Всем здравствуйте!В этой статье хочу поделиться своим способом восстановления китайского регулятора Simonk 30А .Может кому пригодится.
Данные регули брал с КИТом коптера на али (с целью поиграться и попробовать -что же такое коптер), один сгорел до первого полета, и еще 4 в процессе учебных полетов.Вот появилось время и решил попробовать восстановить(зима, делать все-равно нечего).Снял термоусадку , аккуратно поддел радиатор и увидел следующую картину:
Вверху, отмеченные стрелками-5ти вольтовые стабилизаторы 78M05, с них и начал проверку.
Схему собрал так:
Проверил один и второй соответственно.На всех пяти сгоревших регулях стабилизаторы оказались исправны.Ниже стабилизаторов стоят МОСФЕТ-транзисторы-вот такие:
по два на каждую фазу(вычислил методом научного тыка):
Как работают МОСФЕТы разбираться было лень, поэтому для поиска сгоревших прибег к вышеописанному научному методу, взял тестер и попробовал померять сопротивление между ножками. Сразу повезло, на рабочих мосфетах показания были такие, нижние пимерно 10кОм
верхние мосфеты около 70кОм
Неисправные же мосфеты показали КЗ и 3кОма
Выпаивал мосфеты паяльником, но лучше конечно феном. У меня таких же на замену не было-попросил товарища, он мне навыпаивал со старых материнок вот такие:
Они не на 30 ампер, а на 50, но подошли.
У меня на всех регулях мосфеты вылетали парами(одна фаза), на одном вылетели все три фазы.В общем из пяти регулей получилось восстановить четыре.Проверку работоспособности проводил с помощью тестера для сервопривода:
Потом намазал термопастой, поставил радиатор и одел в термоусадку:
Ну вот, собственно, и всё.
Вверху, отмеченные стрелками-5ти вольтовые стабилизаторы 78M05, с них и начал проверку.
Схему собрал так:
Проверил один и второй соответственно.На всех пяти сгоревших регулях стабилизаторы оказались исправны.Ниже стабилизаторов стоят МОСФЕТ-транзисторы-вот такие:
по два на каждую фазу(вычислил методом научного тыка):
Как работают МОСФЕТы разбираться было лень, поэтому для поиска сгоревших прибег к вышеописанному научному методу, взял тестер и попробовал померять сопротивление между ножками. Сразу повезло, на рабочих мосфетах показания были такие, нижние пимерно 10кОм
верхние мосфеты около 70кОм
Неисправные же мосфеты показали КЗ и 3кОма
Выпаивал мосфеты паяльником, но лучше конечно феном. У меня таких же на замену не было-попросил товарища, он мне навыпаивал со старых материнок вот такие:
Они не на 30 ампер, а на 50, но подошли.
У меня на всех регулях мосфеты вылетали парами(одна фаза), на одном вылетели все три фазы.В общем из пяти регулей получилось восстановить четыре.Проверку работоспособности проводил с помощью тестера для сервопривода:
Потом намазал термопастой, поставил радиатор и одел в термоусадку:
Ну вот, собственно, и всё.
А зря.... Если бы не прошли мимо, то узнали бы как правильно проверить полевой транзистор, исключая получение ложной информации о его состоянии ))))
"поэтому для поиска сгоревших прибег к вышеописанному научному методу, взял тестер"
Если померял тестером - "это уже не метод научного тыка" ))))
"и попробовал померять сопротивление между ножками."
А заодно - между дорожками платы, к которым могут быть припаяны и другие элементы.
" повезло"
В этом-то и вся беда....
Вот Вы померяли напругу на выходе стаба, но можно было бы и на выходном разъеме померять и не мучиться с зажимами )))). Почему?
Потому, что в дешевых регулях стабы бывают тупо включены параллельно по выходу. Если один ушел в обрыв и не мешает жить второму, то второй Вам исправно покажет Ваши 4.96В. Правда, суммарная нагрузочная способность ВЕСа будет наполовину ниже номинала. Т.е., дефект мог остаться незамеченным. Как-то так...
"Предполагаю, что дорогие регули можно починить примерно также."
Нет. При таком подходе к ремонту может не получиться. Увы....
В целом - плюс за рукотворчество.
Однако, прежде, чем забивать гвоздь - не ленитесь узнать как это делать, чтобы после забивания гвоздя еще и пальцы все остались. Это я по поводу "разбираться было лень".
