Самодельный деревянный двухметровый FPV-носитель "Кондор".
Очень коротенькая статья про один полёт на километр высоты :)
Введение
Так получилось, что комплект FPV я купил именно тогда, когда ни одного пригодного для FPV самолёта у меня не осталось. Был только крохотный Red Swan с полётным весом 300г. Пришлось ставить всю аппаратуру на него, от чего его полётный вес подскочил до 650г и самолёт вплотную приблизился по лётным характеристикам к кирпичу. Тем не менее, FPV-система вполне успешно была на нём испытана, хотя выжать из неё максимум по дистанции и высоте не позволял самолёт: батарейка у него садилась раньше, чем удавалось подняться на несколько сотен метров или улететь на пару километров. Рекордом стал подъём на 320м и удаление 1.5 км. А посмотреть на город с высоты ой как хотелось...
Развитие сюжета
Летом 2013г я и ещё один мой друг поехали в Украину (точнее он поехал на Украину) к знакомому на своеобразный "авиамодельный шабаш" (или "международный авиастроительный симпозиум"). Задачей было построить, облетать или разбить максимальное количество самолётов за фиксированное время (2 недели). Можно с уверенностью сказать, что план был выполнен на 100%, но это не имеет отношения к данной статье :)
С собой я взял целую коробку всякого оборудования - зарядник, аппаратуру, аккумуляторы, провода-переходники-разъёмы, сервы-моторчики-регуляторы и, главное, комплект FPV-оборудования. Среди задач на эти две недели меня больше всего интересовала одна - построить FPV-носитель, способный подняться на 1 км. К сожалению, мы так увлеклись разбиванием постройкой и испытанием других моделей, что про FPV вспомнили только на второй неделе. Строить пришлось в спешке.
Собственно, Кондор
Забегая вперёд, скажу, что самолёт получил название "Кондор", хотя первые полёты он выполнял ещё безымянным (кодовое имя "FPV2"). По начальному плану это должен был быть высокоплан с размахом 180см с толкающим складным винтом на крыле, хвостовой балкой из двух карбоновых трубок, сходящихся треугольником, классическим оперением и фюзеляжем достаточной для любого оборудования вместительности. Самолёт должен был быть полностью разборным (длина деталей не более длины карбоновых труб - 75см). По мере разработки чертежей уточнялись нюансы: размах стал 2 метра, сервомашинки хвостового оперения расположены на крыле, а тяги идут через трубы хвостовой балки, кабина откидная, на петлях и магнитах. Ради ускорения постройки был пропущен этап тестирования модели в симуляторе, из-за чего установочный угол стабилизатора был выбран неверно и модель потребовала значительного триммирования. Благодаря упорной работе и большому количеству рабочих рук, занятых на проекте, самолёт был построен в считанные дни, и за два дня до обратного поезда начались лётные испытания.
Характеристики и оборудование:
Размах крыла: 200см
Длина: 139см
Площадь крыла: 37 дм2
Полётный вес c FPV-оборудованием: 1700г
Нагрузка на крыло: 46 г/дм2
Материал: бальза, карбоновые трубки, обтяжка плёнкой
Мотор: park480 1320kv
Пропеллер: 9x6 складной
Регулятор: YEP30, позже Plush40
Аккумулятор: Zippy compact 5000mAh 3S 25C
Сервомашинки: HK Singlechip digital micro
FPV-комплект: FatShark Predator V2
Радиоаппаратура: Turnigy 9XR с модулем FrSky (с телеметрией)
Курсовая/записыващая камера: Boscam ExplorerHD
Автопилот и OSD: F-TEK FY-31AP
Антенны FPV: Spironet
Полёты Кондора
1. Испытательный визуальный полёт. Определены необходимые триммирования и центровка.
2. Пробный FPV-полёт. Закончился пожаром на борту и аварийной посадкой. Часть фюзеляжа сгорела. Причиной стал перегрев регулятора, расплавление проводов и КЗ. Привело к этому отсутствие вентиляции в закрытом корпусе. После ремонта на спине самолёта появился воздухозаборник для вентиляции.
3 и 4. Пробные высотные полёты, достигнута высота 600 метров.
После этого самолёт был разобран, упакован и отвезён в Санкт-Петербург, где и летал дальше.
5. После небольшой оптимизации расположения оборудования самолёт совершил полёт, ради которого создавался. Высота подъёма 1008 метров, дистанция удаления более 2 км. Сказать по правде, такое удаление не было запланировано - на высоте оказался очень сильный ветер (он и у земли был 7 м/с), и самолёт просто не мог ему противостоять. В какой-то момент казалось, что его не удастся вернуть.
Почти весь полёт, особенно на большой высоте, видео- и радиосвязь страдала от сильных помех, несколько раз включался автовозврат к базе из-за пропажи радиосигнала, а самая высокая точка полёта вообще потонула в помехах, поэтому по FPV ничего видно не было. Тем не менее, цель достигнута!
Выводы:
Цель достигнута, но качество связи оставляет желать лучшего. Видео-передатчик 200мВт слабоват для таких полётов, да и радиосистему надо заменить на одностороннюю, без телеметрии (будет больше дальность).
Видео с телеметрии (записано на земле):
Видео "из кабины" (записано бортовой камерой):
После постройки:
Остатки регулятора после второго полёта (обратите внимание на отпаявшиеся провода):
Пятый полёт:
Так получилось, что комплект FPV я купил именно тогда, когда ни одного пригодного для FPV самолёта у меня не осталось. Был только крохотный Red Swan с полётным весом 300г. Пришлось ставить всю аппаратуру на него, от чего его полётный вес подскочил до 650г и самолёт вплотную приблизился по лётным характеристикам к кирпичу. Тем не менее, FPV-система вполне успешно была на нём испытана, хотя выжать из неё максимум по дистанции и высоте не позволял самолёт: батарейка у него садилась раньше, чем удавалось подняться на несколько сотен метров или улететь на пару километров. Рекордом стал подъём на 320м и удаление 1.5 км. А посмотреть на город с высоты ой как хотелось...
Развитие сюжета
Летом 2013г я и ещё один мой друг поехали в Украину (точнее он поехал на Украину) к знакомому на своеобразный "авиамодельный шабаш" (или "международный авиастроительный симпозиум"). Задачей было построить, облетать или разбить максимальное количество самолётов за фиксированное время (2 недели). Можно с уверенностью сказать, что план был выполнен на 100%, но это не имеет отношения к данной статье :)
С собой я взял целую коробку всякого оборудования - зарядник, аппаратуру, аккумуляторы, провода-переходники-разъёмы, сервы-моторчики-регуляторы и, главное, комплект FPV-оборудования. Среди задач на эти две недели меня больше всего интересовала одна - построить FPV-носитель, способный подняться на 1 км. К сожалению, мы так увлеклись разбиванием постройкой и испытанием других моделей, что про FPV вспомнили только на второй неделе. Строить пришлось в спешке.
Собственно, Кондор
Забегая вперёд, скажу, что самолёт получил название "Кондор", хотя первые полёты он выполнял ещё безымянным (кодовое имя "FPV2"). По начальному плану это должен был быть высокоплан с размахом 180см с толкающим складным винтом на крыле, хвостовой балкой из двух карбоновых трубок, сходящихся треугольником, классическим оперением и фюзеляжем достаточной для любого оборудования вместительности. Самолёт должен был быть полностью разборным (длина деталей не более длины карбоновых труб - 75см). По мере разработки чертежей уточнялись нюансы: размах стал 2 метра, сервомашинки хвостового оперения расположены на крыле, а тяги идут через трубы хвостовой балки, кабина откидная, на петлях и магнитах. Ради ускорения постройки был пропущен этап тестирования модели в симуляторе, из-за чего установочный угол стабилизатора был выбран неверно и модель потребовала значительного триммирования. Благодаря упорной работе и большому количеству рабочих рук, занятых на проекте, самолёт был построен в считанные дни, и за два дня до обратного поезда начались лётные испытания.
Характеристики и оборудование:
Размах крыла: 200см
Длина: 139см
Площадь крыла: 37 дм2
Полётный вес c FPV-оборудованием: 1700г
Нагрузка на крыло: 46 г/дм2
Материал: бальза, карбоновые трубки, обтяжка плёнкой
Мотор: park480 1320kv
Пропеллер: 9x6 складной
Регулятор: YEP30, позже Plush40
Аккумулятор: Zippy compact 5000mAh 3S 25C
Сервомашинки: HK Singlechip digital micro
FPV-комплект: FatShark Predator V2
Радиоаппаратура: Turnigy 9XR с модулем FrSky (с телеметрией)
Курсовая/записыващая камера: Boscam ExplorerHD
Автопилот и OSD: F-TEK FY-31AP
Антенны FPV: Spironet
Полёты Кондора
1. Испытательный визуальный полёт. Определены необходимые триммирования и центровка.
2. Пробный FPV-полёт. Закончился пожаром на борту и аварийной посадкой. Часть фюзеляжа сгорела. Причиной стал перегрев регулятора, расплавление проводов и КЗ. Привело к этому отсутствие вентиляции в закрытом корпусе. После ремонта на спине самолёта появился воздухозаборник для вентиляции.
3 и 4. Пробные высотные полёты, достигнута высота 600 метров.
После этого самолёт был разобран, упакован и отвезён в Санкт-Петербург, где и летал дальше.
5. После небольшой оптимизации расположения оборудования самолёт совершил полёт, ради которого создавался. Высота подъёма 1008 метров, дистанция удаления более 2 км. Сказать по правде, такое удаление не было запланировано - на высоте оказался очень сильный ветер (он и у земли был 7 м/с), и самолёт просто не мог ему противостоять. В какой-то момент казалось, что его не удастся вернуть.
Почти весь полёт, особенно на большой высоте, видео- и радиосвязь страдала от сильных помех, несколько раз включался автовозврат к базе из-за пропажи радиосигнала, а самая высокая точка полёта вообще потонула в помехах, поэтому по FPV ничего видно не было. Тем не менее, цель достигнута!
Выводы:
Цель достигнута, но качество связи оставляет желать лучшего. Видео-передатчик 200мВт слабоват для таких полётов, да и радиосистему надо заменить на одностороннюю, без телеметрии (будет больше дальность).
Видео с телеметрии (записано на земле):
Видео "из кабины" (записано бортовой камерой):
После постройки:
Остатки регулятора после второго полёта (обратите внимание на отпаявшиеся провода):
Пятый полёт:
Иногда попадаются модели с одной карбоновой балкой, ну я и решил, что с двумя будет не хуже. Надо было посередине оставить место под пропеллер.
Повторяемость высокая, т.к. есть чертежи, а все доводки по месту очевидны и просты. А вот себестоимость не считал, но выше, чем цена того-же SkyWalker.
Я всегда считал так:
15 - 20 г/м2 это зальник, летает только в помещении
30 г/м2 это маленькая пенопластовая цессна
50 г/м2 это тренер 40 или 60 размера
100 г/м2 это импеллерник
А гоночная модель это 150 г/м2
FPV-модель не должна иметь малую нагрузку на крыло, иначе она не сможет летать быстро и её унесёт ветром. Те же SkyWalker имеют нагрузку за 50 обычно.
Статья понравилась +.
Может быть, спортивный регламент ограничивает нагрузку на крыло именно для того, чтобы создатели искали другие пути увеличения скорости?