В этой небольшой статье я опишу как сделать переключатель двойных расходов для практически любой аппаратуры, на примере бюджетной аппаратуры Turnigy 6X
============================================================================

Покупая первую аппаратуру, почти всегда люди выбирают один из самых простых вариантов, в основном по двум причинам: дешего, и нет заумных настроек, в которых надо разбираться. Конечно, современные аппаратуры с ценой от $50 имеют в своем арсенале функций намного больше, чем среднестатистический моделист будет использовать, но что делать, если в ваших руках передатчик самый простой, в котором есть только реверсы, и, быть может, delta-mix?
В определенный момент мне понадобилось уменьшить расходы для управление небольшим 3D самолетиком, но Turnigy 6X об уменьшении расходов ничего не знал. Эта статья так же актуальна и для других популярных бюджетных аппаратур, таких как: HK-T6A, HK6S, Turnigy 4X и т.д. аппаратур, которые не имеют переключателей двойных расходов

В статье все картинки кликабельны, и доступны в высоком разрешении.
_______________________________________________________________________________________________________


Инструменты и материалы: паяльник, мультиметр(желательно), три тумблера(2 ряда по 3 контакта), шесть тонких проводов(желательно в мягкой изоляции) около 12см, шесть резисторов на 2,4кОм, термоусадка, или любая другая удобная изоляция.


_______________________________________________________________________________________________________


Для начала, аппаратуру нашу надо сломать разобрать. В моем случае - просто открутить 6 винтов на задней крышке

Для удобства, я отсоединил единственный шлейф, который шел к задней крышке, для того что бы крышку совсем отсоединить

Теперь взгляните на свою аппаратуру. Внутри находятся, помимо электронных плат, четыре потенциометра, соединенных с осями стиков.


Именно эти потенциометры определяют, в каком положении находится стик.
Как же сделать переключатель двойных расходов рассмотрим на примере канала 1. У потенциометра есть три ножки: одна из крайних ножек подводится к земле, вторая крайняя ножка подводиться к плюсу питания. Средняя же ножка, в зависимости от положения стика имеет разное напряжение относительно земли. Назовем этот вывод как "сигнал".

Теперь нам нужно узнать полное сопротивление этого потенциометра. Тут, в принципе, все просто: нужно с помощью мультиметра измерить сопротивление между крайними ножками - землей и питанием. Перед тем как измерить это напряжение, я предварительно вытянул шлейф этого канала из платы аппаратуры, для того что бы сопротивления цепи платы не помешали измерению. Если у вас шлейф подключен не через разъем, а провода впаяны в плату - что же, придется выпаивать. Но так как большинство аппаратур собираются из набора готовых конструкций, то с большой вероятностью у вас потенциометр будет подключен через шлейф, как у меня.


И так, померяв мультиметром сопротивление между крайними ножками потенциометра(фото нет :с ), выяснили, что полное сопротивление потенциометра R = 5 кОм.
А теперь я приведу примерную схему, как это работает.

Оба вольтметра на схеме установленны лишь для того, что бы видеть напряжения между определенными точками. Складывая вместе показания вольтметров, мы всегда получим наше напряжение питания, в данном случае - +5В (второй закон Кирхгофа, ага)
Обведенный вольтметр как раз и показывает положение стика. Соответственно, для центрального положения(50%) имеем напряжение 2,5В. Изменяя положение стика, это напряжение будет изменятся


А теперь вернемся к нашим баранам двойным расходам. Что это такое - я думаю объяснять не нужно, раз уж Вы читаете эту статью :)
Для того что бы получить расходы рулей в два раза меньше, нам нужно что бы указанное напряжение изменялось не в переделах плюс-минус 2,5В от среднего положения, а в два раза меньше. Т.е. что бы для крайнего правого положения стика указанное напряжение было U = 2,5+(2,5/2) = 3,75В, а для крайнего левого - U = 2,5В -(2,5/2) = 1,25В. Для этого нам нужно что бы при смещении стика в крайнее положение, сопротивление этого участка уменьшалось в лишь в половину, для чего в цепь этого потенциометра просто впаиваются два резистора сопротивлением равным половине сопротивления потенциометра

R = Rпотенциометра / 2

‌ R1 = R2 = 5000/2 = 2500 Ом = 2,5 кОм ‌




Соответственно, для полного хода рулей, нам нужно что бы это дополнительное сопротивление равнялось нулю. Для этого, параллельно дополнительным резисторам нужно включить кнопку или тумблер, которая будет замыкать между собой выводы резисторов.

