Аэроглиссер «Омар» - большой The 4Q.



Да здравствуют долгожданные праздники и выходные! Есть время занять себя тем на что не хватало времени.
Здравствуйте, коллеги!

Наступила зима. Поздравляю всех с Наступившим Новым 2015-ым годом! Желаю счастья, удачи, больше солнечных лётных дней и постоянной дрожи от желания сделать то, что будет летать, ездить или плавать посредством вашего радиоуправления! Замечательно, когда оживает то, что сделал сам своими руками. Пусть это чувство никогда не покидает Вас!

В зимнюю пору актуально стало строительство наземных снегоходных видов транспорта. Так вот. Делал я пару лет назад такой аппарат:


Это был мой первый самодельное произведение. Пользовался для этого я первоисточником: http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=560468

Вот видео тестового заплыва:

(знаю, что будет много разговоров про безопасность, но я тогда этого не очень понимал) но речь не о том.

Так вот. У меня появилось желание сделать экраноплан Орленок.


Много интересного про модели экранопланов нашел тут: http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1160230

И, честно говоря, стало грустно от того, что в нашей стране тема экранопланов в моделизме практически не развита. Буду очень рад тому, если мне скажут, что я ошибаюсь и что есть огромное количество людей увлеченных этим видом судов (может я просто не нашел). Нашел только один очень интересный отечественный сайт с большим количеством проектов и идей: http://www.ekranoplan-hit.ru/ , но на этом практически всё. Иностранных моделистов очень много. Они с большим восторгом и уважением относятся к этой разработке советских конструкторов. Для примера вот такое фото. Грустно глядеть на это, но что делать.


В процессе сбора информации об экранопланах я столкнулся со многими сложностями и подводными камнями, которые пока даже и не знаю, как решить, но пока не об этом. Копийный, радиоуправляемый экраноплан – конструкция сложная и дорогая и, поэтому я решил больше изучить данный вопрос во всех аспектах.

В начале мне захотелось воочию увидеть эффект экрана на модели. Я думал, что для этого пригодился именно мой старый The 4Q. Пришлось несколько его модернизировать. Для появления такого эффекта необходима иная геометрия крыла, расположение ЦТ и прочее, что отличает экраноплан от самолета.

Чтобы изменить геометрию крыла я сделал закрылки из элеронов, но элероны нужны для устранения крена, возникающем при рыскании, и поэтому я установил самостоятельные закрылки с изменяемым углом выпуска.


Но, честно говоря, они создают слишком маленький экран. Возможно вынести плоскости элеронов за пределы поплавков, как на фото или решить вопрос иначе.


Но я хочу сделать копию именно десантного Орленка. У него элероны – закрылки. Можно назвать их элевонами, но думаю, что это будет несколько не корректно. Элероны Орленка находятся в режиме закрылков, пока корабль не выйдет на необходимую высоту, создавая экран, а потом поднимаются в рабочий режим элеронов, как у самолета. Беда в том, что информации про это чудо практически нет. Чертежей подробных тоже нет, да и специалисты, кто работал с Алексеевым либо уже вместе с ним, либо не могут рассказать про тонкости конструкции в принципе, поскольку работали в других отделах КБ.

Так вот, я решил сам потихоньку заняться изучением этого всего.

Установка закрылков привела к краткосрочному планированию глиссера при движении. Вот видео (в основном покатушки):




Размер этого The 4Q маловат. Орленка я планирую делать в масштабе 1/35. Поэтому мне необходимо построить что-то похожее с примерно теми же параметрами. Конструкция тестовой модели должна быть простой и недорогой. Случайно наткнулся на пост про 4Q метровой длины на этой странице: http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=560468&page=21


Возникла мысли сделать опытный образец на этой безе. Благо я знаю все тонкости сборки и недостатки конструкции, да и плюс ко всему у меня есть два мотора RCTimer BC2212/13 1000KV Бесколлекторный мотор с внешним ротором
Товар http://www.parkflyer.ru/product/1466884/


с регулями Mystery 30A BEC 3А(Blue Series) - регулятор скорости для бесколлекторных двигателей
Mystery 30A BEC 3А(Blue Series) - регулятор скорости для бесколлекторных двигателей
Товар http://www.parkflyer.ru/product/9483/


трехбаночный аккумулятор на 3,5А и карбоновые пропеллеры от моей гексы с противоположным вращением, материал и прочие расходники. В общем получилось блюдо из того, что я нашел у себя в амбаре за усеками.

Можно начинать постройку.

Конечно я не буду публиковать сам процесс сборки, поскольку он очень подробно описан в первоисточнике. Я хочу рассказать про свои небольшие инновации к контексте моей концепции. Сразу хочу обратить внимание на то, что я хочу собирать модель не для полетов! Плюс ко всему это не реплика The 4Q, а самостоятельный испытательный аппарат со своими задачами и требованиями, поэтому я буду применять не совсем типичные материалы. Вот, к примеру посмотрите какие испытатели были у Ростислава Алексеева.


