Всем хорошего дня. Совсем недавно я увлёкся радиоуправляемыми авиамоделями.

Бывая в гостях у своего товарища, который уже с год болеет этой темой, я неоднократно выступал в роли зрителя его авиамодельного шоу, и около месяца назад у меня возникло непреодолимое желание попробовать самому, что это такое – управление моделью. Тем более, что моя работа напрямую связана с ремонтом радиоэлектронных устройств. Для начала товарищ предложил мне полетать в авиасимуляторе.

Через пару дней у меня стали иногда получаться довольно мягкие посадки виртуального самолёта, причём, как биплана-тренера, так и пилотажной модели.

Также, меня заинтересовали и модели вертолётов. И тогда мне было сделано предложение о покупке следующего комплекта: вертолёт WLToys V911 с пультом, зарядным устройством, двумя аккумуляторами и квадрокоптер WLToys V929 (пульт от вертолёта 911 к нему подходит) с аккумулятором и зарядным устройством. Квадрокоптер был совсем новым, а вертолёт – чуть б/у. Мне объяснили, что это, конечно же, игрушки, но, поскольку в комплекте идёт передатчик с «правильной» раскладкой стиков (mode 2) и рабочей частотой 2,4 Ггц, на этих игрушках уже вполне реально получить начальные навыки управления моделями

Ещё одним аргументом в пользу данной покупки было то, что к этому пульту, несмотря на его «игрушечность», можно привязывать приёмники Turnigy 9xV2. Эта покупка мне обошлась в 2500 руб., что примерно соответствует китайским ценам. Из-за КЗ в ЗУ аккумулятор квадрокоптера вздулся и потерял свою работоспособность. Я решил попробовать использовать батарею BP-6M http://www.digit61.ru/collection/akkumulyatori-dlya-telefonov/product/Akkumulyator-Nokia-BP-6M от сотового телефона Нокия. Правда, пришлось отпаять контроллер, ограничивающий максимальную токоотдачу. Зато квадрокоптер стал летать на одной зарядке более 25 минут!

Немного освоившись с управлением игрушек, я решился на покупку радиоуправляемой модели самолёта. Но ждать месяц или больше доставку из Китая мне не хотелось, а у друга на этот момент был довольно большой «арсенал» авиамоделей, и некоторые из них – на продажу. Мне очень понравился самолёт ЯК-12 с размахом крыла 95 см. Товарищ объяснил мне, что с моим передатчиком эту модель «сбиндить» реально, но не будут работать закрылки, так как каналов у меня всего четыре.
Меня этот вариант вполне устроил, так как я читал на авиамодельных форумах, что закрылки для тренера не особенно актуальны. Таким образом, сделка состоялась. Самолёт, приёмник Turnigy 9x и два аккумулятора: Turnigy 1000mAh 2S 20C Lipo Pack и Аккумулятор Turnigy nano-tech 2000mAh 2S1P 20~40C Lipo для приемника обошлись мне в 4500 рублей. Немного забегая вперёд, скажу, что время полёта с первой батареей составляет 7-10 минут, а со второй до 20 минут (если не летать всё время на полном газе). Так как в передатчике WLToys V911 отсутствует возможность реверсирования каналов, нам пришлось развернуть на 180 градусов сервоприводы элеронов и руля направления. Также, была произведена настройка модели (механическое триммирование) под мой передатчик.

Несмотря на мои упорные тренировки в симуляторе, предыдущий хозяин самолёта настоял, чтобы мои первые полёты были совершены под его контролем. Товарищ взлетал, набирал высоту и передавал пульт мне в руки. Я управлял моделью несколько минут, затем отдавал пульт назад для посадки. Так продолжалось пару дней (благодаря безветренной погоде), после чего мой наставник предложил мне взлететь самостоятельно. Немного нервничая, я поднял модель в воздух «с колёс», набрал высоту, слегка оттриммировал самолёт по крену и тангажу (помогла тренировка в симуляторе) и даже смог посадить его, хоть и несколько жестковато. Но ремонта не потребовалось, так как этот самолёт очень прочный и прекрасно подходит для обучения. Я лишь немного подогнул проволочные стойки шасси. Чтобы не проморгать критический разряд аккумулятора, я с подачи товарища установил сигнализатор разряда батареи Сигнализатор просадки напряжения LiPo аккумулятора "HobbyKing" (2S-4S) который, несмотря на его миниатюрность, очень хорошо слышно даже сквозь пенопласт с расстояния 80-100м. Главное – расположить это устройство пьезоизлучателями вниз.

