По многочисленным просьбам читателей попробовал скомпоновать статью из трёх частей в одну. Оригинал статьи находится в моём дневнике на rcdesign.ru. За получившийся результат прошу сильно не пинать. Итак, вот сама статья.

А вот позвонить по ней не удастся.

Вот и доехала до меня обещанная аппаратура. Доставка осуществлялась почтовым тарифным планом «улитка» в течение 48 дней. Ну да ладно. Доставка почтой это, вообще, отдельная песня. По сему, вернёмся к доставленному, т.е. к аппаратуре.

Упаковка и комплектация

Итак, жесточайшим образом сорвав почтовую обёртку, я обнажил почти девственно белый прямоугольник коробки, которая, в последнее время, стала стандартом для аппаратуры Fly Sky. На ней виднелось несколько следов домогательств со стороны доставлявших, в виде небольших замятий на углах. В остальном, коробка была без повреждений. Сама коробка сделана из достаточно плотного картона и она достаточно жёсткая. Вот она, родимая:

Открыть коробку оказалось весьма не тривиальной задачей, т.к. боковины крышки доходят до самого дна коробки и сама крышка подогнана достаточно плотно, что явно не способствует быстрому открытию коробки. Так что, открытие коробки было весьма увлекательной разминкой для пальцев рук.
Открыв коробку, я увидел тонкий тонкий лист пенополиэтилена, отделявший рулевое колесо от верхней крышки и понял, что мне очень повезло, что никто не пинал коробку в область той самой крышки. Вот что я увидел:

На пенополиэтилене был виден отпечаток рулевого колеса. В общем, если к вам придёт посылка с FS-iT4 и на её крышке, не дай Бог, будет вмятина, то есть большая вероятность, что вам сломали рулевое колесо.
Но, хватит ужасов. Возвращаемся к содержимому коробки. Итак, я убрал лист пенополиэтилена и увидел вожделенное мною содержимое:

Да, да – вот так оно и было сложено, или, если быть более честным, – свалено. Кстати, сама аппаратура прочно лежала в ложементе из всё того же пенополиэтилена, так что повредить экран аппаратуры при транспортировке практически не возможно (хотя я верю в нашу почту). В общем, раньше сломается, упомянутое выше, рулевое колесо, чем экран. Да, как вы можете видеть на фото, мне достался по настоящему серебристый вариант, а не зеленоватый титан или, вообще, оранжевый – всё таки я ортодокс и Всевышний решил пожалеть меня.

Итак, я вынул всё из коробки и прикинул пришедшую мне комплектацию. А она была такой:
1. Передатчик FS-iT4
2. Приёмник
3. S-bus хаб
4. Телеметрийный датчик напряжения
5. Телеметрийный датчик температуры
6. Телеметрийный магнитно-индукционный датчик скорости
7. Аккумулятор для передатчика на 1200 mAh
8. Дополнительная накладка на рукоятку
9. Шнур для подключения передатчика к USB компьютера
10. Диск с инструкцией в формате PDF на английском и китайском языках


В общем, как по мне, - вполне неплохая и достаточно полная комплектация.

Пульт – эргономика и управление

Что делает нормальный человек, получивший в свои загребущие ручонки вожделенный предмет электронного характера? Правильно – начинает включать его, тыкать в него пальцами и лазать по всяческим меню. Вот и я первым делом вставил аккумулятор в пульт и включил его. При этом пульт издал звук разгоняющегося гоночного автомобиля. Кстати, при выключении пульт тоже издаёт звук, но на этот раз это звук удаляющихся болидов формулы 1 и громкость его больше, чем при включении аппаратуры. Это, конечно, оригинально, но, боюсь, быстро надоест.