Я конечно понимаю, что они двигались не самостоятельно, а на привязи сбоку катера. И вот что еще хочу сказать: представляю сколько бы Р. Алексеев смог сделать сейчас имея тот потенциал, что имеют современные конструкторы? Да. Только современные конструкторы и новаторы не имеют тех денег, какие были предоставлены КБ Алексеева. Так видимо всегда – что-то с чем-то не стыкуется…

Ну да ладно про грустное. И так, мой дивиз: «Пусть не эстетично, зато надежно и практично»! Для жесткости всей конструкции я сделал остов из сотового поликарбоната толщиной 5мм. Честно говоря мне этот материал очень импонирует, сотовый ПВХ хорошо гнется и идеально может подойти для крылев и фюзеряжей. Сотовый полкарбонат, по моему мненю, имеет более хорошие прочностные и теплопроводящие свойства нежели пенепласт, что может быть использовано в некоторых элементах радиоуправляемых моделей. Сами детали я вырезаю либо при помощи ножа или электролобзика, а небольшие отверстия я делаю либо выжигательным аппаратом, либо расколенными предметами, шилом к примеру.


Вес данной детали около 400гр. Вся электрика весит 500гр (без FPV и видео) Предполагаю, что вес модели составит не более 2кг.

Назвать это изделие я решил «Омар». Старшего брата «Омара» я буду демонстрировать для сравнения размеров, поскольку он сделан именно по чертежам первоисточника из потолочки.

Сам корпус я сделал из подложки под ламинат 120см х 60см, толщиной 5мм. Клей комбинировал. Титан, термоклей и циакрин.

В поплавках и фюзеляже я добавил несколько ребер жесткости, которых нет в оригинале.


Текущий вес 600 гр. Высота 112см, ширина – 83см.


Консоли под мотораму решил сделать из того же поликарбоната. Саму мотораму из вспененного ПВХ 5мм.




Оклеивать скотчем я решил еще несобранные элементы «Омара». Так и проще и легче.


Желтый и черный скотчи закончились на поплавках. Купить негде – праздники. Поэтому фюз я оклеил белым, а хвостовое оперение – прозрачным. Праздники пройдут – куплю, переклею. Хотя боюсь, что так и останется. После оклейки все детали прогладил утюгом и устранил пузыри, как это и принято делать.

По опыту прошлой модели хвостовое оперение очень нежное. Усилить его я так же решил поликарбонатом. Конечно, я понимаю, что это приведет к утяжелению хвостовой части, но это и не страшно.



Саморезы отлично держаться в поликарбонате при помощи термоклеевых дюбилей.

После первого заезда было принято решение увеличить рули направления. Это обусловлено тем, что потоки воздуха от центрально расположенного мотора попадают именно на типовое оперение, а когда у вас два мотора, то потоки касаются плоскостей с боков. Еще я поменяю направление вращения пропеллеров, чтобы они вращались внутрь, а не наружу, как сейчас.



Управление оперением я расположил ближе к хвосту.


Аппаратуру р/у я расположил сверху.


Аккумуляторный отсек я оставил на прежнем месте. Туда умещается даже такой акк:
ZIPPY Flightmax 8000mAh 3S1P 30C
Товар http://www.parkflyer.ru/product/103484/


Батарея утеплена. Отсек очень просторный - удобно редактировать ЦТ. Скользяки поплавков я оклеил ПЭТом толщиной 1мм на тонкий двухсторонний скотч. ПЭТ очень прочен и обеспечивает превосходное скольжение. Моторамы прикрепил к консолям саморезами, а их, в свою очередь, приклеил на циакрин, термоклей и дополнительно укрепил проволокой.



Вот что получилось:

Длина – 123см

Ширина – 84см

Высота – 38см



1000гр – пустой.

1530гр – без аккумулятора.

1870гр – полный вес с акком 3,5А. – это практически то, на что я рассчитывал.

2050гр – с камерой в гермобоксе.


Вращение пропеллеров сделал с противоположным направлением. Вывел сбоку датчик напряжения. На верхней площадке масса места для установки различного оборудования. Видео, FPV и прочее. Чтобы закрепить аппаратуру я приклеил на тонкий двухсторонний скотч ПЭТ, который можно дополнительно закрепить к корпусу прозрачным скотчем. Для крепления аппаратуры использую маленькие саморезы.

После пробного заезда решил удлинить мотоконсоль для переноса ЦТ вперед (центровка слегка задняя). Но при использовании поликарбоната – это проще простого. Возможно, что в дальнейшем мне будет необходимо менять угол выкоса, но это тоже будет не сложно сделать.

При вращении пропеллеров корпус начинает резонировать. Этот звук усиливается большими пустотами конструкции. Звук очень забавный.


Для изучения эффекта экрана я установил фиксированные закрылки. Элероны я оставил действующими, но работать будут только верхние грани плоскостей. Это первый вариант закрылок. Следующим будет уже большая «юбка». Посмотрим что из этого выйдет. Надеюсь, что всё будет хорошо.



Вот так они смотрятся со старшим братом.



Один из первых апгрейдов – установка светодиодной подсветки. В отличии от старшего брата у «Омара» питание от трех банок и поэтому проблем не представляет. А при питании от двух банок необходимо выпаивать один светодиод из каждой цепи ленты, но об этом много информации в сети.


Вот фото и видео с первого первого заезда:




Видео очень короткое, но на нем видно, что он двигается. Морозы спадут - отсниму и выложу еще.

смотрите в 720.

Ну вот что у меня получилось. Спасибо за внимание.

Поздравляю еще раз с Новым Годом и Рождеством! Удачи Вам в Ваших начинаниях! И помните, что не ошибается лишь тот, кто ни чего не делает!

вот еще одно небольшое видео: