А пенопласт, который был, показался слишком мягким и нежным. Поэтому капот я решил делать, склиевая между собой "блины" из потолочки. Все это хозяйство ошкурил на дрели, в итоге получилось неплохо:
Внутри прорезал отверстие и тоже его ошкурил. Крепится капот на магнитах, которые вклеиваются в бальзовое кольцо, а положение фиксируется четырьмя штырями из бамбучин. На фюзеляже делается ответное кольцо с металлическими пластинками (из кофейной банки) и ответными отверстиями под штыри:
Так капот предварительно смотрится на фюзеляже, который уже частично оклеен тонкой бумагой на ПВА (на тот момент нашлась только оранжевая =) ):
После оклейки и по возможности выравнивания всех неровностей слоями бумаги и ПВА (разведенного водой), фюзеляж как следует ошкуривается, и дальше в дело вступают краски:
В качестве цветовой схемы использовал фото музейного образца Ла-7, на котором летал Иван Никитович Кожедуб, легендарный советский летчик-асс, летавший на нем во время Великой Отечественной войны.
Правда, звезд и орденов на самолете я так и не нарисовал, к сожалению...
В отличие от этой окраски я однотонный темный цвет заменил на серо-зеленые пятна в стиле "хаки":
Пришлось поработать над цветами, смешивая разные краски, и подобрать нужные мне зеленый, серый и голубой цвета.
На этих фото покрытие еще матовое. Но после полной окраски я покрыл весь его двумя слоями акрилового глянцевого лака, выглядеть стал ничуть не хуже, тут он уже с коком и куском "кресла" в кабине пилота:
Как не сложно заметить, у самолета все еще отсутствует фонарь кабины, болванку я под него сделал давно, но собраться с мыслями, чтобы изготовить фонарь и его крепление к фюзеляжу, никак не могу. Так и летал без фонаря...
Спасибо за Ваше терпение, если Вы домотали все фотографии до конца. Здесь я выкладываю видео первого полета.
Конечно, для второй модели это не самый удачный выбор. Хотя поскольку у меня полет состоялся больше чем через год от начала постройки, я успел до этого полетать еще на трех моделях, самой нетривиальной и капризной из которых оказалось летающее крыло. Так что некоторый опыт в пилотировании не-тренеров у меня уже был. Самолет получился очень резвым и быстрым, временами мне было трудно справится с управлением, тем не менее за все три полета он вернулся на землю только три раза и не разу не встретился с планетой "по ошибке" :) Свой навык я еще налетаю и обуздаю его за лето как следует.
Характеристики модели такие:
- размах 82 см
- длина с коком 72 см
- площадь крыла 9,2 дм2
- полетный вес 570 г
- нагрузка на крыло 62 г/дм2
Электроника:
- Движок FC 28-12 1534Kv
- Пропеллер APC 8x4-Е
- Регулятор Hobbyking SS Series 18-20A
- Сервы – 2 шт TGY-1550А 5.5г (элероны), HXT900 9гр (РВ) и HXT500 5гр (РН)
- Аккумуляторы Turnigy 1000mAh 3S 25C
- Кок такой
Кок был с цанговым зажимом, но я его приспособил под крепление на обычный пропсейвер с резинками, чтобы обезопасить винт при падениях (как показала практика - не напрасно).
Очень понравилось, как звучит в полете этот мотор, звук просто супер по сравнению с 2205С.
На 3 банках движок выдает на стенде тягу в 600-650 г, при токе в 13-14 А. Тяговооруженность получается немного более единицы, для "веселых" полетов хватает :)
Спасибо за просмотр!
С уважением,
Илья
После такого рассказа думаю,что пора чертежи ЯК-3 с размахом 1400мм превратить в модель из потолочки.
Обещаю фотоотчёт по постройке и облёту.
Пожалуйста
Модель первая самодельная... Все неровности заделаю, покрашу и если удастся до ухода в армию облетать то выложу статью.
а насчет того ,что он у вас резкий получился,есть малость,уменьшите чуток ему расходы и выставьте экспоненту на -65,и будет мягенько идти
С экспонентой - как только приобрету пульт, где это можно сделать, пока еще не расстался с HobbyKing HK6S :)
кстати,если нет экспоненты,сделайте это механическим путем.на качалке и на кабанчике переставьте тягу на самые нижние дырки.должно быть помягче
Талантливо +
Здесь сделал из пластиковой банковской карточки (но тонковато), а также из коробки из-под компакт-диска:
Красивый аппарат получился, и летает неплохо. Поздравляю. Кстати, это, действительно, скорее ЛА-7. У ЛА-5 еще сверху над капотом есть небольшой воздухозаборник, фюзеляж чуть более "худой" - наследство от ЛАГГ-3 с мотором жидкостного охлаждения (коим он, собственно, и являлся, только переделанным под двигатель М-82) и немного отличаются законцовки крыла.
У самого руки чешутся собрать такой, только размером побольше :-D.
А с шасси, действительно, спешить не стоит. Как и у большинства "истребителей", скорость и так немалая, и нагонять еще 50-100 грамм стойками, колесами, соответствующим усилением и, возможно, ретрактами - как бы лишнего не вышло.
В общем, как Ла-7 он изначально и задумывался:) Правда, форму законцовок я все равно немного изменил и самую малость убавил стреловидность по передним кромкам крыла. Ну и плюс зализы сделал совсем небольшие, не как у оригинала - на копийность не претендую:)