Красиво летит та группа, в карбоновых купальниках. Подумалось, глядя как красиво парят в небе радиоуправляемые планера. И ведь людьми-же сделано.
Это я о так называемых "металках". Запали в душу. Надо попробовать........ сделать.
И ведь вроде ничего- получилось.
Это я о так называемых "металках". Запали в душу. Надо попробовать........ сделать.
И ведь вроде ничего- получилось.
Добрый вечер, уважаемые коллеги.
Хочу рассказать о постройке метательного композитного планера в домашних условиях. Для того, что-бы показать наглядно работу с композитными материалами сделал серию фотографий. Статья будет в виде комментарий к фоткам, своеобразные комиксы.
Почему метательный планер? Вегда нравились планера. А с появлением планеров класса F3K понял, что моё. Поскольку авиамодельная религия не позволяет мне использовать покупную технику (ну нравиться мне получать удовольствие от проектирования и постройки, а если оно ещё и летит классо, то ……….), то начал изучать статьи, темы форумов, технологии и пришёл к результату, который описан ниже.
Для начала в Компасе нарисовал крылья, оперение- виды сверху. Распечатал в профильной конторе на формате А1 шаблоны. Они нужны для ламинирования плоскостей. Затем спроектировал в 3Д переднюю часть фюзеляжа. По этой модели хороший знакомый фрезернул мне матрицу. Затем в программе Профили начертил шаблоны для резки пенных сердечников. Ручками изготовил шаблоны из Д16.
Далее посещение магазина. В нашей местной Кастораме попался мне пеноплекс марки Технониколь. Пары листиков толшиной 40 мм будет с запасом. В Интернет магазине затарился смолой, углём, стеклотканью прутками, трубочками.
Материалы:
Смола Ларит с отвердителем Н286
Стеклоткань 25 г/м
Стеклоткань 48 г/м
Однонаправленный уголь ЭЛУР 0,08 мм
ЭЛУР 0,12 мм
Стеклоткань 0,16 мм
Смола «пятиминутка»
Стеклосфера
Немного бальзы 1мм
Если что забыл, позже выплывет.
Сопутствующие материалы:
Полиэтиленовая плёнка 0,1 мм из хозмага
Кисточки, велюровые валики, бумажное полотенце, и прочее по мере необходимости
Как правило, почему-то я всегда начинаю с ж…- с хвоста.
С помощью шаблонов и ручной пенорезки из пеноплекса вырезаются ядра.
Затем там, где надо, они склеиваются между собой на Титан.
Всё лишнее обрезается по контуру по шаблону. Далее вышкуривается под контролем тонких чувств и некоторого количества контршаблонов, можно бумажных. Необходимо залить из смолы с микросферой закладную под места крепления пилона стабилизатора.
Затем отрезаются рули.
Далее начинается самое интересное- ламинирование. Процесс опишу вкратце, а в конце статьи дам ссылки на литературу и темы форума.
Для получения глянцевой поверхности я применяю лавсановую плёнку из цветочного магазина, обработанную восковым разделителем, а для получения правильной формы подкладываю шаблоны из ватмана.
Раскладываю стеклоткань.
На полиэтиленовую плёнку- ЭЛУР 0,08
И всё это хозяйство пропитывается смолой Ларит при помощи кисточки и валика.
ЭЛУР очень плохо режется в сухом виде- рассыпается. Поэтому пропитывается смолой на полиэтиленовой плёнке и сверху прикатывается вторая плёнка. В таком виде из него можно вырезать любые фигуры. Главно не забыть снять эту плёнку перед помещением под вакуум.
Здесь надо не забыть заформовать капроновую петлю , на которой потом будут шевелиться рули
Далее следует перенос всего этого хозяйства в вакуумный мешок. Он у меня одноразовый. Состоит из полиэтиленовой плёнки и акрилового герметика по контуру. На фото видно бумажное полотенце. Оно без рисунка, иначе проступит на ламинат.
Ну и- компрессор на 24 часа.
В итоге имеются вот такие изделия. Это после обрезки облоя.
А это уже вышкуренное и с отверстиями под пилон.
Масса киля 8 грамм, масса стаба с пилоном- 11,8 г. Состав ламината. Стекло 0,025 под 45 градусов, стекло 0,025 вдоль, ЭЛУР 0,08мм.
На этом месте надо упомянуть о технике безопасности при работе с композитами. Со смолой работать желательно в резиновых перчатках. А все работы, связанные с вышкуриванием абразивными материалами необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении и особо важно- в РАСПИРАТОРЕ и защитных очках.
Следующим пунктом нашей обширной программы будут пилоны крыла и стабилизатора.
Далее подготовка материалов под ламинирование. Стекло 0,05мм, Элур 0,12 мм
И под вакуум уже известным способом.
В итоге получились такие заготовки.
