Предлагаемый Вашему вниманию УМК является итогом адаптации учебного процесса в авиамодельном кружке к имеющимся в наличии условиям и возможностям. 

 

 

     Первым и наверное главным условием разработки новых тем стала имеющаяся в наличии материальная база, наличие станочного оборудования, инструмента и материалов. На сегодняшний день у объединения есть помещение, есть станочное оборудование (в основном древнее). Но нет самого главного - материального обеспечения учебной программы. Зачем дети приходят в технические кружки? Строить модели. А для этого нужны материалы, и чем больше детей в кружке тем больше этих самых материалов требуется. Инструмент, он же в основном железный и тот требует периодической замены а значит нужны деньги. Замена практических занятий чтением лекций приведёт к тому, что дети просто разбегутся. Делаем вывод: система дополнительного образования пока существует (в частности технические кружки) но без финансирования учебных программ. Что делать? Как найти выход из создавшегося положения? Мой УМК, как мне кажется и есть выход. Основной строительный материал для большинства тем - древесина, картон и ватман, найти и то и другое не сложно, можно купить и очень не дорого. В дело идут и старые зонтики, телевизоры и другая отечественная бытовая радиоаппаратура, плёнка для заворачивания подарков, спицы от велосипеда, обрезки Оракала, строительная фанера и многое-многое другое, что не посвящённый человек назовёт многозначительным словом МУСОР. Какие модели можно построить из этого мусора вы можете сейчас увидеть. Далее. Каждая тема этого учебно-методического комплекса рассчитана на очень среднего ученика, коих в технических кружках подавляющее большинство. Одарённых же за двадцать два года моей деятельности в качестве руководителя кружка было не более двух десятков. УМК в этом виде апробирован в течении девяти лет и дал вполне ощутимые положительные результаты, мои ученики занимают большое количество призовых мест на выставках, конкурсах и соревнованиях различного ранга.
     Все нижеперечисленные темы оформлены в виде методразработок. Другие кружки уже используют наши темы в работе. Опубликовано четыре статьи в журналах «Моделист-Конструктор» и «Моделизм, спорт и хобби». Почти по всем этим темам выпускались наборы материалов. Была попытка продвигать мою работу в школах, в частности в 30 школе на уроках труда, но дальше этого дело не пошло так как нет прямой заинтересованности учителя в данной работе а значит для него это лишняя головная боль. Очень жаль что уроки трудового обучения как таковые приказали долго жить. Большинству детей придется шевелить руками для того чтобы заработать на жизнь и получается для рукастых интересующихся техникой детей прямая дорога только в кружок (если родители не против дополнительных расходов на тощий семейный бюджет).
     В рамках постоянно-действующего семинара на базе моего объединения повышали квалификацию вновь прибывшие в Центр педагоги технических объединений и весьма успешно. По окончании двухлетнего обучения Центр получал грамотного специалиста в области технического творчества. И всё равно ни какая распрекрасная программа не заменит целевого финансирования образовательной деятельности технических объединений, которые ещё есть в городе и области.



                                                            «Пионер»
                                              модель метательного планера

 

     Безмоторные модели планера весьма популярны среди моделистов. Сделанные в виде моделей-монотипов, метательные планеры позволяют проводить увлекательные соревнования на дальность полёта, на время нахождения модели в воздухе или на точность приземления.
     Предлагаем Вам модель метательного планера «Пионер» - продукт модернизации известного набора ЦСТКАМ С-17 выпускавшегося Симферопольскими мастерскими спортивного моделизма и учебных пособий ДОСААФ СССР. Модель довольно проста в изготовлении и доступна для постройки кружковцам первого года обучения, когда-то выпускалась ДОО "Фрегат" в виде набора готовых деталей и заготовок. Планер весьма технологичный в изготовлении. В моём кружке эта модель в обязательном порядке строится каждым новичком и является тест-заданием, по итогам которого я могу судить с каким запасом знаний и умений ученик пришел в кружок и как дальше строить с ним работу.
Для начала необходимо изготовить основные детали модели. Носовая часть выпиливается лобзиком из сосновой или еловой дощечки толщиной 5 мм. При выпиливании оставляется небольшой припуск, который убирается напильником или «шлифовалкой» - деревянным брусочком с наклеенной на него шкуркой. Диаметр отверстия под штырь крепления крыла составляет 3 мм.
      Хвостовая балка планера представляет собой сосновую рейку сечением 5х5 мм и длиной 500 мм.
Грузы для передней части модели также вырезаются из рейки сечением 5х5 мм—их длина составляет соответственно 250 и 200 мм.
     Для ограничительных реек потребуется реечка сечением 3х3 мм. Главное при подборе материала - отсутствие сучков и косослоя. Деревянные заготовки должны быть тщательно высушены и конечно же рейки должны быть ровными.
     Крыло, накладки, стабилизатор и киль вырезаны из цветного картона толщиной 0,5 мм. Направление волокон материала - вдоль длинной стороны деталей.
     Перед сборкой все деревянные детали необходимо тщательно вышкурить с помощью «шлифовалки». Монтаж планера рекомендуем производить с помощью клея «Момент-1», строго следуя инструкции, указанной на тюбике с клеем. При этом следует учитывать, что клеевой слой окончательно затвердевает лишь через 24 часа - раньше этого времени запускать модель не следует.
     Крыло при виде на него спереди имеет ощутимую кривизну. Чтобы создать такую форму, заготовку следует положить на край стола, слегка прижать ее рукой к ребру столешницы и потянуть к себе и вниз. Крепление крыла к фюзеляжу осуществляется с помощью резинового кольца - закреплять его клеем совсем не обязательно.
     Центр тяжести готовой модели должен находиться на расстоянии 40-50 мм от передней кромки крыла. При избыточно передней центровке необходимо лобзиком или ножом подрезать носовую часть фюзеляжа, периодически проверяя центровку. Следует учесть, что после завершения этой операции носовая часть должна приобрести обтекаемую форму.
     Запуски модели рекомендуем производить в безветренную погоду либо в достаточно просторном помещении. Планер отправляется в полет с помощью энергичного броска рукой.

Материал опубликован в журнале «Моделист-конструктор» №9-2004 г.






                                                          «Юниор»

                                              модель метательного планера


     Ещё одна несложная модель метательного планера, весьма популярная среди моих кружковцев. Скомпонованная по двухбалочной схеме, она проста, «летуча» и весьма эффектна в полете.
     Основой для разработки модели послужила публикация в журнале «Моделист - Конструктор» №8 за 1979 год под рубрикой «Твоя первая модель» статья инструктора - авиамоделиста М.Пахомова «Бумажные, но не совсем».
     Носовая часть вырезается с помощью лобзика из сосновой дощечки толщиной 8 мм. При этом необходимо оставить небольшой припуск, который убирается с помощью напильника и «шлифовалки». В обозначенном на чертеже месте засверливается отверстие диаметром 3 мм под буковый или стеклопластиковый штырь для крепления крыла.
     Для хвостовых балок длиной 200 мм и ограничительных реек понадобятся сосновые рейки квадратного сечения 3х3 мм. Проследите, чтобы эти рейки были ровными и не имели сучков и косослоя.
     Крыло, накладки, стабилизатор и кили вырезаются из цветного картона толщиной от 0,3 до 0,5 мм. Важно, чтобы направление волокон материала совпадало с длинной стороной этих деталей.
     Сборка модели производится с помощью универсального клея «Момент-1». При сборке необходимо помнить, что крыло к носовой части модели не приклеивается, а закрепляется резиновым кольцом. Перед установкой концы крыла следует немного отогнуть вверх - точно также, как это сделано на модели «Пионер». Постарайтесь, чтобы отгибы были одинаковыми относительно плоскости симметрии модели.
     Летные характеристики «Юниора» практически такие же, как у «Пионера». Соответственно приемы запуска этой модели не отличаются от тех, что приведены для предыдущей модели. Разница лишь в том, что центровку ученик определяет экспериментальным путем, перемещая носовую часть вперед либо назад до получения устойчивого планирования модели.
     Отделочные работы следует выполнить пленкой «Оракал», например, совсем неплохо смотрятся модели с наклеенными звёздами, бортовым номером а также имитацией кабины пилота.

     Материал опубликован в журнале «Моделист-конструктор» №9-2004 г.




                                                                   «МиГ-15»
                                                    модель самолёта на катапульте


     Предлагаем Вашему вниманию модель самолёта на катапульте МиГ-15. Основные достоинства модели в том, что для ее изготовления не требуется дефицитных материалов и применения станочного оборудования, сборка модели вполне доступна учащимся 1-3 классов, модель собирается за 2 часа, что соответствует одному занятию в технических кружках первого года обучения.
     Для изготовления корпуса потребуется оправка (трубка) внешним диаметром 20-22 мм и длиной не менее 150 мм. Корпус накручивается на оправке из заготовки ватмана 300х150 мм. Аналогичным образом собираются трубки-грузы из заготовок размером 150х50 мм. Сборку миниатюрного самолёта ведут на хорошем клее ПВА и начинают с вырезания ножницами заготовок из ватмана для крыльев, стабилизаторов и киля. Далее сгибаем заготовки по линиям сгиба, промазываем клеем (кроме клапанов) и держим детали под прессом (подойдут две книги) до полного высыхания клея. На заготовки крыльев клей наносят только на заштрихованные места. Перед приклеиванием крыльев к фюзеляжу необходимо вставить внутрь каждого крыла рейку 100х4х2 мм, выполняющую роль лонжерона и зафиксировать клеем. Фонарь кабины вырезаем из рейки 50х15х2 мм. Размечаем корпус и согласно схеме приклеиваем готовые детали. Вклейкой внутрь носовой части фюзеляжа трубок-грузов сборка модели завершается. Отделка модели заключается в покраске ТЕМПЕРНЫМИ красками и последующим покрытии паркетным лаком. Однако можно применить фломастеры, гуашь или акварель - на усмотрение мастера-самолётостроителя. Опробован вариант с крыльями из обрезков бальзы 3мм и хвостовым оперением из 2мм - вполне нормально самолёт отлетал соревнования без замечаний.
     Катапульта представляет собой рейку размерами 800х8х8 мм с отверстием на конце для резинки. Резина 4 жилы 200х2х1 мм. Резина крепится одним концом к катапульте а на другом конце имеет рейку-упор размерами 50х5х5 мм. Модель одевается на катапульту как шашлык на шампур, резину растягивать держась за рейку-упор.

     В процессе работы над моделью и во время запусков строго соблюдай Правила техники безопасности. Запрещается во время прицеливания подносить катапульту к лицу. Запрещается запускать модель под линиями электропередач и в направлении людей.





                                                                   «МиГ-21»
                                                     модель самолёта на катапульте

     И ещё одна несложная модель самолёта на катапульте, весьма популярная среди наших кружковцев. Модель самолёта МиГ-21 обладает теми же преимуществами, что и МиГ-15 плюс большая «живучесть» при встрече с препятствием, что, согласитесь, очень важно во время соревнований.
     Для изготовления корпуса потребуется оправка внешним диаметром 20-22 мм и длиной не менее 200 мм. Корпус накручивается на оправке из заготовки ватмана размером 300х200 мм. Аналогичным образом собираются трубки-грузы из заготовок размером 150х50 мм. Сборку миниатюрного самолёта ведут на универсальном клее «Момент-1» и начинают с вырезания ножницами заготовок из ватмана для крыльев, стабилизаторов и киля. Далее сгибаем заготовки по линиям сгиба, промазываем клеем (кроме клапанов) и держим детали под прессом. На заготовки крыльев клей наносят только на заштрихованные места. Перед приклеиванием крыльев к фюзеляжу необходимо вставить внутрь каждого крыла рейку 100х4х2 мм, выполняющую роль лонжерона и зафиксировать клеем. Фонарь кабины и гаргрот вырезаем из рейки 120х15х2 мм. Размечаем корпус и согласно схеме приклеиваем готовые детали. Для того, чтобы трубки-грузы вошли внутрь фюзеляжа, их необходимо разрезать ножницами вдоль шва. Вклейкой внутрь носовой части фюзеляжа трубок-грузов сборка модели завершается. Далее отделка и в полёт !



