Доброго времени суток всем читающим и просматривающим!
Несколько дней назад я обнаружил, что модель, начатая в 2013 году(!) и успешно облетанная в 2014-м, я могу назвать завершенной и радующей глаз своего создателя! Дело в том, что на протяжении всего этого времени она "обрастала" "полукопийными" деталями, разного рода усилениями и улучшениями, слегка сменила окраску и т.д. По этому поводу решил написать статью...
Модель задумывается совсем не копией и даже не полукопией, но с небольшими мелочами и атрибутами, радующими глаз на стоянке. Проект, как сейчас помню, стартовал очень спонтанно, я всё же решился сделать биплан. До этого, в течении почти полугода (если не больше) было найдено, рассмотрено, распечатано и собрано более 20 чертежей и прототипов. Stampe подкупил своей простотой и готовыми чертежами, адаптированными под потолочку (или депрон). Чертежи были случайно найдены и взяты с французского сайта: http://www.jivaro-models.org/stampe_depron/page_stampe_depron.htm На сайте лежат готовые чертежи под размеры: размах – 836мм, длина – 685 мм, однако масштаб 1/10! Я же увеличил чертеж на 15%. Теперь размах верхнего крыла – 950-960мм, длина – 788-790мм.
Вначале было трудно определится с горизонтальным опереием - хотелось и легче и прочнее, потому устроил "миниконкурс": сделал вариант из 2х слоев потолочки и однослойное с усилениями "бамбучинами" и бальзой.

Между 2х слоев потолочки - двусторонний скотч, на него навешивается руль высоты и всё между собой склеивается.

Как показала практика, биплан довольно хорошо летал весь сезон с "тонким" - однослойным оперением. Хотя, второй вариант стабилизатора мне пригодился , когда пришлось восстанавливать модель - сейчас она летает с 2 слойным стабилизатором. Половины руля высоты после ремонта дополнительно усилил скобой из тонкой проволоки, обернутой термоусадкой - теперь отклонение половин в разные стороны исключено.
Киль и руль поворота однослойные, с усилениями бамбуковым шампуром и окантовкой (в месте стыка между собой) бальзовой 3.5 мм полоской.

Крыло, как и на прототипе, начал делать плосковыпуклым профилем.

Для этого на нижнюю плоскую часть крыла приклеил потолочные лонжероны, переднюю кромку, и "второй" лонжерон, который должен был выполнять функцию основы для элеронов.

Как вы, я думаю, уже заметили, оба крыла биплана стреловидные. Выбирая чертежи для модели своего будущего биплана, одним из главных условий было отсуствие разного рода стреловидностей... Парадокс! Вот и пришлось повозится с лонжероном из линейки - придать ему стреловидность и небольшую V-образность.
Первоначально я собирался сделать элероны на верхнем и нижнем крыле, как на базовом чертеже и на прототипе. Сервомашинки поместить в нижнее крыло и от нижних элеронов соединить тягами (из карбона или проволоки) с верхними элеронами. Но меня напугала громоздкость конструкции при "сборе-разборе" модели - каждый раз пришлось бы соединять и настраивать элероны. Поэтому я удлинил нижние элероны, почти до фюзеляжа. Сервомашинки вклеил "лежа", поэтому над крылом выступает только качалка машинки. В ходе полетов окончательно разочаровался в сервомашинках HXT5 - очень сильно дрожат, с элеронами, да и с рулем поворота справляются с трудом, обе крыльевые машинки уже пришлось по разу починить - поменять шестерни в редукторе.

Фюзеляж начал с того, что вырезал боковины и приклеил стойки верхнего крыла (из линейки), усиления из сосновой рейки, далее шпангоуты, переборку -"подложку" под аккумулятор (из фруктовой фанеры, насверлил в ней отверстий облегчения). Приклеил вторую боковину:
Подмоторный шпангоут из 3мм фанеры, а так же усилил потолочные боковины отсека аккумулятора еще одним слоем потолочки.
Снизу под «кабиной» вклеил площадку для сервомашинок из фруктовой фанеры.
Сервомашинка руля высоты: HXT900 (9-граммовая микро-сервомашинка)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/662/

Склеил боудены из ушных палочек (циакрином и термоусадкой). Сами тяги из карнизной проволоки. Одна из тяг ходит с трудом – надо капнуть маслеца.

Далее сделал гаргрот. На базовых чертежах это "бутерброд" из 2х 6мм слоев депрона... Я же вклеил промежуточных шпангоутов, на них сверху сосновую рейку для жесткости и слегка "промятую" и отформованную в полукруг крышечку гаргрота. Клеил на UHU Por.


"Зашил" оставшуюся часть верха фюзеляжа и вырезал кабины:

Тем временем, пока высыхал фюзеляж, вернулся к крыльям: сделал основу для верхнего крыла, добавил в нижнем и верхнем полунервюр. Кстати, к основному лонжерону, я вклеил еще по тонкой сосновой рейке. Руль поворота окантован полоской бальзы и, впоследствии, навешан на петли из дискеты.

Приклеил верхнюю часть крыла, сначала консоли, потом центроплан - его можно подогнать по месту. Предварительно промял и отформовал заготовку над газовой плитой, потом аккуратно прокатал бутылкой (вместо скалки)). Клеил на UHU Por - прельстила его скорость схватывания...но он долгое время остается вязкий после склейки и, к тому же, не дает НИКАКОЙ жесткости. Если бы можео было еще раз выбирать - выбрал бы только Pur-501 для этих целей!
Занялся одним из самых (на мой взгляд) нудных, кропотливых и...в то же время, полезным во всех отношениях процессом - обтяжкой разноцветным скотчем. Ну если насчет первых двух эпитетов многие со мной согласятся, то полезность обтяжки скотчем не только в дополнительной прочности и "гладкости" поверхности, но в визуальном преображении модели, которая почти на глазах начинает приобретать законченный вид :-)

Цветовая гамма красно-белая, подсмотренная в одном из видео с участием настоящего самолета.

"Белые" области на модели я проклеивал термоклеющейся пленочкой для учебников. Впоследствии, мне пришлось в ней разочароваться - будучи раз поцарапанной или промятой, она сохраняет все вмятины на потолочке...а утюжок уже не натягивает её клеевой слой.

Пора было задуматься и о шасси.
На самом деле я делал шасси всё вместе, да так и логичнее, нужно ведь вымерять уровень самолета относительно земли. Но начну с "костылька".
Для монтажа приклеил к хвосту кусочек фруктовой фанерки, а после высыхания наживил два отверстия. Сам костыль согнул из проволоки 1,8 мм с Паркфлаера, так что штыречек входит в фанерную площадку, а болт притягивает петельку.

Площадку под шасси выпилил из фруктовой фанеры, ограничитель тоже из неё же.
Доклеил внутренние ограничители шасси всё из той же фруктовой фанеры.

Основные стойки согнул из стальной проволоки 1,6 мм.,
потом спаял. Пайка вначале была слабой, пришлось применить кислоту для зачистки.
Колеса: Супер легкие колеса D50xH18.5 (3 штуки в упаковке)
Товар http://www.parkflyer.ru/product/100434/


На фото шасси держится пока на скотче.

Впоследствии для крепления шасси, я вырезал 2 полоски из 2мм ПВХ и прикручивал шурупчиками. ПВХ пластины в одну из сторон гнутся лучше, чем в другую (как потолочка), а при слишком грубой посадке проволока ломает пластинку у основания...в результате шасси и площадка целые и, скорее всего, шасси даже не подламывает - вторая полоска ПВХ сдерживает и амортизирует.
Попутно установил мотор: FC 28-22 бесколлекторный Outrunner 1200kv
Товар http://www.parkflyer.ru/product/5354/


Сделал стойки-направляющие под верхнее крыло
Вот такая хитроумная рейка получилась из березовой линейки

А дальше долго возился в верхним крылом, примеряя его, после чего приклеил направляющие к стойкам

Однажды вечером, весной 2014-го облетал таки бипланчик на стадионе. В первый раз старт с шасси, плавный набор скорости - отрыв. Сделал пару кругов, выровнял биплан над турниками и футбольными воротами и пошел на посадку. Планирует классно! В безмоторном полете скорость набирает очень хорошо, и плохо теряет Основное шасси себя полностью оправдало - на довольно приличной скорости по земляному полю (мокрому), ни разу не скапотировал, хотя и подпрыгивал здорово! а вот костылечку не повезло - отлетел при торможении рулем поворота, видимо кочка сбоку его ударила. Взлетал 5 раз, отлетал 2 аккумулятора ( и то второй на половину - уже темнело). Старт с руки несколько "просадочный". В полете заметил одну неприятность - верхнее крыло при маневрах начинает "гулять", пытаясь схлопнутся с нижним, как бы по инерции подтормаживая, по сему петель сделал несколько штук, а вот "бочку" - не решился. Да, само собой стоек между крыльями тогда еще не было.
В дальнейшем я сделал для биплана стойки коробки крыльев из березовой линейки. Крепление к крыльям - на 3мм болтиках к ПВХ-пластиковым ушкам, вклеенным в крыло.

Осенью 2014-го я разбил Stampe, так и не выведя его из пике, что виной тому было я так и не разобрался, сославшись на баловство, ибо запускал я его без верхнего крыла - летал он несравненно быстрее и резче, бочку делал на раз... а вот запустить его в качестве "парасоль", без нижнего крыла, (и без управления по крену), я так ине решился. После ремонта и модернизации модель слегка потяжелела, "пожелтела", обрела пилота и стала летать копийнее).
Капот мне помогли сделать на Станции Юных Техников ЦДТ по технологии горячей вакуумной формовки полимерной пленки на деревянной болванке. Огромная благодарность и признательность за это!


...проложил кембрик по краю окантовки кабин для антуражу...
С процессом постройки и первых облетов можно более детально ознакомиться на форуме: http://rc-aviation.ru/forum/topic?id=6756&
И конечно же, видео:




Благодарю за внимание!