После нехитрых манипуляций вот таки вот изделия.
Ну и фурнитуру нарезал.
Здесь необходимо упомянуть о передней части фюзеляжа. Фотографий процесса не делал но изделие сфоткал. Вот, кстати та самая матрица.
Приходиться формовать в три приёма. Сначала крышечку. Затем верхнюю часть с крышечкой вместе, после чего делается вырез. Потом нижнюю часть. И в итоге всё это склеивается изнутри по разъёму полосками стеклоткани на смоле. Структура ламината такова: стекло 0,05 мм, стекло 0,16 мм, ЭЛУР 0,08, стекло 0,16. Окрашивание в виде добавления пигмента в смолу. В носовой части угля нет, там будет жить антенна приёмника.
Масса передней части 28 грамм.
Далее следует упомянуть о хвостовой балке. С Вашего позволения я не буду останавливаться на процессе изготовления. Её лучше купить. Просто скажу, что коли у меня есть оправка, то балку я сделал сам. Состав: стекло 0,05, два слоя ЭЛУР 0,12мм, стекло внутри 0,025. Масса 17 грамм.
Итак- крыло. Формуется левая и правая консоли отдельно. Профиля AG 455ct, AG 46ct, AG 47ct.
Поскольку по передней кромке эллипс, то ядро консоли режется из трёх частей. Затем контур по шаблону, вышкуривание с контролем по контршаблонам.
Отрезка элерона.
Подготовка к ламинированию. Схема работ как с хвостовым оперением
И под вакуум на 24 часа.
Правая готова. В мешке левая консоль.
Вот что получилось уже после обработки кромок. Не забывать о технике безопасности.
Состав ламината. Стекло 0,05 под 45 градусов, ЭЛУР 0,08мм , усиление элеронов стекло 0,025 вдоль, не забыть петлю в виде полоски капрона.
Перед склейкой консолей необходимо сделать закладные и смолы со стеклосферой.
Выковыриваю пену.
Далее…..
Делаю нехитрый, но довольно точный стапель на ровной столешнице для склейки консолей.
Затем место стыка надо заламинировать с обеих сторон стеклотканью. После «отрезаю» элероны, сверлю отверстия под пилон и вклеиваю кабанчики.
Чуть не забыл о самой важной части- это крюк для заброса. Планер-то всё таки метательный….
Тут можно без комментариев, из фотографий всё понятно.
Десять слоёв ЭЛУР 0,12мм.
Через сутки вот такая вот заготовка.
Ну и вот так вот как-то. Как сказал товарищ- по новомодному.
Напоследок процесс сборки. Конкретно этот экземпляр будет без руля направления. Точнее- он будет зафиксирован.
Пилон стаба.
Так выглядит вклеенный крюк.
Пилон крыла приклеен и усилен вокруг балки стеклом на смоле.
Так расположена начинка.
Так подходят тяги к элеронам. Угольные трубки. Тяга на руль высоты- пруток диаметром 1,5 мм
Ну и итоговая фотография планера. Взлётная масса 288грамм. Размах- 1492мм.
Видео к сожалению нет, но могу вложить логи полётов
Я всё это к тому, что не так страшны композиты, как их малюют (если перефразировать классика).
Далее следует упомянуть обещанный список литературы.
http://forum.rcdesign.ru/f37/thread62743.html
http://forum.rcdesign.ru/f37/thread53805.html#post388040
http://forum.rcdesign.ru/f37/thread174804.html#post1714780
Спасибо, если дочитали до конца. С уважением.
Хочу рассказать о постройке метательного композитного планера в домашних условиях. Для того, что-бы показать наглядно работу с композитными материалами сделал серию фотографий. Статья будет в виде комментарий к фоткам, своеобразные комиксы.
Почему метательный планер? Вегда нравились планера. А с появлением планеров класса F3K понял, что моё. Поскольку авиамодельная религия не позволяет мне использовать покупную технику (ну нравиться мне получать удовольствие от проектирования и постройки, а если оно ещё и летит классо, то ……….), то начал изучать статьи, темы форумов, технологии и пришёл к результату, который описан ниже.
Для начала в Компасе нарисовал крылья, оперение- виды сверху. Распечатал в профильной конторе на формате А1 шаблоны. Они нужны для ламинирования плоскостей. Затем спроектировал в 3Д переднюю часть фюзеляжа. По этой модели хороший знакомый фрезернул мне матрицу. Затем в программе Профили начертил шаблоны для резки пенных сердечников. Ручками изготовил шаблоны из Д16.
Далее посещение магазина. В нашей местной Кастораме попался мне пеноплекс марки Технониколь. Пары листиков толшиной 40 мм будет с запасом. В Интернет магазине затарился смолой, углём, стеклотканью прутками, трубочками.
