Добрый день, уважаемые коллеги!
Эта статья - не о постройке определенного самолета. Это просто небольшая история, которыми обычно моделисты делятся друг с другом, в том числе и на ПФ. Вот и я решил поделиться с Вами.
Эта статья - не о постройке определенного самолета. Это просто небольшая история, которыми обычно моделисты делятся друг с другом, в том числе и на ПФ. Вот и я решил поделиться с Вами.
Занимаясь моделизмом уже не первый год, обнаружил у себя серьезный пробел - все самолеты изготавливались без шасси, взлет с руки, посадка на брюхо. Было решено пробел восполнить.
Для начала посадил на колеса небольшой самолетик "по мотивам" ЯК-12. Сами колеса сделал из твердого пенопласта ПХВ: вырезал ножом, обработал шкуркой, в качестве ступицы вклеил отрезок стержня от шариковой ручки.
Потом покрасил акриловой краской.
Стойка шасси - проволока Ф 1,5 мм, прикрученная двумя шурупами к вклеенной в фюзеляж реечке. На стойке колеса зафиксированы бобышками, намотанными нитками с клеем (как учили в далекой юности). Вот что получилось:
Самолет с колесами полетел, взлетал с грунтовой дорожки в парке. Но быстро стало ясно, что ввиду малых размеров самолета ( размах 600 мм, вес 180 г.) тренировать на нем взлет-посадку весьма затруднительно, шасси ему летучести не добавили. Решил изготовить специального тренера. Это фото после облета, еще без колес:
И процесс изготовления шасси. Стойки согнул из проволоки Ф 1,5 мм, в месте их схождения зачистил надфилем, обмотал медной проволокой Ф 0,5 мм из телефонного кабеля с шагом 1 мм и пропаял с кислотой. Петли крепления к фюзеляжу сделал из жести: обжал плоскогубцами вокруг проволоки, подрезал, просверлил отверстия.
Колеса аналогично предыдущему варианту из пенопласта ПХВ. зафиксированы бобышками из ниток с клеем.
К фюзеляжу стойка крепится шурупами на заранее вклеенные реечки. Хвостовой костыль - просто из проволоки.
Вот тренер уже на колесах:
Размах 840 мм, взлетный вес 280 г. Летает вполне прилично при ветре 3...4 м/с.
Вот так летает:
Достался мне по случаю от хорошего человека самолет - КАТАНА, заводского изготовления. Однако, без стойки шасси, предыдущий владелец часто ремонтировал место крепления стойки, но при грубых посадках ее все равно выдирало. После первых полетов стало очевидно, что такой самолет запускать с руки крайне неудобно, к тому же при посадке на брюхо велика вероятность сломать пропеллер. Почти израсходовав запас винтов, было решено оснастить самолет шасси.
Конструкция стойки уже традиционная - из проволоки. Колеса покупные. Для начала вклеил в фюзеляж переднюю и заднюю опоры шасси, из фанеры 6 мм. Для заполнения пространства под заднюю опору использовал пеноплекс.
Стойка сделана из проволоки Ф 2,5 мм, спаяна на медной проволоке, крепление - жестяные петли. Колеса сначала зафиксировал кусочками изоляции от провода, но потом применил все те же нитки с клеем - проще и надежнее варианта нет.
Вот что получилось:
Шасси оказались весьма жизнеспособны. При весе самолета 1,2 кг выдерживают даже жесткие посадки, иногда стойки немного сгибаются - достаточно подогнуть их обратно и можно снова лететь.
Далее настал черед следующего самолета. О нем писал уже на ПФ (только тогда он был без колес):
Просто пенолет+93
10 мар. 2016 г., 20:45:36 | Владимир Рогожников Санкт-Петербург
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/13345/ Решил и на нем реализовать уже привычную и испытанную конструкцию шасси. Для начала в фюзеляж вклеиваю реечки в качестве опор стоек:
Стойка шасси - аналогично предыдущим вариантам, из проволоки (в данном случае - передняя часть Ф 2,5 мм, задняя - Ф 1,5 мм). Спайка с обмоткой медной проволокой, кстати, можно паять прямо на фюзеляже - так проще выдержать необходимый наклон стойки и проще отровнять ее. Фиксация колес - нитки с клеем. Хвостовой костыль - из проволоки. Крепление к фюзеляжу мелкими шурупами.
Вот и самолет в сборе
Пора лететь...
