С приходом зимы, многие моделисты убирают свои самолеты до весны. Если, Вы, владелец модели с двигателем внутреннего сгорания и у Вас румяное лицо и замерзшие пальцы, я могу представить себе, почему; когда топливо на морозе попадет на руки это вряд ли можно назвать веселым занятием (хотя не могу не согласится, что и это занятие многого стоит). А если Вы пилот электролета, какие могут быть Ваши оправдания? Вы не можете приземляться на колеса в снег? Вам нужны лыжи!
Этот вопрос я не раз задавал себе и потратил достаточно много времени для поиска в Интернете различной информации по этому вопросу. Сейчас я обладаю, как мне кажется, достаточной информацией для того, что бы сделать лыжи для модели самолета самому и что бы поделиться с Вами этими знаниями, что бы как можно больше народа «встало на лыжи».
Итак, у меня возникло несколько вопросов по теории, практике и технологии изготовления:
1. Какая должна быть нагрузка на площадь поверхности лыжи или обратный вопрос – какой площадью должны быть лыжи для модели определенного веса.
2. Какие геометрические пропорции между длиной и шириной лыжи? И т.д.
3. Из какого материала изготовить лыжи
4. Как обеспечить определенное положение лыж в полете и при посадке?
Мои ответы на эти вопросы:
1. Существует большой разброс во мнениях, какое должно быть значение удельного давления на снег. Все зависит от структуры снега (слежавшийся наст или только что выпавший снег) и требований к летательному аппарату и соответственно к лыжам.
Проанализировав собранные данные, в том числе по лыжам промышленного изготовления, я пришел к выводу, что нагрузка в среднем должна составлять не более «14 квадратных дюймов на фунт» или 90,3 квадратных сантиметра на 0,45 кг или 199,12677 квадратных сантиметров на килограмм. Округлим до 200см2/1кг.
Т.е. если у нас модель весит 1 кг, то поверхность одной лыжи должна быть 100 см2 (на самолете 2 лыжи).
2. Определимся с размерами лыж. Среднее отношение длины лыжи к ее ширине составляет от 3 до 5. Мы возьмем - 3,5. Тогда лыжа с поверхностью 100 см2 будет имеет габариты :
Длина – Корень квадратный(100/3,5)=18,7 см
Ширина лыжи – длина /3,5=5,3 см
Это площадь соприкосновения со снегом, добавим 15% от общей длины для носика лыжи, т.е. общая длина лыжи составит:
18,7/100*15+18,7=21,5 см.
Как правило, удобнее надеть лыжи на те же шасси, на которых были колеса модели, поэтому рекомендуется ось вращения лыжи сделать на высоте половины диаметра колеса. Этим Вы сохраните расстояние от края пропеллера до снега или льда. Ведь высоту колесного шасси определяет диаметр пропеллера + расстояние до ВПП.
Ось вращения лыжи – центр приложенного давления, берется таким образом, что делит длину лыжи в соотношении:
Передняя часть 55 - 60%, задняя 45 - 40%. Обосновывается это следующим образом. Если лыжу поставить на снег и приложить усилие как описано выше – задняя часть лыжи погрузится сильнее в снег, т.к. она короче, а передняя соответственно меньше. При движении вперед – лыжа будет подниматься из снега, а на большой скорости появляется эффект глиссирования.
Т.е. центр вращения лыжи будет находиться на расстоянии:
21,5/100*60=12,9 см от передней кромки.
С какой величиной мы еще не разобрались? Ах, да на какую величину нужно загнуть нос лыжи? Обычно эта величина составляет 10-30 градусов.
Т.е. нос должен подняться на:
синус 15 градусов = 0,26; Длина носка лыжи 18,7/100*15 = 2,805 см
Высота загиба: 2,805*0,26=0,73 см.
И тааак! Вот что у нас получилось:
Статья автора http://centrhobby.rcmodels-hmao.ru/article_info.php?articles_id=147
Почитав статью приступил к изготовлению, скажу честно особо не заморачивался с загибом носа и центром вращения лыжи, всё было изготовлено примерно и на глазок))) Вот высчитывать площадь лыж конечно же пришлось, иначе по свежему снегу ни взлететь, ни сесть не удастся...
Изготовил пример лыжи для Вас т.к. все что сделаны установлены на самолетах.
И так понадобится: короб, папка офисная (можно выбрать в цвет модели), ножницы, канц. нож, клей, двухсторонний скотч, маленькие винтики, резинки для денег и 1-2 часа времени.
Высчитываем площадь лыжи на примере бумаги, от сюда отталкиваемся какой использовать короб. Для примера использовал короб 20мм (на самолетах 25мм, размер самолетов 1,27метра)
Легко отрезаем нужную длину с помощью канцелярского ножа
Так же легко срезаем крайние боковинки, проводим ножом и надавливаем пальцами, короб легко гнется и кромка удаляется.
На глазок отмеряем носок, срезаем лишнее, закругляем и загибаем нос
Из папки вырезаем вот такие 2 детали, вырезаем их прямоугольными а на месте уже придадим красивый вид (у меня эти детали остались от прошлого изготовления, поэтому красную папку резать не стал)
Подрезаем так как кому больше нравится, я вырезал вот так
Не забываем вырезать крючок для резинки которая будет натягивать лыжу
Теперь надо собрать лыжи, намечаем отверстия сначала на лыжах а потом уже на центральной перепонке (назовем её так)
Можно сделать плавник либо направляющую полоску что бы модель не сносило. Я сделал выбор на плавнике. Вставлять наверно лучше посередине, а не как я с краю, хотя в эксплуатации никаких неудобств не чувствую.
Скручиваем половинки лыжи вместе
Получилась вот такая лыжа с плавником, когда лыжа затянута то плавник не провернуть даже пассатижами!
