Наверное каждый сталкивался с ситуацией, когда требуемого винта или нет в продаже, или винты нужны уже завтра, а посылка где-то застряла... Тогда в голову приходит совершенно разумный выход - а не сделать ли мне винт самому?
Обычно в этом случае есть только одна причина, которая останавливает здоровую идею: как получить винт с заданными характеристиками?
На самом деле все достаточно просто - для этого не требуется ни сложных расчетов, ни сверхсложного оборудования. Как обычно достаточно немного здравого смысла, карандаша, линейки, знания школьной геометрии и немного прямых рук.
В данной статье пойдет речь именно об этом: как правильно рассчитать геометрию винта с заданными параметрами и как его изготовить. Времени обычно надо не так уж и много - 1-2 часа на графический расчет + 2-3 часа на изготовление самого винта.
Рис 1. Теория винта. Шаг винта.
Аналогичная ситуация возникает, если нужны два винта разного направления вращения, или если нам понадобились 3-4 лопастные винты. Все это решаемо при наличии разумного подхода и простейших инструментов.
Обычно в этом случае есть только одна причина, которая останавливает здоровую идею: как получить винт с заданными характеристиками?
На самом деле все достаточно просто - для этого не требуется ни сложных расчетов, ни сверхсложного оборудования. Как обычно достаточно немного здравого смысла, карандаша, линейки, знания школьной геометрии и немного прямых рук.
В данной статье пойдет речь именно об этом: как правильно рассчитать геометрию винта с заданными параметрами и как его изготовить. Времени обычно надо не так уж и много - 1-2 часа на графический расчет + 2-3 часа на изготовление самого винта.
Рис 1. Теория винта. Шаг винта.
Аналогичная ситуация возникает, если нужны два винта разного направления вращения, или если нам понадобились 3-4 лопастные винты. Все это решаемо при наличии разумного подхода и простейших инструментов.
Посмотрим внимательно на рис 1. Что мы там видим? А вот что:
- Винт радиусом R, за один оборот проходит в воздухе расстояние H. R - это радиус винта (от оси вращения до его окончания), Н - это шаг винта, если он не проскальзывает в воздухе, а ввинчивается в него подобно шурупу в дереве. Это собственно два основных параметра вина. D = 2хR и H- шаг винта.
Обычно человек хорошо знает, какой именно винт ему нужен для модели... Если нет - то это тема для отдельного разговора. Пока будем предполагать, что мы хорошо представляем какой винт нам нужен: т.е. мы знаем параметры D и Н, или R и Н...
Поучить геометрические размеры требуемого винта, если мы знаем R и Н винта - проще всего геометрическим расчетом. Смотрим на рис 2. По горизонтали - откладываем в каком-то масштабе (у меня (2:1 для большей точности) радиус винта. По вертикали - расстояние, которое пройдет винт за один оборот без проскальзывания - Н/2хPi, где Pi - это известное еще со школьных лет число 3.14....
Рис 2. Определение угла наклона профиля винта.
Почему именно так а никак иначе - я доказывать здесь не стану. Те кто хорошо учил геометрию в школе - те сразу поймут, а остальным надо или заново перечитать учебники школы или задать свои вопросы в процессе обсуждения. Немного ниже нарисован боковой профиль винта. Он собственно выбран исключительно из моего опыта изготовления простых винтов. Каждый имеет право выбрать его достаточно произвольно. Я выбрал толщину винта в комеле (около ступицы - 10 мм) и в конце - на масимальном радиусе - 2 мм. Цель данного геометрического расчета - получит правильные ширины винты на виде сверху. Т.е. получить геометрические размеры винта диаметром 150 мм и с шагом 100 мм... Это и записано справа вверху листа..
См. Рис 2. Для достижения поставленной цели мы проводим прямую от точки шага на вертикальной координате к требуемому сечению (линия 1). Я для начала выбрал сечение отстоящее от оси вращения на 37.5 мм = т.е. ровно на середине проектируемого винта. Согласно боковой проекции, толщина винта в этом месте - 6.5 мм. Переносим этот размер вверх(операция 2) и рисуем прямоугольник вокруг наклонной линии. Он (прямоугольник) дает нам ширину лопасти винта на виде сверху - 14 мм. Этот размет мы переносим вниз (операция 3) и получаем ширину винта в этом сечении...