К сожалению, сразу снять видео не удалось. НО! самолет в таком виде отлетал пол-сезона в разных условиях и на разных площадках, и ничего с ним не произошло, летаю до сих пор. Правда, посадки еще корявенькие - продолжаем тренироваться... Шасси, однако, выдерживают...
Вот пара полетов:
Надеюсь, кому-то пригодится то, о чем я написал.
Всем удачных полетов и творческих успехов!
Для начала посадил на колеса небольшой самолетик "по мотивам" ЯК-12. Сами колеса сделал из твердого пенопласта ПХВ: вырезал ножом, обработал шкуркой, в качестве ступицы вклеил отрезок стержня от шариковой ручки.
Потом покрасил акриловой краской.
Стойка шасси - проволока Ф 1,5 мм, прикрученная двумя шурупами к вклеенной в фюзеляж реечке. На стойке колеса зафиксированы бобышками, намотанными нитками с клеем (как учили в далекой юности). Вот что получилось:
Самолет с колесами полетел, взлетал с грунтовой дорожки в парке. Но быстро стало ясно, что ввиду малых размеров самолета ( размах 600 мм, вес 180 г.) тренировать на нем взлет-посадку весьма затруднительно, шасси ему летучести не добавили. Решил изготовить специального тренера. Это фото после облета, еще без колес:
И процесс изготовления шасси. Стойки согнул из проволоки Ф 1,5 мм, в месте их схождения зачистил надфилем, обмотал медной проволокой Ф 0,5 мм из телефонного кабеля с шагом 1 мм и пропаял с кислотой. Петли крепления к фюзеляжу сделал из жести: обжал плоскогубцами вокруг проволоки, подрезал, просверлил отверстия.
Колеса аналогично предыдущему варианту из пенопласта ПХВ. зафиксированы бобышками из ниток с клеем.
К фюзеляжу стойка крепится шурупами на заранее вклеенные реечки. Хвостовой костыль - просто из проволоки.
Вот тренер уже на колесах:
Размах 840 мм, взлетный вес 280 г. Летает вполне прилично при ветре 3...4 м/с.
Вот так летает:
Достался мне по случаю от хорошего человека самолет - КАТАНА, заводского изготовления. Однако, без стойки шасси, предыдущий владелец часто ремонтировал место крепления стойки, но при грубых посадках ее все равно выдирало. После первых полетов стало очевидно, что такой самолет запускать с руки крайне неудобно, к тому же при посадке на брюхо велика вероятность сломать пропеллер. Почти израсходовав запас винтов, было решено оснастить самолет шасси.
Конструкция стойки уже традиционная - из проволоки. Колеса покупные. Для начала вклеил в фюзеляж переднюю и заднюю опоры шасси, из фанеры 6 мм. Для заполнения пространства под заднюю опору использовал пеноплекс.
Стойка сделана из проволоки Ф 2,5 мм, спаяна на медной проволоке, крепление - жестяные петли. Колеса сначала зафиксировал кусочками изоляции от провода, но потом применил все те же нитки с клеем - проще и надежнее варианта нет.
Вот что получилось:
Шасси оказались весьма жизнеспособны. При весе самолета 1,2 кг выдерживают даже жесткие посадки, иногда стойки немного сгибаются - достаточно подогнуть их обратно и можно снова лететь.
Далее настал черед следующего самолета. О нем писал уже на ПФ (только тогда он был без колес):
Просто пенолет+93
10 мар. 2016 г., 20:45:36 | Владимир Рогожников Санкт-Петербург
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/13345/ Решил и на нем реализовать уже привычную и испытанную конструкцию шасси. Для начала в фюзеляж вклеиваю реечки в качестве опор стоек:
Стойка шасси - аналогично предыдущим вариантам, из проволоки (в данном случае - передняя часть Ф 2,5 мм, задняя - Ф 1,5 мм). Спайка с обмоткой медной проволокой, кстати, можно паять прямо на фюзеляже - так проще выдержать необходимый наклон стойки и проще отровнять ее. Фиксация колес - нитки с клеем. Хвостовой костыль - из проволоки. Крепление к фюзеляжу мелкими шурупами.
Вот и самолет в сборе
Пора лететь...
К сожалению, сразу снять видео не удалось. НО! самолет в таком виде отлетал пол-сезона в разных условиях и на разных площадках, и ничего с ним не произошло, летаю до сих пор. Правда, посадки еще корявенькие - продолжаем тренироваться... Шасси, однако, выдерживают...
Вот пара полетов:
Надеюсь, кому-то пригодится то, о чем я написал.
