С некоторым удивлением обнаружил интерес авиамоделистов к парашютам, и поскольку у меня есть в этом вопросе собственная разработка, решил предложить её вашему вниманию. Хотя данный парашют разработан для ракет, он вполне может применяться и в других областях, в том числе и авиамоделизме, т.к. имеет хорошие несущие свойства, высокую прочность, компактность, и очень простую технологию изготовления.
 

Основные особенности парашюта ПРСК-1:
1. Купол – плоский многогранник из синтетической ткани.
2. Тонкие капроновые стропы.
3. Основная особенность – надежное крепление строп к куполу без шитья.

 Теория
 Для начала немного теории. Кто хорошо знаком с нею, может пропустить этот раздел и перейти к следующему - изготовлению.

Строгая теория парашюта не очень проста, поэтому здесь я остановлюсь только на общих вопросах, возникающих у начинающих, в привязке к данной конструкции.

Самый первый вопрос, наверное, это размер парашюта. Его надо определять уже после того, как летательный аппарат (далее ЛА) будет собран и укомплектован. Таким образом, будет известен вес ЛА. Надо учесть, что система спасения при штатном режиме полета срабатывает уже когда мотор отработал. Поэтому из общего веса ЛА надо вычесть вес топлива, если таковое имеется, и из этой величины исходить. С весом спускаемого аппарата мы определились.

Теперь надо понять, с какой скоростью нам надо осуществлять спуск. Скорость спуска обычно выдерживают в пределах 4-8 м/с. При этом 4 м/с соответствует "мягкому спуску", а 8 м/с - "жесткому". Понятно, что скорость спуска более 8 м/с чревата серьезными поломками аппарата. Что касается скоростей меньше 4 м/с, то тут может возникнуть другая проблема. При медленном спуске с большой высоты ЛА может очень сильно снести ветром. Придется прилично протопать до места посадки и еще не факт, что аппарат будет при этом найден. Я рекомендую придерживаться золотой середины, т.е. 5-6 м/с.

После того, как мы определились с массой ЛА и скоростью спуска, определим размер требуемого купола. Это можно сделать по формуле
S=2mg/(CxrV2)
При расчете потребуется ввести коэффициент сопротивления Сх. Для ПРСК-1 он примерно равен 1,1-1,2. Плотность воздуха r=1,23 кг/м3 (при 15oС). Обычно небольшой модельный парашют типа ПРСК-1 имеет 6-ти или 8-ми гранную форму. Можно рассчитать по вышеприведенной формуле площадь круга, затем домножить на 1,1, чтобы получить диаметр описанной окружности нужного шестиугольника, или на 1,05 для диаметра окружности, описанной около требуемого восьмиугольника.

Хочу по ходу заметить, что плоский купол по факту не является плоским, из-за особенности поведения ткани под нагрузкой, и имеет весьма приличный коэффициент Сх. При этом надо учитывать, что Сх вычисляется в данном случае из расчета площади именно плоского купола, в то время, как в полете площадь миделя (максимального поперечного сечения) у такого парашюта заметно меньше, т.е. реальный Сх выше, и, очевидно, близок к значению для полусферического парашюта ~1,4.

Следующий вопрос, который задают новички, это нужно ли центральное отверстие в куполе, а если нужно, то какого размера его делать. На первую часть вопроса ответ однозначный - нужно и очень важно. Отверстие выполняет стабилизирующую функцию, не даёт парашюту разбалтываться, схлопнуться и запутать стропы. На вторую часть, о размерах отверстия, в литературе о парашютах говорится: диаметр отверстия должен быть равен 1/50 диаметра купола. Но, на мой взгляд, 1/50 это крайняя величина, я бы ответил иначе: в диапазоне 1/50-1/10 диаметра купола. Сам обычно делаю в районе 1/20. Мне задавали вопрос, насколько отверстие влияет на несущую способность парашюта? Практически, уменьшение несущей способности пропорционально отношению площадей отверстия и купола, т.е. отношению квадратов диаметров d2/D2. Легко прикинуть, что даже при отношении диаметров d/D=1/10, отношение площадей d2/D2=1/100, то бишь всего один процент.

Осталось понять, какую длину строп выбрать. Лучше всего брать в пределах 1-3D. При этом, чем длиннее стропы, тем эффективнее работает купол. С другой стороны, при коротких стропах конструкция получается легче и меньше шансов запутаться в веревках. Так что оптимум находится где-то в районе 1,5-2D.

Что касается количества строп, то для ПРСК-1 с плоским куполом оно, очевидно, зависит от количества углов многогранника, выбранного для купола. А количество углов зависит от размера парашюта, точнее, от диаметра описанной около многогранника купола окружности. Для маленьких диаметров ~20см достаточно квадратного купола. Диаметр до 60 см можно изготовлять шестигранным, выше 60см уже нужен восьмигранник и т.д.


