ТТХ:
Размах: 1400мм.
Вес: 1800гр.
Профиль крыла: Naca 0014
Двигатель: Turnigy Aerodrive SK3 - 3542-1000kv
Регулятор: TURNIGY Plush 60amp Speed Controller w/BEC
Аккумулятор: 3S 5000mah и 4S 5000mah
Сервомашинки: Corona DS238MG

Давно было желание сделать небольшую пилотажную модель. Причем в электро-варианте: чтобы вышел, аккум вставил и в полет. Так сказать для обучения навыкам пилотажа:)
Долго искал, смотрел чертежи на различных сайтах. Но хотелось какого-то особого дизайна, аля 80-е:)
И решил чертить в Solidworkse. Провозился где-то месяц с чертежом и освоением программы. Вот что из этого получилось:
Можно скачать exe-файл в архиве и покрутить модель.
(new_polnij.rar) (Чертеж.rar)




Материалом планировал использовать бальзу, что явилось некоторым затруднением в проектировании - т.к. раньше я ее использовал по минимуму, и идеи приходили на основе обычных материалов.
Начал строить. Фюзеляж - два листа бальзы, 3мм. Стрингера - рейки 5*5, утоншающиеся к хвосту. Шпангоуты и боковины - фанера 3мм. Сразу и лючок сделал.



Здесь при проектировании есть недоработка, а именно - я сделал фюзеляж у носа суживающимся(боковины сходятся). А на деле оказалось не так легко было согнуть рейку+бальза+фанерная боковина. В следующий раз буду делать прямой фюзеляж, от мотошпангоута до задней кромки крыла. На вид практически не влияет, зато делать проще в разы.
Зашиваем все это дело бальзой 2мм. Вроде бы и меньше можно, но тогда руками будет продавливаться. И получаем... гирю. На тот момент эта конструкция показалась излишне прочной и тяжелой. Вес к сожалению не помню.
Изначально сервомашинки планировал внутри фюзеляжа и крыла. Но не найдя подходящих боуденов, поставил снаружи. Крыло - стандартное, наборное из бальзы. Лонжероны - сосна (8*4 вроде, утоншающая к законцовкам), между ними стенка из бальзы, в центре фанерная бобышка - для придания угла V.
Элероны, стабилизатор, киль и рули также наборные - два листа 1мм бальзы, между ними рейки -нервюры, кромки из бальзы. Просто и быстро. Правда в стабилизатор вклеил дополнительный лонжерон из двух полок сосновой рейки 8*2 и бальзы между ними.
Вот что получилось:


Итого: пустая тушка получилась весом 800гр. Много это или мало для 1.4м? Я считаю что многовато. Можно и легче. Да только нужно ли? Это все таки пилотажка, а не планер. Меньше на ветер реагировать будет.
Ну а дальше дело техники: оклейка пленкой, установка электроники, изготовление капота и фонаря.
Вес электроники меня поразил: 900гр!!! Там правда один аккум. на 400гр тянет.
Пленка, которая оказалась в наличии - синяя, очень тяжелая. После оклейки модель прибавила еще 100гр. Да и цвет прямо скажем так себе. Украсил оранжевыми полосками, чтобы верх от низа отличать.

Под завершение проекта то ли от усталости, то ли от того что хочется уже что-нибудь другое сделать, начинаешь упрощать путь и временные затраты.
В итоге серво поставил снаружи. На крыле сверху - т.к. посадка в траву. От шасси отказался, т.к. летаю с поля. Хотя с шасси она смотрелась бы совсем по другому...
Осталось сделать кок и посадить пилота :) Но уже хотелось испытать.


Испытания.
Первый полет производил на аккуме 3S 5000mah. Что могу сказать: на 1/3 газа спокойно летит в горизонте, на 1/2 газа - с разгончику можно крутить пилотаж, на полный - свечой с места идет вверх.
Модель скоростная. Винт пока стоял складной, 13*5. Надо винт с большим шагом, хотя бы 11*6 - вот тогда это была бы точно гонка.
Ведет себя предсказуемо. Пилотаж практически одинаков что в прямом, что в перевернутом положении. Бочки ровные. Что нравится, что за ручкой ходит плавно, как надо - возникает ощущение единства с моделью.
Маленько покрутился перед камерой. Уже 2 года в основном планерами занимался, и пилотажный комплекс забыл, да и рука уже не та. Надо теперь потренироваться в симе, чтобы фигуры выходили как надо, а не как получится :)
Замечу что 4S 5000mah ведет себя в полете еще лучше - весь пилотаж в 1/2 газа, больше 3/4 газа давать страшно, да и ни к чему. При этом аккумулятор чуть теплый.
Вообще в полете создается ощущение, что модель - пушинка, что в ней и нет тех 2кг - так легко она взмывает вверх.
Ну и как водится - видео первого и последующего полетов.


Несколько выводов по технологии изготовления и чертежу. То что будет написано ниже - мнение автора, а не истина во плоти, оно может не совпадать с вашим :)
Потратив 3 недели на чертеж и изучение программы - понял, для себя, что для подобных моделей это вообщем то ни к чему - на коленке быстрее сделаешь, чем будешь прочерчивать всякие там лючки и прочие мелочи. По сути весь чертеж сделан только для того, чтобы посмотреть на дизайн, полюбоваться. А достаточно пару-тройку чертежей на бумаге, в полный размер. Ну или отдельные фрагменты на ПК чертить, но не весь самолет.
К тому же крыло прекрасно чертится в программе Profili.
Кстати, и чертить бы ничего не стал, а взял за образец вот эту модель: http://hobbyport.ru/mk_other/models/8301_uchebnaya_dlya_asov.htm

По материалам: 2500р ушло на бальзу, около 1000р на пленку. В итоге 3500р.
Считаю использование бальзы для подобных моделей излишне дорогим.
В след. раз сделаю что-то похожее, как в предыдущей ДВС пилотажке: Пилотажка из сосны+206
30 янв. 2015 г., 20:49:21 | Сергей Лисов Ярославль
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/10578/

А именно: фюзеляж из 4 сосновых реек. Сверху/снизу либо пенопласт, либо шпангоуты и рейки. Просто, прочно и дешево.
Крыло тоже можно упростить. Сделать в два раза меньшее кол-во нервюр. Лобик: или пенопласт, оклееный бумагой, либо полунервюры. Сами нервюры - или из фанеры с облегчениями, или из ели - дощечек толщиной 2мм.
Оклейка обычной цветочной пленкой, окраска из баллончика. (можно окрасить пленку изнутри, предварительно распылив на нее разведенный клей Момент, но в принципе и снаружи краска норм держится. Дольше, чем обычно живут подобные модели). Да и раскрасить можно так, как захочется, а не какая пленка есть у тебя в наличии.
Отношение к этой модели - как к учебной. Соответственно и подход должен быть соответствующий. Нет смысла строить из более дорогих материалов, когда можно сделать проще и дешевле, не потеряв ни в характеристиках ни во внешнем виде. И тогда можно спокойно летать вверх ногами на бреющем :)