Все началось с фан-флаев, которые, благодаря мощной силовой установки, развитым рулям, и малой нагрузке на крыло, выполняли очень интересные маневры в небе. Достаточно быстро этот стиль полета эволюционировал в то, что сейчас принято называть 3D акробатикой, или фристайлом. Более того, этот стиль полета продожает развиваться, и теперь мы можем увидеть такой класс, как Artistic Aerobatic- полет под музыку!
Так что же такое 3D пилотаж?! Это экстрим в полном смысле этого слова! Это силовые фигуры, полеты на закритических углах атаки, кульбиты в сантиметах от земли, "колбасная колбасня" приковывающая к себе восторженные взгляды зрителей- всё это и есть 3D!!!
Конечно, начинать отрабатывать 3D надо после того, как уже получены базовые навыки пилотирования модели. Пилот должен не только уверенно держать модель в воздухе, но и уметь работать рулем направления, и газом- для этого очень полезно отработать полеты на "ноже", медленные бочки и бочки с фиксациями (без ухода с траектории). Кроме того, умение выполнять эти фигуры позволит быстрее освоить "роллинг харриер", "силовую бочку", и "петлю с бочками".
Стоит добавить, что лучше чередовать симулятор, и реальный полет: отработали фигуру в симе, пошли оттачивать ее на улице. Полет желательно "разбавлять" проходами "на ноже", и бочками с фиксациями- эти фигуры смотрятся очень зрелищно, если выполняются на небольшой высоте и без ухода с траектории.
Теперь о фигурах 3D пилотажа, о их выплонении, и подводных камнях связанных с ними.
Рассмотрим следующие фигуры:
-Харриер
-Висение на винте и силовая бочка
-Роллинг Харриер
-Блендер
-Петля с бочками
Харриер- базовая фигура, при которой модель летит прямолинейно, при 45-60 градусах тангажа.
Как выполняется: на малой высоте, при холостых оборотах двигателя тянем руль высоты на себя, модель теряет скорость, не даем самолету свалиться, "подхватываем" его "газом", для корректировки курса, и разворота используем руль направления, элеронами работаем по минимуму, чтобы не вызвать раскачку самолета по крену. Запомните: нет такого положения ручки газа, при котором самолет будет выполнять харриер, нужно постоянно менять обороты двигателя в большую или меньшую сторону.
Как разучить фигуру на симуляторе: устанавливаете ветер 5-6 м/с, при этом виртуальная модель не будет лететь вперед, так в начале будет по-легче. Можно замедлить время, чтобы быстрее выработалась моторика.
Висение и силовая бочка (висение с вращением)- две культовые фигуры-сёстры. В чем их разница- понятно из их названия. Заход- так же, как и харриер- с горизонтального полета, переводим на вертикаль, поддаем газу, и вывешиваем самолет. Во время выполнения висения на винте нужно компенсировать реактивный момент винта, из-за которого самолет будет вращаться по часовой стрелке. Компенсировать этот момент можно только одним способом- переложить ручку элеронов вправо. Не бойтесь работать газом, если модель начинает "вываливаться" из висения, подгазаните немного- это поможет. Не забывайте выравнивать самолет рулем направления, и рулем высоты. Силовая бочка- то же самое, только мы помогаем с помощью элеронов вращаться самолету по часовой стрелке. Тут есть один момент- когда висишь колесами к себе, и самолет начинает валиться в сторону- куда отклонять руль направления? Очень просто: откланяем РН в сторону опустившийся консоли.)))
Роллинг-Харриер- Фигура, которую любят все за ее зрелищность. Самолет летит прямолинейно, с углом тангажа 45-60 градусов, при этом вращается! Технически эта фигура выполняется так же, как медленная бочка и бочка с фиксациями- при вращении на каждые 90 градусов самолет поддерживается соответствующим рулем,- поэтому сначала лучше отработать их. Я быстро научился выполнять левое вращение в роллинг-харриере, а правое, пока, у меня получется хуже.
На этом видео видно, как я отрабатываю харриер и роллинг харриер в симуляторе при ветре 5-6 м/с, скорость симуляции 100%:
Ну это я готовился к защите диплома, и появилась свободная минутка:) В конце ролика есть петля с бочками- визуально будет понятно, как выглядит, и как выполняется эта фигура.
Блендер- очень коварная фигура! Модель должна быть достаточно прочной, что бы выдерживать перегрузки, возникающие при выполнении данной фигуры. У меня отрывало руль направления на этой фигуре! Так же может выдрать горизонтальное оперение, или сложить крылья, а недостаточно хорошо закрепленный фонарь- точно отправится в свободный полет!
Как выполняется: на высоте 150-200 метров переводите самолет в отвесное пикирование, выполняете пару-тройку "бочек", затем сразу переводите рули в положение обратной штопорной бочки (влево элероны, вправо киль, вниз руль высоты).Работая газом можно ускорить, или, сбосив газ- замедлить вращение. Выход роллинг-харриером смотрится ооочень эффектно!
Видеоурок по выполнению "блендера":
Петля с бочками- ооочень круто! выполняется как и роллинг-харриер, но надо не только поддерживать самолет соответствующими рулями в нужный момент, но и "дожимать" самолет, что бы он вышел на траекторию петли- газ больше, почти на максимум, чем в роллинг-харриере, а дозировка рулей- в зависимости от желаемого радиуса петли- чем меньше радиус, тем больше отклонения. При входе в фигуру даем полный газ, в верхней точке траектории газ сбрасываем, что бы не увеличивалась скорость вращения- и всё!
Разучивайте фигуры, придумывайте новые- возможности 3D пока полность не раскрыты- это большое поле для творчества!