Моя первая любовь-бипланы.
Написал статейку.
Выкладываю на Ваш суд.


Маленько теории.

Считаю, что на биплане легче научиться летать. В зале особенно, пригодится его небольшой разбег и прекрасная маневренность. При относительно небольшом размере, он имеет маленькую нагрузку на крыло, что позволяет лететь с минимальной скоростью.

Из недостатков, замечу труднее ремонтировать и при одинаковом размахе он маленько тяжелее моноплана.

Делаю биплан по облегченной "зальной" технологии. Порезал, покрасил-набежало 62 гр. Буду фрезеровать. Из подложки под ламинат.





Фрезернул от души получилось 42гр.
Установил усиления, петли навески, мотораму, шасси, получилось опять 62гр.
Это вес планера. Фрезеровал ступенчато как в настоящих панелях обшивки самолета. (Это конечно дает некоторую прочность, но в последствии отказался от этого, много возни).
Мотораму заклеил на циакриновый гель, жидкий клей плавит потолочку, а гель почему-то нет. Усиление на вертикальных стойках коробки крыльев сделал из ращепленного на двое угля шириной 3мм. Усиление на элеронах, заделал также. Только по краю провел, не стал врезать. Усиление крыла провел по передней кромке из пластины 0.5х3.
Усиление трубочки и накладки с обоих сторон из пластика 0,3мм, сделал круглые-так симпатичнее.
Но резать замаялся 52 кружочка диаметром 10мм.





Натянул растяжки установил сервы. Носовое усиление и хвостовой костыль. Поставил качалки на рудеры, элеваторы. Понатянул паутины от души. По сравнению с угольным усилением она практически ничего не весит.






Провел управление на рудеры элеваторы.







 Сделанное вместе с оборудованием и АКБ весит 150гр.



Полетал маленько.

Отрадно, что аппаратик взлетел с колес со щебенки с песком, и полетел вроде правильно.

Моя первая попыта взлететь с "авианосца"



После шестого захода, почти сел обратно на авианосец.



Надвигается зальная зима, есть идея сделать бипланчик маленько модернизированный по итогам летних полетов. Ну и маленько убавить веса-если удастся конечно.

Итак, этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели.

Решил капитально подойти к процессу-наделел шаблонов для фрезеровки и раскраски.

Подготовил чертежи маленько модернизированного бипланчика.

  
Конвейер потихоньку движется,  наклеил титаном усиления из угля 0,5х3мм -зафиксировал все скотчем малярным. Края скотча сильно не приклеивал, чтобы удобнее снимать было.Впереди нарезка трафаретов для раскраски.

 

Проводку управления, я делаю с легким натягом-если внатяг сильно, серва со скрипом тянет.
Думаю очень четкое управление для асов и сервы другие и прочая аппаратура.
Там народ тонкости уже начинает ловить-типа радиус полного разворота в один метр или в 95 см., от этого медаль зависит.
Я летаю пока не на уровне мастера и меня сие не очень волнует. Это я все про проводку управления.
Про растяжки фюза и крыльев так скажу- легкий люфт сам получается. Во первых трудно натянуть сильно, пенопласт плывет. И неизбежно возникающие перекосы трудно исправлять. Вот когда натяните все и попробуйте нагрузить конструкцию с одной стороны растяжки слегка провиснут с другой натянутся-это вроде амортизатора. А сильно напряженная конструкция сама себя сломает при ударе. Так вот теоретизирую.
И опять же мастера стараются сделать максимально жесткую и легкую конструкцию исходя из четкости исполнения фигур пилотажа. Можно растяжки заменить распорками из угля 0,5 так у меня его нет, а плетенки целый километр....или уже меньше немного.....



Порезал маленько трафаретов для раскраски-хочу покрасивее. 

Сегодня фрезернул маленько, делаю два варианта. Первый стандартный, второй маленько уменьшенный под более легкое оборудование. После фрезеровки 54 и 46 грамм соответственно получилось.



  Интереса ради взвесил. 100кружочков усиления для плетенки и 35 петель навески.



Рассказываю маленько о технологии сборки биплана.

Собираю отдельно коробку крыльев и фюзеляж, на него устанавливаю все оборудование растяжки и под конец собираю все вместе.
На крылья остается только поставить растяжки и провести управление на элероны.
Первый биплан сначала полностью собрал потом......попытался установить оборудование в эту паутину растяжек.....ну вы поняли. В процессе установки сервов я многие русские слова вспомнил. На фюзеляж устанавливаю усиление в районе киля и на элеватор тоже из угольной пластинки 0,3х5. Приклеиваю усиления для растяжек и устанавливаю качалки.










Прошнуровываю весь самолет стараясь не сильно тянуть.
Фиксирую концы зубочистками и начинаю ((набивать ванты)) по второму кругу, фиксируя в нужных местах.
Затем пытаюсь устранить появившиеся перекосы, то натягивая, то ослабляя. Когда все становится более менее ровно завязываю шнурки и руками довожу все поверхности в нуль. После проливаю все дырки циакрином.
Вся операция заняла полтора часа-это не считая вклейки усиления дырочек. На подготовку к шнуровке и саму операцию потратил два вечера. Когда делал распорки из угля управился за почаса. И все равно плетенка мне больше нравится. Мазохист в душе наверное.

После отказался от натяжки всех элементов за один раз. Разбиваю на отдельные участки.



Оборудование устанавливаю так, обертываю сервы малярным скотчем и приклеиваю на место. Раньше использовал двухсторонний скотч. На нем серва маленько ерзет. Лучше намертво вклеить, буду разбирать аппаратик, сниму скотч вместе с клеем и машинка как новая.


 
Сейчас качалку на серву ставлю по другому. В этом исполнении обеспечивается отклонение элеронов на равные углы.




Проводку на элероны собираю на весу, предварительно отмерив все расстояния и высоты. Ставлю сервотестером машинку в (нуль), фиксирую рудеры элеваторы скотчем и приклеиваю всю сборку на место.

Соединения на управлении делаю только на термоусадке, и маленько циакрина для надежности. Полностью отказался от других схем. Все мои самолеты так оборудованы. Абсолютно никакого люфта. И не разу ничего не отрывалось.

Установил усиление, внизу с двух сторон, приклеил мотораму. Все на ТИТАНе. Проверил правильность установки моторамы.



Проверяю как все движется. Теперь и коробку крыльев можно устанавливать и проводить управление на элероны.







Постарался все оборудование и аккумулятор разместить ближе к центральной оси самолета, чтобы уменьшить вредный момент инерции.
На первом биплане аккумулятор располагается на нижней поверхности нижнего крыла, по моему мнению при выполнении некоторых фигур его заметно заносило, в бочке например.

Ну все вроде доделал аппаратик. Вес 138 гр.
Размеры: размах 58, длина 71.

За счет уменьшения отъел маленько веса. 

Видео снято несколько лет назад. Я первый раз летаю в спортзале, не до пилотаже было знаете. Мне бы в стенку не врезаться или в потолок.

Короче летит бипланчик.



Между первой и  сорок восьмой --промежуток небольшой.

Делаю новый аппаратик, слегка видоизменив-усиление носика сделал из потолочки и укрепил на подбородке карбоновую пластинку.
Сервы оклеил скотчем и заклеил вместе.
Поставил на элероны кабанчики из прутка 1мм, проткнутые насквозь, через усиление на обоих сторонах элерона. Раньше всегда такие делал по прочности такое-же соединение как и с треугольничком. Растяжки делаю из карбона. Полетаю, посмотрю есть ли разница.




Вот такой бипланчик получился, теперь уже усиление углем 1мм. Полетал сегодня, на стены не натыкаюсь, подкрался следующий этап. Нужно повышать мастерство. Не все же кругами летать. 

Сделал бипланчик на заказ.

Видео плетов нет, но товарищь остался доволен, аппаратик вернулся ко мне осенью, маленько побитый, но целый, с просьбой повторить.
(Кислотный), не смотря на маленько увеличенный размер и более тяжелое оборудование

уложился в 150гр. 







Новый год скоро-украсил самолет.

Попался в руки сломанный вертолетик, плата управления красиво мигает светодиодиками. Поставил на самолет.
Вся система вместе с аккумулятором весит 4гр.
Прокинул в концы крыла эмалевым проводом 0,3. Все закрепил прозрачным скотчем, с сам блок с аккумулятором на липучке, можно будет переставлять с модели на модель. 



 Вот полетал сегодня с иллюминацией.