Рис 2. Определение всех углов наклона во всех расчетных точках
Выполнив аналогичные построения для всех 6-ти сечений винта мы получим ширины винта на расстоянии 12.5, 25.0, 37.5, 50, 62.5 и 75 мм. Строить большее количество сечений можно, но особой точности это не добавит. В итоге на рис 2., обведя полученные ширины винта в шести точках, мы получим профиль винта на виде сверху.
Далее изготовляем шаблон винта из картона или любого другого (см рис 3.) плотного материала и переходим к изготовлению собственно требуемого винта (150х100 мм).
Берем заготовку из подходящей древесины и размечаем ее. Прежде всего придаем ей толщину и длину требуемого винта - 10 мм х 150 мм. Ширина заготовки должна быть чуть больше чем ширина винта в самом широком месте - 15 мм.
Рис 3. Шаблон и размеченная заготовка винта
Наносим разметку на боковой вид (толщина в комле - 10 мм и 2 мм на конце лопасти) и на виды сверху и снизу с помощью изготовленного шаблона.
Рис 4 Вид на размеченную заготовку сверху.
Рис 5 Вид заготовки сбоку и сверху
На рис 4-5 Вы видите размеченную заготовку. Первым делом с помощью напильника или ножа убираем лишнюю древесину на виде сбоку. То что должно получиться вы видите на рис 6. Если вы делаете винт из достаточно мягкой древесины(липа, бальса) то достаточно использовать модельный нож и шкурку, если же вам нужен винт из твердых пород вроде березы или бука, то лучше использовать драчевый напильник (с крупной насечкой) или мелкозубый рашпиль.
Рис 6. Балансирова заготовки
Сразу после придания заготовке правильного бокового профиля надо проделать балансировку заготовки. Я обычно делаю это так: ввинчиваю в центр вращения тонкое сверло (0.5-1.0 мм) и кладу сверлом на две вертикально стоящие опоры. В данном случае - это два одинковых стакана. (рис 6.).
Затем - сошкуриванием - добиваюсь одиакового веса обеих будующих лопастей.
Рис 7. Разметка выборки передней части
После того как вид сбоку отпрофилирован переходим к разметке выброк для получения нужного профиля ловастей. На виде сверху - спереди (мы делаем винт нормального вращения - против часовой стрелки) намечаем линию проходящую через 2/3 ширины винта. См. рис 7.
Рис 8. Разметка выборки задней части...
На виде снизу(сзади) проводим линии отстоящие от края винта примерно на 1 мм. Нижняя часть винта как раз задает шаг (или угол наклона сечения)...
Рис 9 Выбранная задняя часть винта.
Затем начинаем убирать лишнюю дрвесину ножом или напильником начиная с нижней (задней) части винта согласно сделанной разметке. Убрав все сзади (снизу), отшкуриваем сначала крупной(120-160), а потом мелкой шкуркой заднюю часть винта...
Рис 10. Выбранная передняя часть винта
Затем то же самое повторяем для передней части винта. См. рис 10...
Убедившись, что вся лишняя древесина убрана, тщательно отшкуриваем весь винт для придания ему требуемого профиля - аналогичного профилю крыла, т.е. скругленная передняя кромка, максимальная толщина примерно 30% от ширины сечения и острая задняя кромка. Неполохо в процессе придания этого профиля все время контролировать балансировку обрабатываемого винта как было показано на рис 6.
После того как обе лопасти приобрели нужную форму и профиль, а также балансировку, можно переходить к заключительному этапу - покраске и лакировке. См. рис 11.
Рис 11. Балансировка отлакированного винта.
Обычно я окрашиваю изготовленный винт в традиционный черный цвет, а затем покрываю 2-4 слоями лака. Как правило я использую классический эмалит. Быстро сохнет и легко шлифуется. Во время окрвшивания и лакировки не стоит забывать о балансировке. См. рис 11.
Полученные таким образов винты, по моему мнению ничуть не хуже покупных пластиковых винтов, которые обычно тоже нуждаются в дополнительной балансировке. Если же вас больше устраивают винты из угле- или стекло- пластика, то используя изготовленный по описанной выше методе винт в качестве мастер-модели, вы можете изготовить формы для винтов из стекло- углепластика....
Совершенно аналогичным способом вы легко сможете сделать винт любого, нужного Вам диаметра и шага, а также винт обратного вращения - по часовой стрелке.
Более того, рассчитав и изготовив одну лопасть двухлопастного винта, вы сможете изготовить по ней формы для трех или 4-х лопастных винтов из стекло-угле-пластика, но это уже тема для отдельной статьи...
