Всем привет! Хочу поделиться своим последним достижением в области моделестроения из бальзы. 


Этот самолет был построен в 2009 году из бальзы. На самолете использовались все мои достижения в области строительства моделей грузовых самолетов. Первое, что бросается в глаза, это 2 мотора. Почему? Самолет имеет узкоколейное шасси, поэтому при попадании одной основной стойки шасси в небольшую ямку вызовет касание наружного винта о взлетку. Я уже создавал 4-х моторный самолет в вольном исполнении. Показать как он выглядел не могу, тк фото были утрачены из-за аварии жесткого диска, но есть кой-какое видео, где можно его увидеть. Короче намучался я с повреждениями винтов из-за не очень хорошего состояния покрытия нашей взлетки и решил, что буду делать только 2-х моторные модели. Ко всему, в описании к Ан-70, фигурирует 2 моторная версия Ан-70-100 с упрощенным шасси. Эта модель будет вольным исполнением версии Ан-70-100.
Работа началась еще давно, в 2006 году, когда я начал разрабатывать чертежи каркаса. Для меня этого вполне достаточно, тк листы обшивки я всегда изготавливаю по месту и подгоняю как надо. Учитывая, чтоповерхности самолета очень сложные с двойной кривизной и для формирования обшивки приходится размачивать древесину, метод готовых шаблонов считаю неприемлемым. Хотя бы потому, что при размачивании древесина расширяется всегда по-разному и это потребует дополнительной подгонки, а расчитать расширение точно нельзя. Кроме того, при размачивании всегда наблюдается коробление заготовки. 

Сделав чертеж, я перенес все сечения и виды на листы бумаги для принтера. В дальнейшем, вырезал все четко по контуру. В процессе разработки была учтена толщина обшивки, поэтому все шло очень даже легко и быстро. На полученных бумажных шаблонах было произведена выклейка контура каждой детали каркаса, после чего был подогнан контур детали и бумага была удалена. Та бумага, что осталась будет служить усилением деталей. 

 

Те шпангоуты, на которых крепится крыло, вырезаны из фанеры 4мм. Затем сделал основные продольные элементы по такой же технологии. Вот деталь носовой части:



Затем из полученных деталей и плоских бальзовых листов был сделан фюзеляж. Чтобы работа была не в тягость, я применял цыакриновый клей Локтайт. Он схватывается за 5-15секунд, что позволяет при наличии желания вести сборку достаточно быстро. На следующих 2 фотках видно, что продольный набор отсутствует как таковой. Листы из бальзы Т=1,5мм отлично справляются как с нагрузками, так и просто с прочностью поверхности.





Для качественного соединения листов обшивки использованы полоски из бальзы шириной 6мм, наклеенные с обратной стороны. Их тоже видно. Заодно ими придается плавность обводов на краях листа. Закончив с обшивками фюзеляжа, установил площадку для шасси, сделал короба для ниш шасси и покрасил их черной краской для влагостойкости. Сами шасси 4-х колесные, с жидкостным амортизатором и длинным рычагом, воспринимающим продольные нагрузки. Балансирная тележка существенно улучшает проходимость по кочкам на взлетке и уменьшает тряску. Это дало возможность применить очень короткие амортизаторы. Передняя стойка полностью карбоновая, с амортизатором из пористой резины, установлена на кронштейн от Кальматы-40. Шасси неубираемое.

Крылья, и хвостовое оперение наборные. Киль с полной зашивкой из бальзы Т=1мм, стабидизатор из бальзовых брусков имеет толщину 8мм и обшит пленкой. Крыло частично с жесткой обшивкой, а ближе к концам имеет жесткий только лобик и заднюю часть с мягкой обшивкой. Наглядно это видно на следующем фото:



Мотогондолы тоже наборные, какого-либо мега-силового каркаса у них нет. Они просто приклеены на обшивку. Почему? я как-то делал почти такой самолет с 2 ДВС и тоже без дополнительных усилений. Все отлично работало и не ломалось.



 Пока крыло открыто, разместил в нем проводку для моторов и серв по отдельным направлениям. Нам же не нужны проблемы с наводками? ))) Затем сделал передние кромки, зашил корневые части бальзой, обработал где и как надо, отделил закрылки и элероны. 



 Закрылки у нас только щелевые. Они доказали свою эффективность и повторяемость результата. Вот такие петли для них я использую:



 Теперь можно обшивать самолет пленками нужных цветов, после чего монтируем все на свои места, устанавливаем сервы, тяги и все остальное, клеим наклейки. В процессе это выглядит так:


 
Разместить бортовую аппаратуру придумал так:

 

 При компоновке я отталкивался от наименьшего числа подключаемых разъемов. Мне не очень хотелось постоянно подключать/отключать двигатели, к тому же когда много проводов, больше вероятность ошибиться. 
Немного о шасси. На этом самолете металла в шасси нет, кроме продольных рычагов на основных стойках шасси. Все сделано из карбона. Оси тоже карбоновые и колеса крепятся с помощью вкладышей от пропеллеров, которые держатся на клее Локтайт.




 Немного фоток с полетов:


На следующий день пошел снег, но летать очень хотелось.





 Видео второго полета: