Применение ОПК в двигателестроении известно давно. Революцию сделала японская фирма ЯМАХА в начале 70-х годов прошлого века,установив ОПК на кроссовые мотоциклы. В книге "Двухтактные карбюраторные ДВС" автора В.М.Кондрашова и др. олисаны исследовательские и экспериментальные работы,которые проводились в России по применению ОПК в ДВС,приведены рекомендации об использовании ОПК.
Применение ОПК в модельных ДВС привлекает своей простотой (но не очень,см. ниже). Малой серией был выпущен двигатель "Активист" немецкой фирмой "Цейс" с резонансным пластинчатым клапаном на задней крышке картера. Читая дневники моделистов на ПФ, которые использовали ОПК, я решил высказать своё мнение по этому вопросу. С пластинчатыми клапанами я имел дело при изготовлении ПуВРД и 18 кубового ДВС (о нём я писал в своих дневниках) и хочу сказать, что ставить клапан перпендикулярно оси всасывающего канала не рекомендуется т.к. это вызывает большое гидравлическое сопротивление ТВС на всасывании. Угол между осью всасывающего канала и плоскостью клапана должен составлять 30 -60 градусов. Перекрытие клапаном входного отверстия должно быть не менее 1,5м.м.,т.к. это улучшает герметичность стыка корпус-клапан. В открытом положении клапан должен опираться на упор,изготовленный из пластины или как-то по другому, и имеющий такую-же (примерно) кривизну,которую имеет клапан в открытом положении. Упор дисциплинирует,если так можно сказать,поведение клапана. Как уже писали моделисты в дневниках, ОПК хорошо работает на малых и средних оборотах. Достичь скорости больше 10000 об/мин проблематично. В этом случае клапан изгибается не только в месте закрепления но и по длине лепестка клапана. Это описано в выше приведенной книге. Двигатель с ОПК имеет симметричную фазу всасывания: 0 - 180 градусов по углу поворота коленчатого вала (от НМТ до ВМТ). Во время работы продолжительность фазы всасывания почти не меняется и немного может сдвигаться против часовой стрелки на диаграмме фаз газораспределения,если смотреть со стороны задней крышки картера. ДВС с ОПК может с одинаковым успехом работать как в право так и влево. При запуске своего 18 кубового ДВС с ОПК вручную, в случае переполнения картера топливом, он запускается в обратном направлении,т.е. винт вращается по часовой стрелке. Это происходит из-за того,что на моём ДВС степень сжатия 10+0,5 и вспышка происходит до ВМТ. Высокую степень сжатия я выбрал чтобы повысить индикаторный КПД, а,следовательно и мощьность. Теперь пора показать мою конструкцию ОПК на авиамодельном ДВС. Всасывающий канал направлен вверх,под углом 50 градусов. Топливная смесь,пройдя клапан, устремляется под поршень,который идёт к ВМТ. В этом случае минимальные гидравлические потери, лучшее заполнение картера топливной смесью. Клапан изготовлен из бериллиевой бронзы толщиной 0,15м.м. Мой ОПК,конечно, не образец и требует доводки, на которую у меня уже нет ни времени,ни желания. Поздравляю всех любителей малой авиации с новым 2015 годом,желаю здоровья и удачи во всём. С уважением, Лев.