Всем удачных полетов и творческих успехов!
20 мар. 2013 г., 20:58:13 | Ревнер Мигранов Д.Савалеево, Кармаскалинский район
Статья //www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/841/
У конструкций шасси, представленных Вами, на мой взгляд, один недостаток — жесткое их крепление к фюзеляжу на саморезы. Да Вы и сами писали, что при жестких посадках их выламывает, портится фюзеляж. Конструкция у меня такая: спереди упоры-фиксаторы типа ласточкиного хвоста, дюралевая площадка, состоящая из двух дюралевых пластин в каналах которых проходит стальная проволока, в площадке выполнены отверстия облегчения. Шасси сначала ставится на упоры-фиксаторы и центральными отверстиями облегчения садится на деревянные штифты, зафиксированные на фюзеляже. Ограничивается движение площадки вперед-назад, вправо-влево. И все это фиксируется резинкой, на фотографии все видно. При жесткой посадки как правило шасси остаются на месте. При очень грубой посадки площадка выходит из передних упоров-фиксаторов — шасси уходят вверх и назад, оказываясь за задней кромкой крыла. Ничего не страдает. Винт не страдает тоже — так как у винта передняя стойка, которая закреплена за дюралевую площадку на которую зафиксирован двигатель т. е. передняя стойка закреплена фактически за двигатель, за самую тяжёлую (не считая батареи) часть, да еще на стойке выполнена пружина — хоть на кирпич налетит передней стойкой — ничего не будет. Её не выломает.
Моей целью было не просто написать статью, а попытаться на ее основе развить полемику, чтобы люди делились друг с другом своими решениями. Ваше решение, безусловно, прогрессивное - спасение фюзеляжа за счет "мягкого" крепления стойки. Правда, есть немного бОльшая трудоемкость изготовления деталей, но, с другой стороны, сделал это для одного самолета один раз - и летай на здоровье! Спасибо Вам за Ваш ответ и идею!
Совершенно с Вами согласен, трудоемкость конечно имеется. Я стараюсь делать все красиво, добротно и продумано, а для этого нужно трудится. В школьные годы занимался в авиамодельном кружке, там этому научили. В этой же модели необходимость съемного шасси, если Вы обратили внимание, обусловлена еще и необходимостью доступа к батарейному отсеку. Ведь совершенно понятно и очевидно, что чем ниже на модели, центр тяжести, тем модель более устойчива. Что касается веса модели, то, по моему убеждению, определяющим фактором в вопросе веса модели является не материал, из которого сделана модель, а ее конструкция, правильный подбор двигателя, силового аккумулятора и т.д. .
Я делал колеса исключительно из пористой резины. Если попадется тонкая, то склеивал Моментом из нескольких слоев. Надеваю на болтик и обрабатываю в дрели. На больших оборотах колесо не прокручивается.
Судя по видео, у вас есть более-менее взлетная полоса (узковата). Зачем тогда нужно было сажать в траву на брюхо.
С колесиков и взлетать удобнее и профессиональнее. Тем более вес модели небольшой.
У меня нет хорошей ВПП, самолеты тяжелее 1500 граммов, посадочная скорость даже на ветер велика. Колесики работают в траве как рычаг. Если тонкая проволока гнутся, если прочная - выламывают фюзеляж. Дюралевее стойки шасси тоже не лучше. Поэтому сделал проволочные дуги. Этим летом отлетал без проблем.
Ощущаю, что у Вас технология налажена "по полной программе". И мне, и другим моделистам было бы интересно узнать- как Вы все это строите?. Из текстового описания не очень понятно, что и как делать. Могли бы Вы выложить здесь хоть пару фото или видео процесса? Буду очень благодарен Вам, и, думаю, не один я.
Спасибо.
На кандидатскую не претендую. Свое "фуфло" постоянно сажал на траву, поближе к себе. В руку никогда не удавалось, да я к этому и не стремился. Целью данного мероприятия как раз и является тренировка взлета-посадки на шасси, чтобы отработать навык для перехода к более серьезным моделям или просто повысить свой уровень на имеющихся самолетах.
См.
Мой первый пенолет.
Главное - не наматывать обмоточную проволоку "виток к витку", пропая и прочности соединения не будет. Надо мотать спиралью с шагом примерно равным диаметру проволоки. При пайке припой образует хорошие галтели между обмоточной проволокой и стойками, соединение "мертвое". Не забываем заранее зачистить надфилем стойки в местах пайки. Удачи!