Теперь делаем скользящую часть лыжи, она нам даст хорошее скольжение и увеличит площадь!!! Извините, что показываю на примере бумаги, но больно уж жалко резать красную папку)))
Вырезаем отверстие для плавника
Клеем двухстороннюю ленту и приклеиваем подошву, после обкатки модели по краям желательно пройтись клеем. При просчете подошву можно вырезать чуть больше (увеличить площадь) и заменить.
Ну вот лыжа готова к установке! Далее я покажу как сделать так что бы лыжу не загибало воздушными потоками без упорной пружины!
Имитируем ногу шасси
Ставим резинку, что бы лыжу всё время подтягивало носком вверх для взлета/посадки самолета
Вот что будет если не сделать ограничение загиба лыжи, в первом варианте ее загнет в нужную сторону но лыжа будет сильно тормозить самолет, во втором варианте это аварийная ситуация и сажать самолет будет проблемно, а точнее вряд ли обойдется без последствий.
Делаем ограничение изгиба лыжи, сверлим 2 отверстия, вставляем винтики и закручиваем на них гаечки.
Как видно конструкция держится сама)))
Теперь назад лыжа никогда не вывернется, резинка все время будет её подтягивать примерно с таким углом (можно сделать регулируемым)
Небольшое видео работы лыжи
Мои лыжи никогда не ломались и не лопались, один раз сел на вывернутую лыжу после чего сделал ограничение изгиба, ни самолет, ни лыжа не пострадала!
Если самолет на 3х шаськах это тоже не проблема, просто переднюю лыжу надо делать больше так как спереди самолет тяжелее, на фото видно что по свежему снегу передняя лыжа немного зарывается (была размером как и задние), дома прилепил подошву побольше и таких проблем больше не было.
Собственно тут видно, что передняя лыжа стала больше чем задние.
Установка лыж на биплан заняла 5 минут, без хвостовой лыжи модель отлично рулится по снегу, взлетает и садится так же без проблем, так что делать не стал
Даже по таким препятствиям самолет отлично проезжает
Всем спасибо за внимание, желаю ровных взлётов и мягких посадок!
Я делаю немного подругому.
Материал-впененный пенополистиро толщиной 5 мм (из обрезков при изготовлении банеров, беру в соседней дизайнерской фирме по резке пленки) и 3 мм сотовый полиэтелен (опять таки от рекламных щитов или коробок из под фруктов итд) Режу обычным ножом.
Клею на любой клей или циакрин. С низу для надежности 2 шурупа от микромашинок в тело вставок ввинчены. получаютчя очень легкими и прочными. В качестве компенсатора от проворота лыж - проволочный торсион.
Что касаемо расчета геометрии лыж, пользуюсь материалами моего друга в колонке технологии с данной странички.
http://hobbyarea.ru/article_info.php?articles_id=26
Проверено неоднократно на моделям различного размера.
В ней же, приведены и другие интереснные варианты конструкций лыж и их изготовления.
Стараюсь следовать словам г.к. Ильюшина - " Ваши решения должны быть простыми и оригинальными".
Насчет резинок.
Давно перестал пользоваться ими, не оправдывают себя по надежности. Тросики только если имеются на прототипе. Для наших моделей лучше всего ставить проволочные рессоры- торсионы. либо двух опорную рессору как на заводских лыжах. Но последнии требуют навыка изготовления. В данной же конструкции, все просто и доступно. При необходимости быстро и без усилий можно отрегулировать положени лыжи относительно самолета. Жесткость регулируется перестановкой торсиона в другое отверстие, ближе или дальше от оси опоры колеса.
Ограничители ввиде растяжек позволяют лыже проворачиватся при движении по снегу в ограниченном угле. Но после взлета резинка или пружина их задирает вверх, так как всегда есть слабина для поворота лыжи вниз. Если резинка слетела или порвалась - лыжа будет провисать вниз, вперед. Это невсегда хорошо, особенно при посадке на рыхлый снег.
При движении по снегу - передняя часть лыжи приподымается так как ее плошадь больше и она немного начинает "глиссировать" по снегу.
В каждом случаее надо, как удерживать лыжу в нейтральном положении после отрыва, в полете, так и не сильно ограничивать ее движение на оси колеса при движении по снегу.
Сильно жеский торсион - хорошо держит лыжи в нейтральном положении но лыжа будет плохо отрабатывать рельеф, да и глисирование будет затруднено.
Я обычно выставляю лыжи в горизонт с осью модели или на 2-5 градуса в вверх для компенсации люфтов и веса если лыжа большая.
Это сотовый поликарбонат. Из вспененного пенополистирола, оклеенного хорошим толстым скотчем получаются хорошие лыжи, они же поплавки для гидроплана летом.
Красный - сотовый полипропилен.
http://www.t-opora.ru/polipr.php
Увиличте пожалуста фото и посмотрите внимательно.
Поликабонат к сожалению у нас тоньше 5 мм не продают.
Сотовый полипропелен - Вы можете посмотреть поискав например модели американской фирмы - "Астропласт стар" ( если правельно помню) делают целиком модели из него.
На западе вообще это один из ходовых материалов для моделистов. Делают от бойцовок до больших моделей.
Сам делаю. Только сейчас сложнее найти большие коробки. Раньше покупал листом 2х5 метров и в обрезках.
http://astroplastica.ru/products/33/
Сейчас только на мурорке или гденибудь на рынке беру. Для различных небольших вещей и частей вполне подходит.
Сотовый полипропилен в несуровом Нижнем Новгороде продаётся у рекламщиков, нопремере в гельветика-нн.
Про модельки из сотового полипропилена читал. ИМХО пластиковый сендвич 5 мм легче и чётче клеится.
А чтобы модель убить ....!!!!
Одобрямс.