Добрый день, уважаемые коллеги!
Эта статья - не о постройке определенного самолета. Это просто небольшая история, которыми обычно моделисты делятся друг с другом, в том числе и на ПФ. Вот и я решил поделиться с Вами.

Занимаясь моделизмом уже не первый год, обнаружил у себя серьезный пробел - все самолеты изготавливались без шасси, взлет с руки, посадка на брюхо. Было решено пробел восполнить.
Для начала посадил на колеса небольшой самолетик "по мотивам" ЯК-12. Сами колеса сделал из твердого пенопласта ПХВ: вырезал ножом, обработал шкуркой, в качестве ступицы вклеил отрезок стержня от шариковой ручки.

Потом покрасил акриловой краской.

Стойка шасси - проволока Ф 1,5 мм, прикрученная двумя шурупами к вклеенной в фюзеляж реечке. На стойке колеса зафиксированы бобышками, намотанными нитками с клеем (как учили в далекой юности). Вот что получилось:

Самолет с колесами полетел, взлетал с грунтовой дорожки в парке. Но быстро стало ясно, что ввиду малых размеров самолета ( размах 600 мм, вес 180 г.) тренировать на нем взлет-посадку весьма затруднительно, шасси ему летучести не добавили. Решил изготовить специального тренера. Это фото после облета, еще без колес:

И процесс изготовления шасси. Стойки согнул из проволоки Ф 1,5 мм, в месте их схождения зачистил надфилем, обмотал медной проволокой Ф 0,5 мм из телефонного кабеля с шагом 1 мм и пропаял с кислотой. Петли крепления к фюзеляжу сделал из жести: обжал плоскогубцами вокруг проволоки, подрезал, просверлил отверстия.

Колеса аналогично предыдущему варианту из пенопласта ПХВ. зафиксированы бобышками из ниток с клеем.

К фюзеляжу стойка крепится шурупами на заранее вклеенные реечки. Хвостовой костыль - просто из проволоки.



Вот тренер уже на колесах:

Размах 840 мм, взлетный вес 280 г. Летает вполне прилично при ветре 3...4 м/с.
Вот так летает:

Достался мне по случаю от хорошего человека самолет - КАТАНА, заводского изготовления. Однако, без стойки шасси, предыдущий владелец часто ремонтировал место крепления стойки, но при грубых посадках ее все равно выдирало. После первых полетов стало очевидно, что такой самолет запускать с руки крайне неудобно, к тому же при посадке на брюхо велика вероятность сломать пропеллер. Почти израсходовав запас винтов, было решено оснастить самолет шасси.
Конструкция стойки уже традиционная - из проволоки. Колеса покупные. Для начала вклеил в фюзеляж переднюю и заднюю опоры шасси, из фанеры 6 мм. Для заполнения пространства под заднюю опору использовал пеноплекс.

Стойка сделана из проволоки Ф 2,5 мм, спаяна на медной проволоке, крепление - жестяные петли. Колеса сначала зафиксировал кусочками изоляции от провода, но потом применил все те же нитки с клеем - проще и надежнее варианта нет.



Вот что получилось:



Шасси оказались весьма жизнеспособны. При весе самолета 1,2 кг выдерживают даже жесткие посадки, иногда стойки немного сгибаются - достаточно подогнуть их обратно и можно снова лететь.

Далее настал черед следующего самолета. О нем писал уже на ПФ (только тогда он был без колес):
Просто пенолет+93
10 мар. 2016 г., 20:45:36 | Владимир Рогожников Санкт-Петербург
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/13345/
Решил и на нем реализовать уже привычную и испытанную конструкцию шасси. Для начала в фюзеляж вклеиваю реечки в качестве опор стоек:

Стойка шасси - аналогично предыдущим вариантам, из проволоки (в данном случае - передняя часть Ф 2,5 мм, задняя - Ф 1,5 мм). Спайка с обмоткой медной проволокой, кстати, можно паять прямо на фюзеляже - так проще выдержать необходимый наклон стойки и проще отровнять ее. Фиксация колес - нитки с клеем. Хвостовой костыль - из проволоки. Крепление к фюзеляжу мелкими шурупами.


Вот и самолет в сборе

Пора лететь...

К сожалению, сразу снять видео не удалось. НО! самолет в таком виде отлетал пол-сезона в разных условиях и на разных площадках, и ничего с ним не произошло, летаю до сих пор. Правда, посадки еще корявенькие - продолжаем тренироваться... Шасси, однако, выдерживают...
Вот пара полетов:



Надеюсь, кому-то пригодится то, о чем я написал.
Всем удачных полетов и творческих успехов!