                                                                           «Дракон»
                                                                      воздушный змей


     Предлагаемый Вашему вниманию воздушный змей разработан и прошёл всесторонние испытания в ДОО "Фрегат". Конструкция модели рассчитана для начинающих моделистов, весьма технологична и не требует значительных материальных затрат.
     Для сборки каркаса нам понадобятся ровные сосновые рейки сечением 6х6 мм. Свяжите нитками две поперечные рейки длиной 410 мм каждая между собой с помощью жестяных накладок. Нитки следует приматывать плотно виток к витку с последующей пропиткой жидким клеем ПВА. После того как клей подсохнет привяжите нитками к поперечным рейкам продольную рейку длиной 880 мм согласно схеме. Нитки должны быть прочными, их следует привязывать крестом с последующей пропиткой клеем.
     На обшивку пойдет плотная плёнка которая продается в магазинах под названием «Бумага для заворачивания подарков». Разложите на столе плёнку обшивки. Положите каркас на плёнку.         Прикрепите каркас к пленке кусочками прозрачного широкого скотча согласно схеме.
     Привяжите уздечку. Концы уздечки соедините скрепкой.
     Хвост змея можно сделать из любого подручного материала, например, из тесьмы.
     Змей готов! Для запуска используйте прочную нить.
     Запрещается запускать воздушные змеи вблизи линий электропередач.
     Если Ваш змей построен аккуратно, без ошибок, согласно схеме - то дополнительной регулировки не требуется.



                                                                     «Стрела»

                                                         модель ракеты с парашютом


     В основу разработки этой модели легла статья «Их первые ракеты» руководителя кружка Дома детского творчества на Васильевском острове Санкт-Петербурга С.Гарезина в журнале «Моделист-Конструктор» №9 за 1993 год.
     Работая над моделью учащиеся приобретают навыки постройки, регулировки и запуска простейшей ракетомодели, что необходимо для дальнейшего обучения кружковцев при постройке более сложных моделей ракет.
     Начнем работу с изготовления корпуса. Для этого нам понадобятся заготовка из ватмана размерами 300х210 мм и оправка диаметром 32 мм. Склеиваем корпус хорошим клеем ПВА. Для двигательного отсека нам понадобится заготовка ватмана размерами 55х129 мм. Накручиваем заготовку прямо на двигатель (если нет подходящей оправки) но к двигателю не приклеиваем. Двигатель для модели МРД 2,5-3-3 или 5-3-3. Переходные кольца дет.№4 внешним диаметром 32 мм и внутренним диаметром 15 мм вырезаем из фанеры толщиной 3 мм и надеваем с двух концов на двигательный отсек дет.№5 отступая от краёв 3-5 мм без перекосов и приклеиваем. После полного высыхания клея получившуюся катушку надежно вклеивают в корпус модели дет.№6 согласно схеме. Стабилизаторы дет.№7 вырезают из тонкого картона и сгибают по линиям сгиба, склеивают (кроме клапанов), выдерживают под грузом до полного высыхания клея и приклеивают строго параллельно оси модели на корпусе.
     Для надежности выброса парашютной системы применяется жёсткий пыж, изготовленный в виде цилиндра, стенка которого-ватман размерами 50х110 мм, свернутый в один оборот дет.№9, а донца-стиропоровые заглушки диаметром 31 мм дет.№8. Правильно сделанный пыж должен свободно под действием воздуха передвигаться внутри корпуса.
     Аналогично собирается основание обтекателя дет.№5. Далее склеиваем конус обтекателя дет.№1, который соединяют с основанием при помощи клея. Внутрь обтекателя вставляем шпильку дет.№2 круглого сечения (сосновая рейка сечением 5х5 мм и длиной 120 мм).
     Парашют состоит из купола и строп. Купол диаметром 500 мм вырезают из листа пленки, например, штора для душа производства Китай. Восемь строп из прочных ниток длиной 600 мм приклеивают к куполу при помощи скотча . Свободные концы строп связывают в узел.
     Фал для парашюта (отрезок прочной нитки) длиной 500 мм привязывают к корпусу в указанном месте и приклеивают. На свободном конце фала делают петельку и привязывают один конец амортизатора (резинка длиной 300 мм). К другому концу амортизатора привязывают парашют. Обтекатель привязывают к парашюту ниткой длиной 200 мм.
     Направляющие кольца дет.№3 накручиваем на круглый карандаш из заготовок ватмана размерами 80х10 мм и согласно схеме приклеиваем.
     После того, как ракета собрана, можно производить отделку. Все наружные поверхности красим ТЕМПЕРНЫМИ красками и покрываем лаком.
     На полетных испытаниях модель устойчиво летит, даже если собрана не очень аккуратно.