Забегая немного наперед: на схеме резисторы номиналом 2,5кОм заменены на близкие к ним по номиналу 2,4кОм, так как это один из стандартных номиналов.


На этом, собственно, описание нанотехнологий заканчивается. Теперь перейдем к практике.
На схемах показаны две кнопки, но в реальности это должен быть один тумблер. Для этого были купленны три тумблера(2 положения типа ON-ON, два ряда по три контакта), вот таких:

Почему три тумблера, а не один, спросите вы? Потому что на каждый канал нужно два ряда контактов тумблера, а на три канала - шесть рядов. Тумблеров таких размеров с шестью рядами контактов не существует нет в продаже. Поэтому будем использовать по одному тумблеру на каждый канал - элероны, РВ и РН. У этого подхода есть свои плюсы и минусы. Минусы: тумблеров нужно целых три, и соответственно три новых дырки в морде передатчика под них. Плюс же такого варианта в том, что можно раздельно включать и выключать двойные расходы по каждому из каналов. И знаете, я считаю что такой плюс все же перекрывает минус в виде количества тумблеров :)

Так же были купленны резисторы на 2,4кОм (в идеале нужно 2,5кОм, но таких нет в продаже. Паять сборку нет смысла, т.к. разницы вы не почувствуете) по два резистора на каждый канал, итого 6шт.

И так, процесс тюнинга:
1. Отпаиваем крайние провода на потенциометре(обязательно запомните где какого цвета был провод! Лучше сфотографируйте)


2. Подпаяйте к этим ножкам потенциометра дополнительные проводки(чем мягче - тем лучше. Ведь они будут двигатся, нельзя дать им перегруться\перетереться).
На фото вы видите припаянные провода к ножкам потенциометра, выведенные через отверстие, сам резистор, и тумблер в крабике.


3. А теперь получившиеся пары проводов(в моем случае - черный+синий и корчневый+зеленый) нужно соединить резистором. Да так, что бы к местам соединения подпаять тумблер в соответствии со схемой. Для этого я спаял одну ножку резистора с проводом так, что бы они смотрели в одну сторону, затем изолировал их термоусадкой. Ножку резистора, которая торчит из под термоусадки в обратном от провода направлении, я загнул на 180° и подпаял к ней второй провод. Для симметрии так же изолировал это место термоусадкой. Получившиеся выводы нужно подпаять к тумблеру.



4. Ну и, собственно, подпаиваем эти выводы к ножкам тумблера.
ВАЖНО: пары контактов должны быть подпаянны как на фото, т.е. одна пара над другой. Если одна пара будет подпаяна с одной стороны, а другая - с другой, то ничего не выйдет, получится переключатель.
НЕ ВАЖНО: не важен порядок какой вывод с какой стороны подпаять. Важно что бы пары были друг над другом, для одновременного включения


Теперь, перед тем как идти дальше, Вам нужно проверить, что бы все что Вы сделали действительно работало, а не как всегда :)
Если что то не работает, или работает - но неправильно, то нужно перепроверить что бы провода были по соответствующим парам, проверить качество пайки, и саму пайку на наличие КЗ. Для этого очень пригодиться мультиметр, который, я надеюсь, Вы далеко еще не убрали :)

С каналами №2 и №4 нужно проделать те же самые действия. Соответствующие этим каналам потенциометры указаны на картинке в начале статьи.

Если же все работает так как надо, то "во лбу" передатчика можно варварски делать отверстия под тумблеры. Так как мой передатчик модели 6X и передатчик модели 6XS делают на заводе из одинаковых корпусов, только с разными панельками, то отверстия у меня уже "размеченны". Мне оставалось лишь ножом аккуратно прорезать отверстия в панельках. Но возможно такое, что у Вас таких отверстий не будет, поэтому Вам нужно будет сверлить их самому.

На фото вы видите уже вкрученные три тумблера на свои места.



И вот так это выглядит лицевой стороны.




Ну и само собой, ролик с демонстрацией работы, на примере второга канала.


Вот, собственно, и все.
Спасибо что дочитали до конца. Тюнингуйте, летайте, мягко приземляйтесь. Полных расходов вам и хорошей погоды :)

п.с. первая статья, тапками сильно не кидайтесь