 

Самокритика.

Не нужно было городить супер-экстра самолет, он летает лучше чем я пилотирую.
Можно оставить парочку красивых самолетов для демонстрационных полетов.
Нужно пересмотреть проект с целью повышения технологичности, ну и маленько прочности.
Если научусь пилотировать топор пусть даже в 180гр, вот тогда можно и делать супер самолеты. 

Потихоньку разучиваю пилотаж и бью самолеты.



Не у меня одного бьются самолеты, как-то зашел к братьям кордовикам.

Вот на веревках висят итоги лета.

А дальше начинается подготовка к следующему сезону.

 



Продолжаю строительство.

Маленько измененная схема сборки самолета. По моему более технологичная.
Усиление из угля по краю горизонтальной пластины фюзеляжа. Усиление в хвосте из расщепленных надвое пластин 0.5х3мм. После расщепил на 4 части.
Показано как использую кубики из пенопласта оклеенные скотчем. Фиксирую все вертикальные элементы булавками или малярным скотчем.





 Все равно шаталось верхнее крыло. Переделал усиливающие прутки, крест-накрест. Стало значительно жестче. Так пока оставлю сохнуть. Установлю оборудование и закрою нижним крылом.



Установил оборудование.

Маленькая тонкость установки качалок, на серву укрепляю палочку угля 1мм, на термоусадке. Для надежности капельку циакрина.
На нее привязываю проводкупо кругу, через качалку элеватора, и двигая узелок по палочке определяю нужное мне соотношение отклонения. Потом фиксирую циакрином.
Поставил тормоза на элеватор ввиде треугольника, чтобы не сильно заслоняли рудер.




Рудер, элеватор закрепляю на петлях. Если крепить на скотче-от натяжения плетенки он начинает плыть.



Поставил усиление на подбородке из угля 0,5х3, весь носик из двойной потолочки-почти до задней кромки крыла.



Растяжки крыльев крест на крест, почти сошлись в одной точке, перекрестье соединил плетенкой и проклеил. Получилась очень жесткая коробка.
Закругление крыльев проклеил по торцу пленкой которую применяю для петель, потер её шкуркой для лучшей адгезии.
Показываю продольную балансировку из стула и стола. Расходы не мерял.....точно больше 45 градусов. Потом редактировал по полету.
Поставил винт 7х5 и 7х4 повысились обороты, более реальное управление, висит на 60% газа.




Полетный вес 140гр.



Модернизация принесла свои плоды-удается более медленный полет и этом состоянии самолетик более устойчив, хорошо идет на ноже.
Усиления хороши, было 5 сильных ударов-поломки-люфт на мотораме, и несколько раскосов на фюзе и все.

Пока все, вроде довел до кондиции, можно клепать серию.

Разбираю все свои самолетики. Уголь отчищу от клея и ставлю на другой.
Не от жадности, от лени, все палочки уже подогнаны и отмеряны.



 Добавлю маленько про лето которое прошло

24 октября

Заложил на домашнем стапеле еще два бипланчика для тренировок.
 
Фрезеровка по максимому. Одинаковая конструкция.Один на растяжках из келавра, другой на карбоне. Сервы стоят одинаковые, аналоговые.

 
Фурнитура.


 
Фрезернул.



По передней и задней кромке крыла уголь 0,25х3 и по краям фюзеляжа.




Использование расщепленного угля ( из планки 0.5х3мм) практически по всему контуру самолета позволяет фрезеровать по максимуму. Некоторое увеличение веса по углю и клею в итоге дает выигрыш в весе за счет фрезеровки и расщепления угля на 0,25 по толщине.

Коробочка крыльев.



Фюзеляжи.



Вот что получилось.
По весу.
С карбоном.Плюс три сервы.



С келавровыми растяжками.




 
Разочаровался в навеске рулевых поверхностей на скотче. Под нагрузкой из веревочных тяг приклейка плывает. Перейду на врезные петли.Единственное преимущество скотча-технологичность.

 

Маленько тонкостей конструкции.
Устанавливаю трубочки для натяжки.



Вот собственно весь набор инструмента.




Моторама и оборудование.








OLEGSS.



Кому интересно почитайте мою писанину в дневнике.

http://www.parkflyer.ru/32568/blogs/user_feed/32568/