Здравствуйте уважаемые моделисты!
Хочу поделится с вами опытом создания радиоуправляемого катера для рыбалки.
Хочу поделится с вами опытом создания радиоуправляемого катера для рыбалки.
Пару лет назад увлекся рыбалкой на карпа. Водоемы в нашей местности в основном дикие. Рыба, живущая в них, привыкла к тишине. После заброса прикормки удилищем, создается много шума, рыба пугается, и долго не подходит в прикормленную точку. Поэтому было принято решение прибегнуть к техническим средвам, и построить катер для завоза прикормки.
Просматривая данную тему в интернете, нашел множество вариантов как самодельных лодок для рыбалки, так и промышленного изготовления. Покупка готового катера показалась неприемлемой, так как они неоправданно дороги, громоздки, и техническая начинка не самая лучшая (колекторные двигатели, свинцовые акумуляторы).
Основная задача катера для рыбалки состоит в доставке прикормки в перспективную точку ловли. Из всех найденых вариантов, мне понравилась идея сброса прикормки карпового кораблика "Геркулес" (видео можно найти на ютубе).
Начал изготовление с самого основного - корпуса катера.
Выбор сделал в пользу стеклопластикового корпуса лодки и пластиковой палубы.
Изготовил модель для нанесения стековолокна из подложки под ламинат тощиной 5 мм. Обтянул модель малярным скотчем, для более легкого отделения модели от стеклопалстика.
Далее нанес пять слоев стеклоткани и клея ЭДП. Получился прочный и красивый корпус. Также был изготовлен руль и корпус руля из пластиковых трубок и алюминиевых пластин, и вклеен в корпус (фото не делал).
Палубу вырезал из органического пластика 3 мм (применяется в наружной рекламе). Кузов катера также вырезан из пластика 3 мм. Направляющие для кузова купил в строительном магазине. Все пластиковые элементы клеил клеем Cosmofen CA 20. Обтяжку сделал самоклеящейся пленкой, которая используется в наружной рекламе.
Фото палубы сверху.
Для привода кузова изспользовал самодельный реечный редуктор. Три пластиковые зубчатые рейки длиной 125 мм соединил с помощю пластиковой П-образной направляющей и термоклея в одну рейку 300 мм.
Корпус рейки сделал из П-образной алюминиевой планки. Привод редуктора осуществляется мотор-редуктором 6V 132 об/мин. Регулятор скорости от автомодели масштаба 1/24 с реверсом.
Основная задача управления работой реечного редуктора, это отключение привода в конечных точках, при выгрузке и при возврате кузова в исходное положение. Для решения этой задачи, применил следующую схему. В роли датчиков использовал герконы (SF1 на схеме) и неодимовый магнит, приклееный к кузову. Расположение герконов на внутенней стороне определил опытным путем.
Палуба, с установленными на ней мотором и электроникой.
Далее было решено покрасить корпус в белый цвет.
Нанес слой шпатлевки по пластику и зашкурил. Нанес несколько слоев грунтовки и краски из балончиков. Красил впервые, получилось не идеально, но в целом хорошо.
Также вклеил защиту от водорослей (металлическая сетка).
Установил все внутренние элементы катера. Отсек для акумулятора также изготовлен из пластика 3 мм.
Моторама самодельная, из нержавейки 1 мм, вклеена эпоксидным клеем. Двигатель безколлекторный inrunner 3650, 3000kV.
Рулевая сервомашинка установлена на раму из пластика 4 мм. Для того что бы катер не кренился вперед, из-за расположения акумулятора спереди, вклеил два свинцовых груза по 120 гр.
Установил габаритные светодиоды. Сзади два красных, спереди - один белый (использовал мини фонарик).
Габаритные огни включаются выключателем в люке для аккумулятора.
Соединил палубу и корпус катера на двенадцать винтов М3*8, предварительно загерметизировав силиконвым герметиком, и установил ручку для переноски. Ручка изготовлена из нержавеющей полосы 10*2 мм.
Небольшое видео работы катера
Видео использования на рыбалке пока нет, так как рыболовный сезон у нас еще не начался.