Материалы:
Смола Ларит с отвердителем Н286
Стеклоткань 25 г/м
Стеклоткань 48 г/м
Однонаправленный уголь ЭЛУР 0,08 мм
ЭЛУР 0,12 мм
Стеклоткань 0,16 мм
Смола «пятиминутка»
Стеклосфера
Немного бальзы 1мм
Если что забыл, позже выплывет.
Сопутствующие материалы:
Полиэтиленовая плёнка 0,1 мм из хозмага
Кисточки, велюровые валики, бумажное полотенце, и прочее по мере необходимости
Как правило, почему-то я всегда начинаю с ж…- с хвоста.
С помощью шаблонов и ручной пенорезки из пеноплекса вырезаются ядра.
Затем там, где надо, они склеиваются между собой на Титан.
Всё лишнее обрезается по контуру по шаблону. Далее вышкуривается под контролем тонких чувств и некоторого количества контршаблонов, можно бумажных. Необходимо залить из смолы с микросферой закладную под места крепления пилона стабилизатора.
Затем отрезаются рули.
Далее начинается самое интересное- ламинирование. Процесс опишу вкратце, а в конце статьи дам ссылки на литературу и темы форума.
Для получения глянцевой поверхности я применяю лавсановую плёнку из цветочного магазина, обработанную восковым разделителем, а для получения правильной формы подкладываю шаблоны из ватмана.
Раскладываю стеклоткань.
На полиэтиленовую плёнку- ЭЛУР 0,08
И всё это хозяйство пропитывается смолой Ларит при помощи кисточки и валика.
ЭЛУР очень плохо режется в сухом виде- рассыпается. Поэтому пропитывается смолой на полиэтиленовой плёнке и сверху прикатывается вторая плёнка. В таком виде из него можно вырезать любые фигуры. Главно не забыть снять эту плёнку перед помещением под вакуум.
Здесь надо не забыть заформовать капроновую петлю , на которой потом будут шевелиться рули
Далее следует перенос всего этого хозяйства в вакуумный мешок. Он у меня одноразовый. Состоит из полиэтиленовой плёнки и акрилового герметика по контуру. На фото видно бумажное полотенце. Оно без рисунка, иначе проступит на ламинат.
Ну и- компрессор на 24 часа.
В итоге имеются вот такие изделия. Это после обрезки облоя.
А это уже вышкуренное и с отверстиями под пилон.
Масса киля 8 грамм, масса стаба с пилоном- 11,8 г. Состав ламината. Стекло 0,025 под 45 градусов, стекло 0,025 вдоль, ЭЛУР 0,08мм.
На этом месте надо упомянуть о технике безопасности при работе с композитами. Со смолой работать желательно в резиновых перчатках. А все работы, связанные с вышкуриванием абразивными материалами необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении и особо важно- в РАСПИРАТОРЕ и защитных очках.
Следующим пунктом нашей обширной программы будут пилоны крыла и стабилизатора.
Далее подготовка материалов под ламинирование. Стекло 0,05мм, Элур 0,12 мм
И под вакуум уже известным способом.
В итоге получились такие заготовки.
После нехитрых манипуляций вот таки вот изделия.
Ну и фурнитуру нарезал.
Здесь необходимо упомянуть о передней части фюзеляжа. Фотографий процесса не делал но изделие сфоткал. Вот, кстати та самая матрица.
Приходиться формовать в три приёма. Сначала крышечку. Затем верхнюю часть с крышечкой вместе, после чего делается вырез. Потом нижнюю часть. И в итоге всё это склеивается изнутри по разъёму полосками стеклоткани на смоле. Структура ламината такова: стекло 0,05 мм, стекло 0,16 мм, ЭЛУР 0,08, стекло 0,16. Окрашивание в виде добавления пигмента в смолу. В носовой части угля нет, там будет жить антенна приёмника.
Масса передней части 28 грамм.
Далее следует упомянуть о хвостовой балке. С Вашего позволения я не буду останавливаться на процессе изготовления. Её лучше купить. Просто скажу, что коли у меня есть оправка, то балку я сделал сам. Состав: стекло 0,05, два слоя ЭЛУР 0,12мм, стекло внутри 0,025. Масса 17 грамм.
Итак- крыло. Формуется левая и правая консоли отдельно. Профиля AG 455ct, AG 46ct, AG 47ct.
Поскольку по передней кромке эллипс, то ядро консоли режется из трёх частей. Затем контур по шаблону, вышкуривание с контролем по контршаблонам.
Отрезка элерона.
Подготовка к ламинированию. Схема работ как с хвостовым оперением
И под вакуум на 24 часа.
Правая готова. В мешке левая консоль.
Вот что получилось уже после обработки кромок. Не забывать о технике безопасности.
Состав ламината. Стекло 0,05 под 45 градусов, ЭЛУР 0,08мм , усиление элеронов стекло 0,025 вдоль, не забыть петлю в виде полоски капрона.
