Каждый, кто строит радиоуправляемые модели, должен понимать, что правильно работающая система управления очень важна. Аварий по причине отвалившейся рулевой тяги или заклинившего руля просто не должно быть! Но они, к сожалению, случаются. Случаются по двум причинам: отказы сервоприводов (или «рулевых машинок», кому как привычнее их называть) и отказы всей остальной проводки от сервоприводов к рулям. Я в этой статье не рассматриваю вопрос «как купить надежную рулевую машинку» (хотя это тоже важно!), а хочу рассказать про ту часть, которую мы, моделисты, делаем сами – крепление сервоприводов, тяги, кабанчики... Не претендую на новаторство – это просто обобщение некоторой практики.

Возможно, опытные моделисты не найдут тут ничего нового, а вот новичкам,
Мои рекомендации касаются самого, пожалуй, популярного размера авиамоделей – «пенолеты» до метра размахом и массой от 150-200 до 600-700 г.
  Итак, начнем. Нетрудно догадаться, что передача от сервопривода до руля должна в теории выглядеть так, как на рисунке А, т.е. идеально жесткие опоры привода и руля должны иметь идеальные шарниры и абсолютно жесткую тягу: 

Только тогда руль займет желаемое положение, задаваемое нашей рукой через стик передатчика. К сожалению, реальная схема иногда бывает ближе к варианту Б (добавьте для полноты картины еще и люфт в шарнирах). Надо бы добавить жесткости, но вес тоже критичен! Рассмотрим, как сделать каждый элемент легким и жестким, да еще и из доступных материалов.
  Пойдем от сервопривода. В «пенолете» привод обычно находится в пенопластовом гнезде, сделанном или в самой конструкции модели, или в отдельном фундаменте. Пенопласт – материал податливый. Чтобы сервопривод сидел плотно, я применяю два приема:
1. на маленьких моделях достаточно приклеить слой «потолочки», а отверстие под привод вырезать чуть меньше самого привода. После этого привод с усилием заталкивается в гнездо (не переусердствуйте, чтобы не оборвать кабель!) и фиксируется парой капелек клея типа «Титана». Усилие от нормальной работы не вырвет привод из гнезда, а при необходимости ремонта клей легко выковыривается и привод вынимается;
2. на моделях побольше привод уже надо фиксировать более жестко. Для этого поверх слоя «потолочки» надо приклеить слой прозрачного «упаковочного» пластика, из которого делают коробки для игрушек, бытовой электроники и моделистских товаров. Этот материал хорош для моделизма, легок, прочен, режется ножницами или ножом, один минус – плохо клеится. Но управа на него есть. Нужно тщательно зашкурить его поверхность мелкой шкуркой до матового состояния, а потом приклеить клеем «Момент» («Момент-Кристалл», «Момент-Марафон» и т.п., но не циакрин под тем же названием!). Голый пенопласт «Момент» растворяет, поэтому наклеиваем на пенопласт скотч, «привариваем» утюгом на минимальной температуре, а уже на скотч наносим «Момент». Этот же клей наносим на пластик, ждем положенные по инструкции 5-10 минут и приклеиваем. Можно еще «прожарить» утюгом поверх пластика, хуже не будет. Готово! Теперь вставляем сервопривод в гнездо и прикручиваем микро-шурупами (обычно есть в комплекте привода) к пластиковой накладке.
  Я останавливаюсь на технологиях так подробно, потому что, к сожалению, они мало где описаны, а уроки труда нынче в школе отменены. Кто все это и так умеет – извините, что занял ваше время.
  Двигаемся дальше. От привода до руля идет тяга, а иногда и несколько тяг. По моему убеждению, на рассматриваемом классе моделей идеальный вариант – это тяги из бамбуковых реечек с проволочными наконечниками. Боуден в таком размере тяжеловат, а голая проволока либо тяжелая (если толстая), либо нежесткая (если тонкая). Итак, делаем тяги.
  Основа – тонкая рейка. Отлично подходят круглые бамбуковые шампуры, продающиеся обычно в хозяйственном магазине где-то рядом с одноразовой посудой и салфетками. Можно еще разобрать старую бамбуковую штору. К бамбуку надо присоединить проволочные наконечники, которые войдут в шарниры качалки и кабанчика. Тут пригодится незаслуженно забытая технология моделистов-кордовиков времен СССР: проволока загибается Г-образно, получившийся крючок втыкается в рейку и приматывается нитками с клеем (аккуратно, виток к витку, а не как на рисунке): 

