Решил как-то собрать себе первый самодельный самолет, выбирал между бипланами, также хотел сделать что-то наподобие катаны, но подумал, что все эти самолеты можно и так купить, а вот самолеты Второй Мировой Войны продаются только в пилотаже и то за дорого и из бальзы. Выбор пал на Як-3. Почему? - Просто понравился =)
При создании самолета частично опирался на эту статью http://rc-aviation.ru/yak-3 , там-же есть ссылка на чертежи.
Ну как всегда самолет начинается с распечатывания чертежа. Тот чертеж который лежит в архиве, у него левая половинка чуть больше чем правая. Сам чертеж масштабировал в paint, а распечатывал на А4 через Excel. Конечно после последних статей про Як-3 понял, что я не из лучших чертежей выбрал)
Потом подумал сделать чертеж на 15см побольше, его уже не склеивал полностью (изза разности в размерах левой и правой половины), а вырезал отдельно фюзеляж, крылья и склеил.
Примерил крыло на подложку под ламинат, которую мне за бесплатно отдали в стройматериалах. Лонжероны сделаны из сосновой рейки 2х0.5х400см купленой на том же рынке стройматериалов, она была слишком широкая для лонжерона и я ее разрезал пополам обычным канцелярским ножиком.
Далее вырезал нервюры и приклеил их к лонжеронам с помощью титана, сами лонжероны склеены каким то "самым лучшим клеем для дерева" - так мне сказала продавщица в магазине, и на самом деле приклеивает намертво.
Пока склеивались крылья собрал фюзеляж. Особых трудностей сборка не составила.
Далее изза напряженной обстановки в моем районе с магазинами канцелярских товаров, которых НЕТУ, а в соседнем районе нашел всего ОДИН магазин в подвале какого-то торгового центра, когда уже закончил сборку самолета. Собственно деревянные линейки были куплены на другом конце Москвы, а резинки, которыми удобно фиксировать некоторые детали на самолете во время приклеивания, куплены в ашане =)
Следующим этапом было создание V образного крыла, для этого на чертеже есть деталь К22, ее сделал из двух линеек склееных встык.
Затем заклеел крыло: синзу-подложка под ламинат, сверху-потолочка. Ранее на подложке разметил позиции нервюр ручкой, и случайно этой стороной приклеил наружу. Зафиксировал все скотчем и оставил на день склееваться.
Пока сохнет крыло, склеил хвостовое оперение из двух слоев потолочки. Неподвижная часть руля направления узреплена линейкой, Руль высоты так-же укреплен линейкой, а подвижная часть сосновой рейкой. Петли делал из кусочков линейки и нитки намотанной восьмеркой между дувумя кусочками и закрепленной моментом, сама нитка очень прочная поэтому особо много не наматывал. Петли крепил титаном.
Потом когда крыло просохло, спереди и сзади вклеил заглушки - К11 сзади и К12 спереди, потом спереди наклеил кусочки пеноплекса и сточил их до нужной формы. Вклеил спереди штырек для крепления крыла к фюзеляжу. Так-же на фото видно сделанный из пеноплекса воздухозаборник с помощью которого крыло закрепляется винтом.
Зашил верх фюзеляжа перед - пеноплекс, а остальная часть - потолочная плитка, но то как это хорошо у меня получилось, я срезал верх и решил сделать его из пеноплекса. Моторама из трех слоев потолочки+линейка.
Тяги сделаны из скрепки, с надетыми на конце нейлоновыми наконечниками и закрепленных на них фиксаторов тяги.
Крепление крыла внутри фюзеляжа выглядит так - 2 слоя потолочки, сверху линейка с отверстием под винт, а на линейке еще одна линейка с вклееной на момент гайкой.
Крепление сервомашинок сделано из одной линейки.
Каждый элерон держится на трех петлях сделанных из пластиковой бутылки+дырокол, в крыле прорезаны дырки для закрепления петель изнутри крыла. Кабина сделана из пеноплекса - на фюзеляж приклеил болванку, обрезал, зашкурил и готово. Заодно примерил хвостовое оперение. Еще на тот момент были сделаны тяги к хвосту из струны для карниза, направляющие сделаны из стержня гелевой ручки вклееных в шпангоуты, фото я почему-то не сделал.
Во всех здешних статьях я не видел что-бы кто-нибудь делал як-3 с шасси, да и принципиально было что бы первый взлет был со своих колес =) Шасси сделано из спиц для вязания + термоклей + сосновая рейка, также в крыле вырезан кусочек подложки с лонжерона.
Стойки получились слишком длинные, далее их пришлось укоротить. Сзади приделан просто костыль из струны для карниза закрепленной в кусочке сосновой рейки. Выхлопные трубы сделаны из трубки от распылителся, обтекатель из кусочка пеноплекса. Белые пятна на крыле - неудачная попытка заделать сколы, щели с помощью салфеток и пва.