Перед склейкой консолей необходимо сделать закладные и смолы со стеклосферой.
Выковыриваю пену.
Далее…..
Делаю нехитрый, но довольно точный стапель на ровной столешнице для склейки консолей.
Затем место стыка надо заламинировать с обеих сторон стеклотканью. После «отрезаю» элероны, сверлю отверстия под пилон и вклеиваю кабанчики.
Чуть не забыл о самой важной части- это крюк для заброса. Планер-то всё таки метательный….
Тут можно без комментариев, из фотографий всё понятно.
Десять слоёв ЭЛУР 0,12мм.
Через сутки вот такая вот заготовка.
Ну и вот так вот как-то. Как сказал товарищ- по новомодному.
Напоследок процесс сборки. Конкретно этот экземпляр будет без руля направления. Точнее- он будет зафиксирован.
Пилон стаба.
Так выглядит вклеенный крюк.
Пилон крыла приклеен и усилен вокруг балки стеклом на смоле.
Так расположена начинка.
Так подходят тяги к элеронам. Угольные трубки. Тяга на руль высоты- пруток диаметром 1,5 мм
Ну и итоговая фотография планера. Взлётная масса 288грамм. Размах- 1492мм.
Видео к сожалению нет, но могу вложить логи полётов
Я всё это к тому, что не так страшны композиты, как их малюют (если перефразировать классика).
Далее следует упомянуть обещанный список литературы.
http://forum.rcdesign.ru/f37/thread62743.html
http://forum.rcdesign.ru/f37/thread53805.html#post388040
http://forum.rcdesign.ru/f37/thread174804.html#post1714780
Спасибо, если дочитали до конца. С уважением.
Правильноя понимаю, что сначала лавсан с воском, потом - ватман, потом салфетки , и так с обеих сторон?
И еще - элур где брали?
элур и материалы брал здесь- http://shop.aviamodelka.ru/index.php?cPath=86&sort=products_sort_order&page=2
И какие внутренний и внешний диаметр хвостовой балки вы использовали?
В таком варианте: элур 0,08 примерно 2,5 погонных метра при ширине поставки,
элур 0,12 примерно 1,5 ......
Это + - , надо считать точнее.
На балке внутренние диаметры: 16 и 8 на длинне заготовки 850 мм
Какой вес балки у вас получился? И какая у нее вышла толщина?
Масса 17-19 г. сильно зависит от фанатизма с которым отжимается лишняя смола из пропитанного ламината в бумажное полотенце перед обжимкой на оправку.
А вес можно уменьшить перепроектировать конструктив и убрать лишний уголь.
Хочу,конечно, сделать планер массой 140-150 грамм. Но у нас тут в основном коллеги догружаются в связи с ветрами. Вот и поставил цель 175- 300 грамм.
С учетом веса планера, грамм 100-200 на изделие должно получиться?
И еще вопрос по маркам смолы. Отечественная ЭД-20 абсолютно не годится, или все же на тестовое крыло пойдет? Понятное дело, буду заказывать качественную смолу и уголь, но первые блины в производстве композитов скорее всего выйдут комом, так что хочу потренироваться на том, что не так дефицитно.
По смолам: ЭД-20 подойдёттолько на различные приклейки, прихватки, конструктивные склейки. Для ламинирования стеклотканью нужна смола с индексом L. Из отечественных в бытовом ассортименте такие не встречаются. Поэтому- импортные. Чтобы не тратить материалы попусту, желательно потренироваться на образцах, ну, скажем площадью 1 кв. дм. Это был мой путь.
Я использовал и использую Ларит и отвердители Н286 и Н287. Для конструкционных склеек- нашу КДА.
По поводу расхода давайте прикинем. Крыло формую в два приёма по одной консоли. 35 г. смолы и 14 г. отвердитель Н 287. Умножить на два- 70 г. смолы и 28 г. на крыло.
Хвостовое оперение- 16 г. смолы и 6,4 г. отвердителя Н 286.
Мордочка- в сумме все выклейки и склейки: 20 г. смолы и 8г. отвердителя.
Балка- 10 г. смолы и 4 г. отвердителя.
Пилоны в сумме примерно 10г. смолы и 4 г. отвердителя.
На склейку крыла с накладками из стекла, на крюк, на усилители клеевых швов пилонов и киля- пусть в сумме 30 г. смолы и 12 г. отвердителя.
Итого 156 г. смолы и 72,4г отвердителя (могу ошибиться).В переводе на деньги даже с изменившимся курсом валюты- не так дорого. Объёмы развожу с очень маленьким запасом. Кое что впитывается в валики, отжимается в бумажные полотенца, но это неизбежные потери.
Прошу прощения, если несколько сумбурно. (С планшета не привык писать).
Навскидку примерно какова будет цена за подобную форму для хвостовой балки, носика?