Соединяется намертво! При втыкании бамбук немного расщепляется, ничего страшного – делаем пару витков ниткой и капаем капельку циакрина («супер-клея», если кто не понял).
  Тяга должна иметь возможность регулировки для точной установки руля относительно сервопривода. Простейший вариант – Z-образный изгиб, подгибаемый пассатижами по мере надобности. Не люблю такую конструкцию, использую ее разве что на совсем маленьких моделях. На моделях побольше такой изгиб уже создает заметную нежесткость. Есть решение получше – регулируемый шарнир из электротехнической клеммы. Клемма представляет собой металлический цилиндр с двумя резьбовыми отверстиями и винтами для зажима проводов, заключенный в пластиковую изолирующую оболочку:

Нам оболочка не нужна, а цилиндр надо распилить поперек пополам. Из одной клеммы получаются заготовки для двух шарниров. Винт мы пропускаем через отверстие в кабанчике (про него – чуть ниже), и им же зажимаем прямой проволочный наконечник тяги. Для регулировки отпускаем винт и двигаем тягу. Можно и вовсе обойтись без проволоки, зажав в клемму рейку, но будьте осторожны – со временем рейка может «продавиться» винтом, соединение ослабнет. Так что внимательно проверяйте рули перед полетом! Впрочем, это относится к любой конструкции.
  Делаем кабанчик. Для чрезвычайно легкого, жесткого, но не хрупкого, кабанчика нам понадобится снова «упаковочный» пластик и кусок стальной проволоки диаметром 0.5 – 0.7 мм, например, разогнутая скрепка. Технология показана на рисунке: вырезаем развертку по «удвоенному» силуэту кабанчика, наносим на него «Момент» (не забываем зашкурить до матового состояния!), а по средней линии накладываем проволоку и сгибаем-склеиваем. Потом сгибаем до Г-образной формы и сверлим отверстия для шарнира:

  Крепим кабанчик к рулю. Тут есть два варианта:
1. просто приклеить кабанчик «Моментом» к рулю, обтянутому скотчем. Для дополнительной прочности нужно приклеить-«прижарить» слой скотча еще поверх кабанчика, а саму площадку для приклеивания сделать достаточно большой, примерно 20х20 мм;
2. приклеить с обратной стороны руля площадку из «упаковочного» пластика, приклеить кабанчик и притянуть его парой микро-шурупов к площадке сквозь руль. Микро-шурупы можно добыть в большом количестве в любой сломанной китайской пластиковой игрушке или бытовой технике.
  Немного коснусь избитой темы «как навешивать рули». В своих моделях пользуюсь двумя способами – скотч и тканевые полоски «крест-накрест». Начну со скотча. Есть мнение, что рули, навешенные просто на полоску скотча – это непрочно и ненадежно. «Вы просто не умеете их готовить», скажу я в ответ. Надежное соединение делается так. Вначале плоскость с еще не отрезанным рулем оклеиваем скотчем и «прижариваем» утюгом. Затем острым ножом отрезаем руль и снимаем одну из кромок наискосок. После этого оклеиваем скотчем оголившиеся пенопластовые края, опять берем в руки утюг для придания прочности обшивке. И только теперь прикладываем края друг к другу и приклеиваем полоску скотча. Я пользуюсь обычным канцелярским, для самоуспокоения можно взять и армированный…

Сделанная так петля (рисунок 1) не развалится! Скотч хорошо держится «сам за себя», да и к пенопласту он достаточно прочно «прижарен».
  Если требуется сделать прочную петлю небольшой длины, придется вспомнить еще одну технологию моделистов СССР. Нарезаем полоски тонкой ткани и приклеиваем их с «перехлестом», как показано на рисунке 2.
  Несколько примеров того, как в итоге это все выглядит. Кабанчики элеронов "пластик+проволока", наконечник тяги из клеммы:


  Бамбуковая тяга руля высоты, наконечник из клеммы, кабанчик пластиковый (тут и на предыдущем фото кабанчики просто приклеены "Моментом" и скотчем к рулям, а сами рули навешены на скотч):
 
  Руль направления на аэроглиссере, навешенный на тканевые петли. Кабанчик привинчен шурупами к пластиковой пластине сквозь руль:
 

  Вот и готова простая, легкая и жесткая проводка управления. Разумеется, надо проверить ход рулей и отсутствие заеданий. Люфты в такой системе практически отсутствуют, если, конечно, отверстия просверлены правильно. Усилие перемещения рулей – минимально, это позволяет выбирать сервоприводы без большого запаса по моменту, а значит – экономить вес. Удачных полетов и мягких посадок всем!
  P.S. Любители порассуждать о "неаккуратных моделях" - извините, на всех фото уже изрядно эксплуатировавшаяся техника.