- Винт радиусом R, за один оборот проходит в воздухе расстояние H. R - это радиус винта (от оси вращения до его окончания), Н - это шаг винта, если он не проскальзывает в воздухе, а ввинчивается в него подобно шурупу в дереве. Это собственно два основных параметра вина. D = 2хR и H- шаг винта.
Обычно человек хорошо знает, какой именно винт ему нужен для модели... Если нет - то это тема для отдельного разговора. Пока будем предполагать, что мы хорошо представляем какой винт нам нужен: т.е. мы знаем параметры D и Н, или R и Н...
Поучить геометрические размеры требуемого винта, если мы знаем R и Н винта - проще всего геометрическим расчетом. Смотрим на рис 2. По горизонтали - откладываем в каком-то масштабе (у меня (2:1 для большей точности) радиус винта. По вертикали - расстояние, которое пройдет винт за один оборот без проскальзывания - Н/2хPi, где Pi - это известное еще со школьных лет число 3.14....
Рис 2. Определение угла наклона профиля винта.
Почему именно так а никак иначе - я доказывать здесь не стану. Те кто хорошо учил геометрию в школе - те сразу поймут, а остальным надо или заново перечитать учебники школы или задать свои вопросы в процессе обсуждения. Немного ниже нарисован боковой профиль винта. Он собственно выбран исключительно из моего опыта изготовления простых винтов. Каждый имеет право выбрать его достаточно произвольно. Я выбрал толщину винта в комеле (около ступицы - 10 мм) и в конце - на масимальном радиусе - 2 мм. Цель данного геометрического расчета - получит правильные ширины винты на виде сверху. Т.е. получить геометрические размеры винта диаметром 150 мм и с шагом 100 мм... Это и записано справа вверху листа..
См. Рис 2. Для достижения поставленной цели мы проводим прямую от точки шага на вертикальной координате к требуемому сечению (линия 1). Я для начала выбрал сечение отстоящее от оси вращения на 37.5 мм = т.е. ровно на середине проектируемого винта. Согласно боковой проекции, толщина винта в этом месте - 6.5 мм. Переносим этот размер вверх(операция 2) и рисуем прямоугольник вокруг наклонной линии. Он (прямоугольник) дает нам ширину лопасти винта на виде сверху - 14 мм. Этот размет мы переносим вниз (операция 3) и получаем ширину винта в этом сечении...
Рис 2. Определение всех углов наклона во всех расчетных точках
Выполнив аналогичные построения для всех 6-ти сечений винта мы получим ширины винта на расстоянии 12.5, 25.0, 37.5, 50, 62.5 и 75 мм. Строить большее количество сечений можно, но особой точности это не добавит. В итоге на рис 2., обведя полученные ширины винта в шести точках, мы получим профиль винта на виде сверху.
Далее изготовляем шаблон винта из картона или любого другого (см рис 3.) плотного материала и переходим к изготовлению собственно требуемого винта (150х100 мм).
Берем заготовку из подходящей древесины и размечаем ее. Прежде всего придаем ей толщину и длину требуемого винта - 10 мм х 150 мм. Ширина заготовки должна быть чуть больше чем ширина винта в самом широком месте - 15 мм.
Рис 3. Шаблон и размеченная заготовка винта
Наносим разметку на боковой вид (толщина в комле - 10 мм и 2 мм на конце лопасти) и на виды сверху и снизу с помощью изготовленного шаблона.
Рис 4 Вид на размеченную заготовку сверху.
Рис 5 Вид заготовки сбоку и сверху
На рис 4-5 Вы видите размеченную заготовку. Первым делом с помощью напильника или ножа убираем лишнюю древесину на виде сбоку. То что должно получиться вы видите на рис 6. Если вы делаете винт из достаточно мягкой древесины(липа, бальса) то достаточно использовать модельный нож и шкурку, если же вам нужен винт из твердых пород вроде березы или бука, то лучше использовать драчевый напильник (с крупной насечкой) или мелкозубый рашпиль.
Рис 6. Балансирова заготовки
Сразу после придания заготовке правильного бокового профиля надо проделать балансировку заготовки. Я обычно делаю это так: ввинчиваю в центр вращения тонкое сверло (0.5-1.0 мм) и кладу сверлом на две вертикально стоящие опоры. В данном случае - это два одинковых стакана. (рис 6.).
Затем - сошкуриванием - добиваюсь одиакового веса обеих будующих лопастей.
Рис 7. Разметка выборки передней части
После того как вид сбоку отпрофилирован переходим к разметке выброк для получения нужного профиля ловастей. На виде сверху - спереди (мы делаем винт нормального вращения - против часовой стрелки) намечаем линию проходящую через 2/3 ширины винта. См. рис 7.