Кроме максимального тока у мосфета есть еще много параметров,которыми надо руководствоваться при замене. И если излишнее сопротивление открытого перехода будет только жрать АКБ и греть окружающий воздух,то уровень напряжения на затворе может не дать полностью открыться ключу и это уже черевато выходом из строя.
С чего "недооткрытому" ключу выходить из строя? Ток через него заведомо будет меньше номинала, не говоря о максимуме.
Вы бы копнули теорию как вообще работают мосфеты и почему они не греются при одинаковых условиях эксплуатации (в конструктивно схожих схемах) в сравнении с обычными транзисторами ))))
То, что у них сопротивление сток-исток меньше, чем у биполярных сопротивление коллектор-эммитер - это вы автору статьи втирайте.
Греются меньше в каких условиях? При пропускании одного и того же по величине тока - да, греются меньше, потому, что для обеспечения этой величины тока достаточно приложить меньшее напряжение, а значит на транзисторе в тепло уйдет меньшая мощность.
Но при той схеме включения, как в регуляторе, чем больше сопротивление ключа, тем меньши ток через него потечет, т.к. напряжение в этой цепи величина постоянная. А значит мощность потребляемая такой цепью будет меньше, чем у цепи с "правильным" транзистором. А значит "жрать батарею" будет наоборот медленней.
То что при этом регуль будет "медленней" крутить мотор - да, то что станет быстрее жрать батарею - нет.
З.Ы. " а на каком элементе данной цепи выделится и в каком виде "не развитая мощность на полезной нагрузке" ??? " Да ни на каком, т.к. общая мощность потребляемая цепью уменьшится, ввиду того, что напряжение питания цепи не изменилось, а сопротивление увеличилось. P=U2/R
Здесь требуется задать определенный полетный режим и при одинаковых ЛЕТНЫХ характеристиках акк будет выжираться БЫСТРЕЕ там,где мосфеты имеют большее сопротивление открытого перехода,тк часть энергии акка будет уходить на нагрев.
То же касается и недооткрытого ключа,греться он будет сильнее и в силу этого возможен тепловой пробой.
Все ужасы, что вы тут изложили, справедливы для цепи, где поддерживается постоянное значение тока, в нашем случае, ток будет прямо пропорционален напряжению (его мы знаем) и обратно пропорционален сопротивлению цепи, а значит станет меньше, а значит уменьшится и мощность. И никаких тепловых пробоев не настанет. Хорош уже чушь нести.
Неее ?
Ясен пень при этом общее потребление падает, однако растет пропорционально "бесполезно потраченое", а вот тут уже одним законом ома все не опишешь )))
PS: " будете дальше порожняк гнать про летные характеристики электрической цепи " ---- Увы они тут присутствуют ;)
Плюс ко всему, если такая фигня будет только на одной из фаз, то вылезут всякие косяки со срывом синхронизации и т.п.
З.Ы. Закона Ома тут вполне достаточно:
I=U/(Rн+Rк) - считаем ток в цепи, где Rн - сопротивление нагрузки, Rк - сопротивление ключа, U - напряжение батареи.
Uк = I*Rк - считаем напряжение на ключе
Uн = I*Rн - считаем напряжение на нагрузке
Pк = Uк*I - считаем мощность на ключе
Pн = Uн*I - считаем мощность на нагрузке
Если не лень - посчитайте для различных значений сопротивления ключа и выяните для себя закономерность изменения мощности на ключе в зависимости от его сопротивления ;)
З.Ы.Ы. Не забываем, что все ж таки каким ни был офигенным мосфет, нулевого сопротивления у него быть не может.
Я вот например на IRLR8256PbF даташит открыл, так эта сволочь может 63Вт рассеять при температуре окружающей среды 25С.
И уж если на то пошло, давайте определимся с "недооткрытым переходом" сток-исток, а то судя по его ВАХам, вы свои 0,5Ом там выставлять замотаетесь. У него при напряжении на затворе VGS=4,5В сопротивление сток-исток уже 6,7мОм.
Как-то мне такой 30 А отдали мертвенький, нашел даташит в тырнете, а мосфеты стоят на 9 ампер...
Тут собственно весь замес из-за того что Вы берете в расчет только электрическую цепь в лабораторных условиях - всем известный "сферический конь в вакууме", а у нас она еще и летает, причем в воздухе ...
Так что там больше "жрать батарею", то будет? Нормально открытый ключ + нагрузка или ключ имеющий значимое сопротивление + такая же нагрузка?
А то по вашей логике получается, что если вместо ключа будет дырка от бублика с бесконечным сопротивлением, то она сразу выжрет всю батарейку и отопит половину вселенной =))