Двигатель этой модели крепится к мотораме через три пружины, расположенные под углом 120 градусов, что спасает и двигатель, и носовую часть самолёта при ударе о землю. Вал двигателя снабжён пропсейвером, поэтому винт тоже в большинстве случаев остаётся целым. Для взлёта и посадки на неровную полосу мы увеличили диаметр переднего шасси.
Неработающие закрылки были зафиксированы с помощью кусочков пенопласта и суперклея.
Передние кромки крыла, стабилизатора и киля я обклеил прозрачным скотчем, так как на аэродроме, на котором мы летаем, встречается довольно высокая трава. У модели ЯК-12 очень просторный аккумуляторный отсек, что позволяет использовать аккумуляторы ёмкостью от 800 до 2000 мАч.
Пока что мой налёт составляет 3,5 – 4 часа, но кое-какие выводы об этой модели я всё-таки позволю себе сделать (не сочтите за наглость). ЯК-12 прекрасно планирует без двигателя с любой высоты в штиль. Довольно ровно пишет «петли», а вот «бочки» получаются с большой просадкой по высоте. Как мне объяснили – это происходит из-за верхнего расположения крыла. Даже при большом крене модель не имеет тенденции «сваливания на крыло» при правильной работе стиком газа. Управлять этим самолётом комфортно при ветре до 3 м/с. Мой товарищ летал на ЯК-12 при ветре 5-6 м/с, но, как он выразился, это была борьба за выживание.

Тяга ВМГ примерно равна весу самолёта, поэтому разбег при взлёте с шасси очень короткий. 3-4 метра на полном газе – и модель уже в воздухе. Малая посадочная скорость также способствует короткому пробегу при посадке.

В пульт я установил никель-цинковые аккумуляторы Аккумуляторы Turnigy AA Ni-ZN 1500mAh High Voltage (готовы к использованию) так как их напряжение в максимуме составляет 1,85 В, что на мой взгляд, способствует увеличению «дальнобойности» передатчика.

На обычных алкалиновых элементах я пару раз терял связь на грани видимости модели.

В завершение хочу сказать, что своим приобретением я вполне доволен. Весь комплект обошёлся мне не дороже, чем при заказе напрямую из Китая. Но, модель уже была настроена и облётана. Бывший хозяин взял с меня деньги только после того, как я совершил свой первый самостоятельный удачный полёт. Симулятор FMS вместе с пультом также был предоставлен мне в безвозмездное пользование. После получения необходимых навыков я с благодарностью вернул его хозяину.

Из моего опыта можно сделать вывод, что покупка первой авиамодели «с рук» весьма оправдана при условии, что «руки» эти принадлежат грамотному и увлечённому человеку, благодаря которому я, вылетав самостоятельно 20-25 аккумуляторов, ещё ни разу не озадачился ремонтом своей модели.

Предлагаю видеозапись вчерашнего полёта ЯК-12 при порывистом ветре 3-5 м/с. В кадр иногда попадает Бикслер-2, пилотируемый моим товарищем. На 01.30 в кадре (слева внизу) именно он.

 

P.S. Похоже, что это увлечение меня действительно зацепило. Вероятно, следующей моей крупной покупкой станет микропроцессорный передатчик (с брэндом ещё не определился, буду рад выслушать ваши советы). Также, планирую постройку пилотажной модели «Слойка».

Всех благодарю за потраченное время для ознакомления с моей «писаниной». Если что не так – прошу строго не судить, это моя первая запись в моём дневнике.

С уважением, Сергей Калмыков, Ростовская область.