Рис 8. Разметка выборки задней части...
На виде снизу(сзади) проводим линии отстоящие от края винта примерно на 1 мм. Нижняя часть винта как раз задает шаг (или угол наклона сечения)...
Рис 9 Выбранная задняя часть винта.
Затем начинаем убирать лишнюю дрвесину ножом или напильником начиная с нижней (задней) части винта согласно сделанной разметке. Убрав все сзади (снизу), отшкуриваем сначала крупной(120-160), а потом мелкой шкуркой заднюю часть винта...
Рис 10. Выбранная передняя часть винта
Затем то же самое повторяем для передней части винта. См. рис 10...
Убедившись, что вся лишняя древесина убрана, тщательно отшкуриваем весь винт для придания ему требуемого профиля - аналогичного профилю крыла, т.е. скругленная передняя кромка, максимальная толщина примерно 30% от ширины сечения и острая задняя кромка. Неполохо в процессе придания этого профиля все время контролировать балансировку обрабатываемого винта как было показано на рис 6.
После того как обе лопасти приобрели нужную форму и профиль, а также балансировку, можно переходить к заключительному этапу - покраске и лакировке. См. рис 11.
Рис 11. Балансировка отлакированного винта.
Обычно я окрашиваю изготовленный винт в традиционный черный цвет, а затем покрываю 2-4 слоями лака. Как правило я использую классический эмалит. Быстро сохнет и легко шлифуется. Во время окрвшивания и лакировки не стоит забывать о балансировке. См. рис 11.
Полученные таким образов винты, по моему мнению ничуть не хуже покупных пластиковых винтов, которые обычно тоже нуждаются в дополнительной балансировке. Если же вас больше устраивают винты из угле- или стекло- пластика, то используя изготовленный по описанной выше методе винт в качестве мастер-модели, вы можете изготовить формы для винтов из стекло- углепластика....
Совершенно аналогичным способом вы легко сможете сделать винт любого, нужного Вам диаметра и шага, а также винт обратного вращения - по часовой стрелке.
Более того, рассчитав и изготовив одну лопасть двухлопастного винта, вы сможете изготовить по ней формы для трех или 4-х лопастных винтов из стекло-угле-пластика, но это уже тема для отдельной статьи...
про лак, не обязательно покрывать чем нить, особого смысла нету, кроме эстетики.
плюс в березе в том, что можно сделать более тонкий, соответственно легкий, при той же прочности как у пластиковых (общий пластик, обычный китай, хрупкий)
http://rc-aviation.ru/news/619-konkurs/1246-samodelnii-vint
вот статейка интересная...
Обычно работает на небольшой скорости вращения - до 5-7 тыс оборотв в минуту.
Других особенностей у SF-винтов нет.
Какая разница какой винт делать? Главное выбрать правильный материал и выдержать требуемую форму, диаметр и шаг винта
В принципе методиа описанная мной много чего не учитывает - она всего лишь позволяет получить правильные углы установки сечений лопасти - т.е. сделать винт с определенным шагом. А вот вопросы эффективности сделанного винта остаются на откуп эксперименту или нужно глубже лезть в теорию...
знаете что такое флатерит? если бы знали, то подбирали винты. для медленных полетов винты не расчитаны на большие обороты, они попросту начинают флатерить и "взрываться"
но в тоже время на двигатель с малыми оборотами невыгодно ставить для быстрых полетов.
форма винта влияет на многие факторы, об этом можно долго говорить.
но видимо для Вас "шо як-3, шо як-130 все одинаковые".
А вот что такое флаттер я знаю...
Только вот давайте все-таки не отвлекаться на меня и мои знания, а говорить по делу (о статье) или не говорить вовсе. Вы уже который раз обещаете "говорить долго", то об ложкорезах, теперь о факторах выбора винта ... Флатерит вон изобрели... Минерал что ли какой новый?
Чем писать всякую чепуху в комментах - возьмите и воплотите Ваши несомненно глубокие познания буквально во всем в одну-две-три статейки и выложите их на публику. Это будет всем полезно...
опять Вы со своими советами, начинаете нести "советы", сами не замечая, а Вам дадут,так сразу "загрызть" надо!
для кого чепуха, а кому полезно. а как "какая разница какой винт?" это несомненно не чепуха, не разбираетесь, не говорите, людей в заблуждения не заводите!
а статьи писать на тему "заточка резцов, выбор материалов, практика резьбы" надо писать на других ресурсах, но если тут попросят, то напишу.