Электроника на борту модели:
Регулятор скорости Mystery Fire Dragon 60А для авиамоделей
Двигатель HobbyFans 13T 3000kv inrunner
Рулевая машинка Tower Pro MG995
Аккумулятор Zippy 5000mah 7.4 V 20-30c Lipo
Приемник FLYSKY fs-r6b 2.4 GHz 6 ch
Светодиоды с корпусом для автомоделей
Электроника привода кузова:
Мотор-редуктор 6v 132 об/мин (M1)
Регулятор скорости Brushed ESC Two-Way Motor Speed Controller 10А
Реле с нормальнозамкнутыми контактами, 6V (K1, K2)
Диоды КД 202 (VD1, VD2)
Силовые транзисторы n-p-n (VT1, VT2)
Резистоы 1 кОм, 0,25Вт (R1, R2)
Геркон КЭМ-2 (SF1, SF2)
Технические характеристики модели:
Длина 650 мм
Ширина 320 мм
Высота 160 мм
Вес 2,5 кг
Всем спасибо за просмотр!
С уважением, Роман.
Просматривая данную тему в интернете, нашел множество вариантов как самодельных лодок для рыбалки, так и промышленного изготовления. Покупка готового катера показалась неприемлемой, так как они неоправданно дороги, громоздки, и техническая начинка не самая лучшая (колекторные двигатели, свинцовые акумуляторы).
Основная задача катера для рыбалки состоит в доставке прикормки в перспективную точку ловли. Из всех найденых вариантов, мне понравилась идея сброса прикормки карпового кораблика "Геркулес" (видео можно найти на ютубе).
Начал изготовление с самого основного - корпуса катера.
Выбор сделал в пользу стеклопластикового корпуса лодки и пластиковой палубы.
Изготовил модель для нанесения стековолокна из подложки под ламинат тощиной 5 мм. Обтянул модель малярным скотчем, для более легкого отделения модели от стеклопалстика.
Далее нанес пять слоев стеклоткани и клея ЭДП. Получился прочный и красивый корпус. Также был изготовлен руль и корпус руля из пластиковых трубок и алюминиевых пластин, и вклеен в корпус (фото не делал).
Палубу вырезал из органического пластика 3 мм (применяется в наружной рекламе). Кузов катера также вырезан из пластика 3 мм. Направляющие для кузова купил в строительном магазине. Все пластиковые элементы клеил клеем Cosmofen CA 20. Обтяжку сделал самоклеящейся пленкой, которая используется в наружной рекламе.
Фото палубы сверху.
Для привода кузова изспользовал самодельный реечный редуктор. Три пластиковые зубчатые рейки длиной 125 мм соединил с помощю пластиковой П-образной направляющей и термоклея в одну рейку 300 мм.
Корпус рейки сделал из П-образной алюминиевой планки. Привод редуктора осуществляется мотор-редуктором 6V 132 об/мин. Регулятор скорости от автомодели масштаба 1/24 с реверсом.
Основная задача управления работой реечного редуктора, это отключение привода в конечных точках, при выгрузке и при возврате кузова в исходное положение. Для решения этой задачи, применил следующую схему. В роли датчиков использовал герконы (SF1 на схеме) и неодимовый магнит, приклееный к кузову. Расположение герконов на внутенней стороне определил опытным путем.
Палуба, с установленными на ней мотором и электроникой.
Далее было решено покрасить корпус в белый цвет.
Нанес слой шпатлевки по пластику и зашкурил. Нанес несколько слоев грунтовки и краски из балончиков. Красил впервые, получилось не идеально, но в целом хорошо.
Также вклеил защиту от водорослей (металлическая сетка).
Установил все внутренние элементы катера. Отсек для акумулятора также изготовлен из пластика 3 мм.
Моторама самодельная, из нержавейки 1 мм, вклеена эпоксидным клеем. Двигатель безколлекторный inrunner 3650, 3000kV.
Рулевая сервомашинка установлена на раму из пластика 4 мм. Для того что бы катер не кренился вперед, из-за расположения акумулятора спереди, вклеил два свинцовых груза по 120 гр.
Установил габаритные светодиоды. Сзади два красных, спереди - один белый (использовал мини фонарик).
Габаритные огни включаются выключателем в люке для аккумулятора.
Соединил палубу и корпус катера на двенадцать винтов М3*8, предварительно загерметизировав силиконвым герметиком, и установил ручку для переноски. Ручка изготовлена из нержавеющей полосы 10*2 мм.
Небольшое видео работы катера
Видео использования на рыбалке пока нет, так как рыболовный сезон у нас еще не начался.