                                                                     «Ласточка»
                                                         модель ракеты с парашютом



     В основу разработки и этой модели легла статья «Их первые ракеты» руководителя кружка Дома детского творчества на Васильевском острове Санкт-Петербурга С. Гарезина в журнале «Моделист-Конструктор» №9 за 1993 год.
     Конструкции одноступенчатых ракет «Стрела» и «Ласточка» просты и незначительно отличаются друг от друга. Мастеру-ракетостроителю дается чертеж (смотри приложение к этой теме). Всю остальную работу кружковец выполняет сам, опираясь на опыт постройки модели «Стрела».
     Устойчивость полёта как ракет, так и их моделей зависит от взаимного расположения центра тяжести и центра давления. Модели будут устойчивы в полёте, если ЦТ расположен впереди ЦД, и неустойчивы в обратном случае. Причём, чем дальше смещён ЦД относительно ЦТ, тем большей устойчивостью обладает модель. Центр тяжести модели нетрудно определить путём балансировки на остроугольном инструменте, например на ребре металлической линейки. Формулы для нахождения центра давления сложны. Практически его можно определить так. Из листового картона вырежем фигуру по контуру модели ракеты и найдём её центр тяжести - эта точка и будет центром давления нашей модели. Существует несколько способов обеспечения устойчивости модели ракеты. Один из них - смещение ЦД в хвостовую часть модели в результате увеличения площади стабилизатора, второй - смещение ЦТ вперёд путём утяжеления головного обтекателя.
     Для запуска моделей ракет допускается применение двигателей только заводского изготовления.
     Для обеспечения безопасного запуска моделей ракет необходимо стартовое оборудование. Оно состоит из источника электропитания, направляющего штыря и запального устройства.
     В целях безопасности запуск разрешается только с помощью электрозапала. Расстояние от модели до запускающего должно быть не менее 5 метров.
     
     А.М.Ермаков «Простейшие авиамодели» изд. Москва «Просвещение» 1989г.



                                                                         «Эльф»

                                                            коробчатый воздушный змей






                                                                        «Взлёт»
 

                                                        модель схематического планера





 Теперь кружковцы успешно освоившие вышеперечисленные темы готовы к постройке учебной радиоуправляемой модели самолёта.

                                                                 «Виктория»

                                радиоуправляемая модель самолёта для первоначального обучения

 

                                        





     Подробности здесь http://www.parkflyer.ru/36916/blogs/view_entry/605/

     Если кто заинтересуется вышеперечисленными темами могу поделиться файлами в AUTOCADе. От Вас потребуется лишь адрес электронной почты.