Специально для Вас перефразирую сказанное: нет никакой разницы какой винт делать - можно SF, можно не SF, главное выдержать правильную геометрическую форму и получить требуемый шаг и форму винта. Все зависит от Вашего желания.
PS: Всего-то два неуемных тролля - а все обсуждение загадили разговорами ни о чем... Да уж - лучшая тактика им не отвечать вообще.
обычно Ваша манера разговор переводить на другую тему и не отвечать на вопросы...
купил Бесколлекторный мотор NTM серии 50-50 580KV / 2000Вт
http://www.parkflyer.ru/69116/product/411255/
Тест пропеллеров:
14x8 - 14.8V / 587W / 40.3A / 2.9кг
14x8 - 18.5V / 1077W / 60.7A / 4.03 кг
14x8 - 22.2V / 1906W / 88.2A / 5.36 кг
15x8 - 14.8V / 626W / 43.6A / 3.3 кг
15x8 - 18.5V / 1165W / 64.2A / 4.85 кг
15x8 - 22.2V / 1961W / 88.8A / 6.15 кг
Что означают цифры : 14x8, 15x8 ?
ширина лопасти и вязкозть "среды" сильно влияет на парамптр - оборот без проскальзывания - Н/2хPi ?
Может коэфициент есть в этом расчете ?
Скорость модели влияет на "шаг" винта ?
Появилась необходимость в хорошем пропеллере, можно сказать, для повышения КПД до максимума.
А конкретней - берём напряжение 14.8V, делаем ВИНТ чтобы мотор потреблял 80 Ампер !
Можно ли более точно расчитать свой винт под обороты и мощьность мотора ?
все это в дюймах.
на все ответить немогу, больно долго объяснять и просто не знаю, пока...
обычно чем шире лопасть, тем мение оборотистый двигатель, но это все "грубо". про "оборот без проскальзывания - Н/2хPi" имелось в виду расстояние проеденное лопастью за один оборот?
КПД винта надо узновать.
винты то все разные. к примеру в пилотаже и 3D пилотаже применяют очень легкие винты, карбон. это для того, что бы "разгон" и "торможение" легко контролировать. ведь тем тяжелее винт тем более сложнее его раскрутить и остановить.
шаг винта влияет на скорость модели. больше шаг, быстрее летит.
если взять один двигатель, с одними и теми же оборотами, и взять два разных винта, к примеру 9х6 и 10х4.
по тяге допустим будут одинаковы, но по скорости полета разные. 9х6 шаг больше - скорость больше, 10х4 шаг меньше - скорость меньше. при той же тяге
ссори за обшипятки, темно, спать охота...
Ширина лопасти влияет на массу отбрасываемого назад воздуха. Иначе говоря, если оброты винта одни и те же, то тяга более широкого винта выше. Но - если винт шире, то нагрузка на мотор - выше и теоретически трудно подсчитать какая будет тяга: нагрузка увеличилась, а обороты понизятся как правило.
14 и 15 - диаметр в дюймах - т.е. это 355 и 380 мм,
8 - шаг в дюймах - т.е. 200 мм.
Коэффициента нет - указывается именно шаг винта без проскальзывания.
Скорость модели на шаг винта не влияет (он задан конструкцией винта - его геометрией), а вот шаг винта на скорость влияет, но эта зависимость очень сложная и в данной статье вообще не рассматривается.
Насчет 14.8 вольт и потребления 80 ампер - а с чего вы решили, что при этом КПД будет максимальный?
Насчет рассчитать - так рассчитать можно все что угодно, но эта статья не об этом. Она только о том, как получить винт заданного шага при известном диаметре. Более того, при одном и том же шаге винта заданного диаметра ширина лопасти влияет на т.н. "тяжесть" винта для мотора, но в статье это прямо никак не учитывается. Например в уже изготовленном винте (см статью) лопасти винта можно сделать уже и облегчить работу мотора, но возрастет при этом тяга или упадет - определить это можно лишь опытным путем.
Читал ее когда-то давно, но как-то подзабылось название...
Картинка с шагом винта (во вводной части статьи) - мне про нее напомнила, но искать саму книгу я не стал, т.к. не помнил ни автора, ни ее названия
Спасибо ТО ЧТО НАДО!
А главное эта книга у меня залежалась где то в коробке.
Пора вспомнить молодость, а то зашифровали всё в ДЮЙМЫ.
При таком детальном расчете наверняка уже есть ХОРОШАЯ програмка.