Из потолочки вырезал зализы между крылом и фюзеляжем. На чертеже -Т46
Дальше появилась необходимость заделать швы и сколы в пеноплексе, искал ответы в интернете, в итоге создал тему http://rc-aviation.ru/forum/topic?id=6496. Решил заделать монтажной пеной, вроде получилось сделать за 2 подхода все, но утрамбованная пальцами пена слишком плотная, тяжелая и шкурится очень плохо. Кстати переделал обтекатели на трубах, сделал их чуть длиннее.
Пена закрыла собой крупные щели, но на поверхности много пустот, и в итоге остановился на герметике, намазал на шпатель и прошелся в местах где были щели, все аккуратно замазал и оставил сохнуть, также немного сточил кабину(какая-то она большая получалась).Переделал таки опять обтекатели на трубах, сделал их еще длиннее=). Так выглядит самолет перед покраской:
Красил самолет акриловыми красками "Звезда". Всего ушло:
№12 красный акрил - треть баночки
№13 светло-голубой акрил - 2 баночки
№21 зеленый авиационный интерьерный акрил - 2 баночки
№55 защитный акрил - 2 баночки
№02 серо-голубой акрил - треть баночки
№17 белый мастер акрил - треть баночки
№20 черный мастер акрил - ~5 капель
№07 сталь мастер акрил - ~5 капель
Перед покраской конечно надо было затянуть самолет бумагой на пва...
Первый слой получился бледный, с разводами и неаккуратно.
Раскрасил кабину серо-голубым акрилом+несколько капель белого акрила. Не удержался и нарисовал звездочки - в ворде нарисовал звездочку, распечатал, вырезал и потом как по трафарету нарисовал. Белую полоску рисовал в ручную мелкой кисточкой. В итоге после нанесения второго слоя краски закрасил все звездочки.
Второй слой краски:
Трубы покрашены цветом сталь, текстуру кабины дополнил черным цветом.
Колеса сделаны из трех слоев потолочки, обточенных на бормашинке. Красил колеса черным цветом и в центре сталью на той-же бормашинке на малых оборотах.
После установки электроники я понял, что не учел центр тяжести и поставил колеса чуть позади... Изза этого самолет перевешивался на мотор.
Недавно узнал про магазин efly.ru, сходил на разведку, в магазине нашел карбоновые прутки и рейки по адекватной цене, но взгляд упал на струны для рояля, подумал на новые стойки шасси пойдет. Прикупил одну струну, а заодно комплект магнитиков для крепления кабины. Из струны накрутил стойки, под стойками намазал титаном и заклеил скотчем(неудачная идея). Также на крыле видны следы от шариковой ручки, они почему то ни в какую не хотели закрашиваться красками.
Для придания реалистичности сделал антену. Сзади кабины вклеел пружинку из зонтика, а на руль направления завинтил маленький саморез. Взял плетеную леску, с одной стороны сделал петлю, она на саморез надевается, а другой конец привязал к пружинке. Леску сделал чуть короче расстояния от пружинки до самореза, и когда кабина встает на место то пружинка натягивает леску.
Дальше следует первый полет. Не скажу что он был удачный, но самолет всетаки поднялся в воздух=)
Про выкос то я забыл, и по привычке от других своих самолетов - взлетаю сразу газ на полную, а тут надо плавно с разгончика =)
Результатом был поломаный пополам фюзеляж, и трещина на крыле в месте крепления к фюзеляжу.
В фюзеляже выкинул старое крепление сервомашинок, оно еще при установке треснуло пополам, в замену укрепил слабое место остатком линейки и сделал коробочку из линеек вместо старого крепления серв. Снизу к коробочке приклеил потолочку что бы уж наверняка не треснуло ничего)
Про крепление кабины забыл рассказать. Спереди крепится двумя штырьками, а сзади двумя зубочистками + 2 магнитика приклееных на термоклей.
Крыло укрепил полосками потолочки. И так как мне показалось что элеронов не достаточно, поставил более широкую качалку на серву.
Расположение электроники такое - аккумулятор на липучке, приемник вставлен вертикально. Красный отсек с белыми полосками это лишняя красная краска оставалась и немного белой, вот и вымазал ее туда. Мотор сначала хотел использовать этот но крепить его к мотораме оказало очень сложно изза отсутствия съемного капота). Потом ко мне пришла посылка с этим моторчиком. Отсоединил его от ножки, саму ножку привинтил к мотораме, чтобы закрепить моторчик в ножке, по краям в капоте просверлил дырочки для шестиграника. Под капотом вырезал воздухозаборник. Под стойками шасси отклеил старый скотч, зашкурил, перекрасил, и залепил снова скотчем, но в этот раз прошелся по нему утюгом.
И вот через 2 дня второй вылет. Ветер был порывистый.