 Изготовление
 Парашют - венец системы спасения в прямом и переносном смысле, и к его изготовлению надо отнестись ответственно. Иногда для моделей делают купол из подручных материалов, типа пластикового пакета для мусора, но, если хотите сделать безотказную систему спасения, делайте парашют из легкой синтетической ткани. Именно для таких парашютов, с куполом из синтетики и разработана данная технология. Лучшая ткань для этого конечно легкий капрон от самолетного тормозного парашюта. В свое время мне удалось раздобыть пару метров. Парашюты получаются из него шикарные. Если нет такого, подойдет любая легкая синтетическая ткань. Но даже в случае тканевого парашюта, не рекомендую держать его в упакованном виде при хранении. Снаряжать систему надо только непосредственно перед полетом.

 

Лень - двигатель прогресса. Природная лень и отсутствие хорошей швейной машинки заставили меня придумать технологию изготовления тканевого парашюта без шитья.
Итак, купол делаем плоским по форме правильного многоугольника. Для начала делаем выкройку из газеты. По выкройке разогретым паяльником вырезаем купол.

 

Стропы делаем из капроновых веревок толщиной где-то около 1мм. Длина строп приблизительно в 1,5-2 раза больше диаметра купола, плюс запас на организацию центрального стропа, амортизатора, петли крепления.
Теперь крепим стропы к куполу. Вот тут-то самая фишка. Никакого шитья. Делаем на стропе простой узел-удавочку


и накидываем на сложенный в два раза уголок купола и хорошо так затягиваем на расстоянии 10 мм от вершины угла.

 

Слегка обрезав лишний конец узелка и уголка, оплавляем их зажигалкой до образования аккуратных круглых галтелей. Оплавляем так, чтобы галтели плотно прилегали к узлу.



Все, строп присоединен. Таким же образом крепим все стропы. И затем с небольшим усилием расправляем купол в месте крепления каждой стропы.



Один нюанс - сложение всех уголков купола надо делать в одном направлении (вниз). Тогда после закрепления строп, купол будет не плоским, а приобретет некоторый объем, что увеличивает эффективность парашюта.

Если кто-то думает, что такое соединение строп и купола не прочное, тот глубоко заблуждается. В этом я убедился, когда в одном аварийном полете парашют открылся на взлете в конце разгонного участка траектории. Скорость была максимальная и очень приличная, но ракета быстро затормозила и плавно спустилась, а для ремонта оказалось достаточным закрепить одну оторвавшуюся стропу.

Собственно, парашют готов, осталось соединить стропы вместе. Складываем вместе все точки крепления строп к куполу, соединяем стропы в жгут и, отмерив расстояние 1,5-2D, связываем простым узлом. Из оставшегося конца жгута, организуем центральный строп с петлёй крепления к ЛА.

 

Последнее время я модернизировал эту часть процесса, отрезаю веревки двойной длины строп+запас и фиксирую её концы на противолежащих углах купола. Тогда после организации узла на расстоянии длины стропа в нижней части сама собой образуется петля для фиксации к корпусу ЛА.

 Укладка
 Система выброса парашюта зависит от конкретного летательного аппарата и способа применения. А вот системы укладки достаточно однотипны. Я предлагаю два способа: упрощенный и довольно стандартный.

1. При упрощенном способе сначала соединяем все точки крепления строп к куполу и расправляем все складки купола, как на складном зонтике и укладываем их в одну сторону в стопку, см. рис.3. Далее складываем один раз в поперечном направлении и скатываем в "колбаску" начиная с вершины. "Колбаску" обматываем жгутом из строп, рис.1.

 Рис.1

Этот способ сложения парашюта не совсем "правильный", но вполне работоспособный. Его преимущество - плотная скрутка парашюта, что очень полезно при недостаточном объеме фюзеляжа.


2. Если размеры ЛА не ограничивают, можно применить "правильный" способ. Он основан на стандартной методике сложения запасных спасательных парашютов. Так же складываем купол, как складной зонтик, расправляя складки. Распределяем складки на две равные стопки рис.2.

Накладываем одну стопку на другую, сложив конструкцию вдоль оси рис.3.
 

Если ширина полученной двойной пачки слишком большая, то верхнюю и нижнюю половины еще раз складываем пополам в обратную сторону наружу, т.е. верхнюю - вверх, нижнюю - вниз, рис.4 .

Если небольшая, сразу переходим к следующему этапу - сложению Z-образными мелкими складками в поперечном направлении, начиная с вершины, рис.5.
 

Получается компактная стопочка, которую обматываем стропами и упаковываем в фюзеляж (см. рис.1).

Вот и все. Парашюты, выполненные по данной авторской технологии, были установлены на все мои ракеты, а это уже более десятка. Им пришлось поработать в очень разных условиях, в том числе и аварийных и околоаварийных при запредельных нагрузках. Все испытания они с честью выдержали и в случае срабатывания системы спасения все ракеты были спасены. За заслуги парашюту было присвоено персональное наименование ПРСК-1, или Парашют Ракетный Спасательный К...-1 (К - от автора :)). Многие ракетчики повторили мою конструкцию и остались довольны результатом. Поэтому могу смело рекомендовать этот несложный в исполнении, но очень надежный парашют, к использованию и не только в ракетостроении.

Мягких посадок!

PS
Даю ролик для примера. На ракете Циклон-3 установлен парашют ПРСК-1: