Здравствуйте дорогие друзья и единомышленники!
Представляю вашему вниманию новую программку для экспериментов с электродвигателями и пропеллерами.

Motor_v1.0.rar (Для Windows)
Идея написания данной программы родилась очень давно и была уже реализована на бейсике моим отцом. Теперь появилось желание её возродить, освежить и переписать под Windows. За основу взяты расчёты из книги Т. Кенио и С. Нагамори «Двигатели постоянного тока с постоянными магнитами». В ней представлен алгоритм расчёта статических характеристик. Мы же решили пойти дальше и добавили расчёт воздушного винта.

В ходе домашних экспериментов было замечено, что расчёты отличаются от действительности. Хотя все тенденции графиков верны. В чём ошибка пока выяснить не удалось. Может проблему можно будет решить введением корректирующего коэффициента?..

В программе есть функциональные ограничения:
- воздушный винт насажен на вал мотора, т.е. редуктор не предусмотрен;
- на мотор подается полный газ, т.е. ШИМ 100%;
- при загрузке файла с опечатками программа ломается и требуется перезагрузка (такой уж я программист))).

Графики:
Iя – ток в цепи якоря;
Pвх – входная мощность электрическая;
Pвых – выходная мощность механическая;
η – КПД электродвигателя;
Ω – обороты вращения;
T – крутящий момент «В функции момента»;
T – крутящий момент (график в виде прямой линии) и момент сопротивления винта (график в виде параболы) «В функции оборотов».

«В функции оборотов» – по оси абсцисс (горизонтальной) отложены обороты вращения;
«В функции момента» – по оси абсцисс (горизонтальной) отложен момент.

Вертикальная оранжевая линия – установившийся режим работы двигателя при заданном винте и скорости полёта;
Вертикальная серая линия – просмотр числовых значений в выбранном режиме работы двигателя.

Входные данные для расчёта:
Параметры двигателя
Напряжение питания – напряжение, подающееся на двигатель;
Ток холостого хода – ток потребляемый двигателем на холостом ходу;
Сопротивление якоря – омическое сопротивление якоря;
Обороты холостого хода – обороты развиваемые двигателем на холостом ходу, можно рассчитать как Kv (об/мин/В) умноженные на напряжение питания (В);
Падение напряжения на щётках – для коллекторных двигателей обычно принимают 1 В, для бесколлекторных 0 В.

Параметры винта
Диаметр винта – диаметр винта в дюймах;
Шаг винта – шаг винта в дюймах;
Хорда лопасти – хорда лопасти винта, постоянна по всей длине (что-то вроде САХ);
Кол-во лопастей – количество лопастей винта;
Доб. угол атаки – добавочный угол атаки для имитации лопасти с постоянным шагом от основания до кончика, как у вертолёта;
Скорость полёта – скорость полёта вдоль оси винта, как у самолётов, но не вертолётов и коптеров.

Для вертолёта, коптера и других зависающих моделей нужно задать:
Шаг винта - 0” (без крутки лопасти);
Доб. угол атаки – угол атаки лопасти, ° (например 4°);
Скорость полёта – 0 м/с (режим висения).

Вот такая получилась программка. В дальнейшем есть задумки перенести расчёты в программу Plane Thrust. Это помогло бы рассчитать энергозатраты на полёт при заданных параметрах планера и мотоустановки. Но это пока в мечтах.

Надеюсь, программа будет кому-то интересной и полезной.