Во время обработки видео решил поиграться в Pinnacle Studio и получилось как то так:
Самолет при повороте сдуло в штопор порывом ветра. Аккумулятор принял на себя часть удара но вроде остался целый. Из электроники ничего не пострадало. Даже вал у моторчика не погнулся и не отломился. В таком виде я нашел свой самолет в траве:
Во время разборки он развалился=)
Полтора месяца работы и такой результат. Впринципе не жалею что взялся делать такой сложный самолет, на своих ошибках многому научился... Например не вырезать сразу элероны из крыла, а только после склеивания обшивки. У меня получились какие то пузатые элероны...
Само крыло получилось толстоватое как мне показалось.
Самолету видимо не хватало скорости что бы ровно лететь, а я наоборот пытался медленнее летать. Если красить акриловыми красками то лучше покрывать самолет бумагой на пва - краска ровнее ляжет.
Укреплять фюзеляж лучше было бы по всей длине сосновыми рейками.
Ну а дальше планирую сделать фюзеляж полностью из пеноплекса. Но это все потом. А сейчас мне в армию топать =)
Характеристики самолета:
Длина - 885мм
Размах - 995мм
Вес - 650-700гр
Мотор - Turnigy L2210-1400 Об/В (210Вт)
Винт - 9х5
Регулятор - 30А неизвестного происхождения
Аккумулятор - 1800mah 3s
Сервомашинка элеронов - Pilotage С-02СТ
Сервомашинки хвоста - HXT900
Кому может будет интересно:
Полетный ящик куплен в OBI умещает в себя передатчик, инструменты, пропеллеры, аккумуляторы и прочие мелочи. Несколько небольших доработок - резинки на дне для закрепления аккумуляторов, резинки для удержания пропеллеров, и еще резинка для инструментов. Все клеилось на термоклей.
На некоторых фотографиях виден Cessna Corvalis 1500мм размах крыльев - мой самый первый самолет благодаря которому я чуть не бросил авиамоделизм, поэтому он висел года 2 в деревне без действия, вот решил дать ему вторую жизнь=) Кстати кок для Як-3 повзаимствован у него.
Ну и в завершение фото всех моих самолетов.
После цессны я тренировался летать на WingDragon - для новичка неубиваемая модель. В коментариях к нему я высказал свое мнение - кому интересно можете почитать =)
Всем спасибо за внимание!
Удачных полетов!
По поводу силовой конструкции самолета, как у человека (скелет+оболочка), продольные элементы; лонжероны, стрингера и нервюры, обшивка (обечайка) и надежное крепление частей самолета между собой, если нет "скелета" и не надежное соединение,то конструкция обречена на многократные поломки от малейших перегрузок, падений! Это хорошо, когда можешь делать определенные выводы и коррективы, хотя все давно уже до нас просчитано и выложено в виде чертежей и рекомендаций!? Моторчик конечно слабоват (видимо не выдает указанной мощности) для данной модели (если бы была по легче грамм так на 200); центровка где? нагрузка на крыло? для каждого типа модели своя нагрузка! соответственно определение параметров двигателя, силовой конструкции. Для деревянных изделий в наших условиях клей ПВА (как универсальный на все случаи жизни), но ответственные соединения, крепление двух консолей крыла и т.п. на эпоксидной смоле, хотя изделия их пенопласта не являются столь "драгоценные" для авиамоделистов, ПВА, клей "Титан" вполне сойдет! Соединение крыла не совсем правильно, вырезается из фанеры (ящики из под фруктов фанера 2,5 мм в несколько слоев) ножом (лобзиком) V-образный профиль (угол) и вклеивается во внутрь лонжеронов соединяемых крыльев, можно обвязать нитками или обмотать одним слоем мекалентной бумаги! прочно и надежно. С внутренней стороны фюзеляжа надо было бы проложить стрингера и т.д. и т.п, Извини разошелся!
А так все в порядке, статья полноценная, насыщенная, делай определенные выводы и опытным путем придешь к верному решению! В Армии пригодится, смекалка, сообразительность, усидчивость и целеустремленность, пока молодой все дороги открыты перед тобой, год это не большой срок, даже и задуматься не успеешь. Удачи
Странно,может потому,что скачивал чертёж больше года назад? Ну и размножил на 4))). Про запас как говориться.
А для первого крафта очень здорово получилось "+".
Где такая замечательная поляна для полетов расположена?
действительно полету помешали сильные порывы ветра, двигатель который установлен на ваш ЯК-3 мог быть слишком тяжолым а может и легким, как вы написали плосксть вашего крыла, была слишком толстой для оптикаемости в воздухе, крыло давало сильное сопротивление ветру! Нервюри надо было делать по тоньше, возле передней кромки крыла.Двигатель турниги L2210 лучше подходит для дельто или верхнепланов, но и для вашенй модели тоже. Под этот двигатель лучше подбирать регулятор 2.4 гц. СПАСИБО!!!