Электроника на борту модели:
Регулятор скорости Mystery Fire Dragon 60А для авиамоделей
Двигатель HobbyFans 13T 3000kv inrunner
Рулевая машинка Tower Pro MG995
Аккумулятор Zippy 5000mah 7.4 V 20-30c Lipo
Приемник FLYSKY fs-r6b 2.4 GHz 6 ch
Светодиоды с корпусом для автомоделей
Электроника привода кузова:
Мотор-редуктор 6v 132 об/мин (M1)
Регулятор скорости Brushed ESC Two-Way Motor Speed Controller 10А
Реле с нормальнозамкнутыми контактами, 6V (K1, K2)
Диоды КД 202 (VD1, VD2)
Силовые транзисторы n-p-n (VT1, VT2)
Резистоы 1 кОм, 0,25Вт (R1, R2)
Геркон КЭМ-2 (SF1, SF2)
Технические характеристики модели:
Длина 650 мм
Ширина 320 мм
Высота 160 мм
Вес 2,5 кг
Всем спасибо за просмотр!
С уважением, Роман.
Принцип работы тот же. При вращении электродвигателя в направлении "n" на одном из его выводов будет "+" питания, который через замкнутый при достижении приводом крайней точки контакт SFn подается на базу транзистора VT1, что приведет к открытию последнего и срабатыванию реле К1, которое в свою очередь своими контактами разорвет цепь питания двигателя. В исходное положение схема возвращается при переходе реверсивного регуля через ноль, т.е. когда на выходе регуля отсутствует напряжение либо при смене регулем направления вращения, когда левый по схеме контакт SFn будет подключен внутренними ключами регуля к "-" питания.
Диоды VD1 и VD2 - "защита от дурака" ))) и их можно исключить, ибо при штатной работе устройства контакты SF1 и SF2 никогда не могут быть замкнуты одновременно.....
Еще параллельно реле можно светодиод/лампочку повесить, чтобы на удалении было видно, что привод отработал нормально )))
Детали можно взять указанные автором. А можно взять следующий набор:
R1 1кОм
R2 10кОм
VD1-VD3 КД522 ("авторские" в металле, тяжелее и значительно больше в размерах) или любые на Ваше усмотрение.
VT1 КТ315Б - КТ315Г для реле с током обмотки до 100мА.
Для мощных реле - КТ815 (КТ817), возможно с небольшим радиатором, для реле с током обмотки от 1А до 2А. Но для мощных реле лучше применить мосфет с n-каналом на ток от 30А - у них ничтожное сопротивление перехода в открытом состоянии, поэтому радиатор не нужен.
Импортные аналоги можно нагуглить в Сети - их много, однако не все они есть в радиомагазинах города ((
К1.1 - это нормальнозамкнутый контакт реле К1. Следует по максимальному рабочему току двигателя выбирать реле с соответствующим допустимым током контактов.
"К1.1" = "контакт №1 (по схеме) реле К1".
Светодиод параллельно обмотке реле (через резистор, разумеется). Либо использовать для включения реле другой свободный контакт реле К1.
Мастер-модель, это что-то :)
Она внутри пустая?!
1. Желательно соединить резистором базу транзистора с общим (для его схемы) проводом - в данном случае это минус питания регулятора, чтобы при разомкнутом контакте геркона база "не висела в воздухе" и транзистор надежно запирался. Кстати, при нуле вольт на двигателе (на выходе регуля) базы транзисторов как раз и "повиснут" в воздухе, ибо в регуле все ключи обоих плеч будут закрыты.
2. Транзисторы в данном случае лучше использовать как ключи, а не как эммитерные повторители.
Поверьте, ТАМ не дураки сидят. Такая начинка позволяет возить ГРУЗ на РАССТОЯНИЕ продолжительное время. А так же отвезти и выгрузить пару-тройку донных оснасток метров на 200. А у Вас получилось красивое баловство - банку червей на 30 метров отвезти.
Работу оцениваю высоко.
Кстати - свинец не подходит для медленного разряда электромотором, он ориентирован на большую, но кратковременную токоотдачу (пиковая нагрузка), а медленный разряд и последующий заряд - убивает свинцовый аккумулятор.
А как сдохнет - придется покупать новый фирменный, тк обычно формфактор не допускает установки какого либо другого.
Коллекторники - прошлый век! Ресурс - никакой, так раз 50 покатать и надо менять щетки :)
Вобщем - верьте маркетингу! Платите деньги! :)
У меня в машине сигнализация постоянно разряжает аккумулятор.
Три года уже разряжает а убить никак не может.
Я общался с владельами покупных катеров - эхолот, свинец, коллекторники и тд.
И общение было как раз по поводу - как заменить свинец на ЛиПо, а мотор на БК.
Странно да? Если все работает - зачем менять то?
По поводу свинца написал выше.
Еще стоит добавить про идущую в комплекте аппу на 35-40 мегегерц с кварцами!!
Наверное это тоже - специальное предложение от "не дураков", а дураки - все мы, что перешли на 2.4 :)