После включения я сразу же залез и посмотрел версию прошивки - 1.0-CN 28-NOV-2012. Залез я и в меню языков. Там был представлен большой выбор языков интерфейса в виде китайского и английского и… всё. Хотя, чему тут удивляться – префикс прошивки «CN» сразу отрезвляет в плане языковой поддержки. Спасибо, что хоть английский есть, т.к. в китайском языке я не очень силён даже со словарём. Быстренько полазав по меню, я выключил пульт и стал более внимательно его осматривать, обнюхивать и взвешивать в руке.
Сам пульт достаточно тяжёлый и с непривычки может вызвать некоторый дискомфорт в руке, особенно при длительном удержании пульта на весу. Качество пластика вполне нормальное. Он, конечно, не прорезиненный, но и не откровенное «г» - так, вполне себе середнячёк. Правда лично у меня возникает желание разобрать пульт и немного поработать надфилем на ручке в месте стыковки двух половинок, дабы убрать небольшой бортик. Он, конечно, не мешает, но вызывает некоторый дискомфорт.
Если поставить пульт на стол, то он стоит, но небольшой наклон его вбок может привести к падению из-за высокого центра тяжести и близкого расположения ножек к центру батарейного отсека (ножки расположены аккурат вокруг батарейного отсека).

Почему ножки поставили именно так – мне не ведомо, но устойчивости пульту это явно не добавило. С наибольшей охотой он валится вправо – в сторону рулевого колеса. Так что будьте аккуратны, когда будете ставить пульт.
В плане кнопок картина следующая. Триммер TR4, сделанный в виде самоцентрирующейся сдвижной кнопки, отклоняющейся вперёд и назад, и триммер TR5, состоящий из двух кнопок, расположены под большим пальцем.

Соответственно, на них можно нажимать большим пальцем левой руки, правда, при небольшой сноровке.

Но есть большая вероятность случайного нажатия ближней к курку кнопки триммера TR5. Кнопка SW1 расположена аккурат под средним пальцем. Случайно нажать её достаточно тяжело. Но, на мой взгляд, самой неудачной, по расположению, кнопкой является кнопка SW2, расположенная ближе к низу ручки пульта. Она расположена как раз под мизинцем.

Даже просто беря пульт в руку, я регулярно осуществляю случайные нажатия на эту кнопку. Может у меня руки не той системы, но факт остаётся фактом – у этой кнопки почти 100% вероятность случайного нажатия. Что же касается триммеров на руле (TR1, TR2, TR3), то они сделаны также, как и триммер TR4, – в виде одной самоцентрирующейся сдвижной кнопки, которая может отклоняться вперёд\назад, и расположены вокруг рулевого колеса (сзади - TR1, сверху - TR2, спереди - TR3). Как по мне, так эти кнопки очень тугие и хотелось бы более мягкого хода для них, но что есть – то есть. Последняя кнопка SW3 расположена под рулевым колесом, и случайно нажать её не получится. С непривычки её еще придётся и искать. Кстати, блок рулевого колеса, вместе с расположенными на нём триммерами и кнопкой SW3, может отклоняться вперёд, примерно, на 30 градусов.

При этом, для отклонения блока надо приложить некоторое усилие, т.е. самопроизвольно на новой аппаратуре он не отклоняется. Насколько это удобно я ещё не успел оценить, но сомневаюсь, что буду этим пользоваться. Меня беспокоит только то, как бы со временем не разболтался шарнир, на котором поворачивается блок рулевого колеса, дабы он (блок) потом самопроизвольно не отклонялся в самый ненужный момент. Хотя, его, вероятно, можно и зажать потуже, т.к. шарнир крепится винтом с головкой под шестигранную отвёртку снизу и гайкой с резиновым фиксатором сверху. Да, чуть не забыл – кнопка питания вынесена на переднюю стойку, и случайно нажать её тоже не получится.
В плане курка – он абсолютно такой же, как и на FS-GT3C\FS-GT3B, и с точно такой же амплитудой хода – длинный ход назад, для газа, и укороченный вперёд, для тормоза. Рулевое колесо большое (больше, чем у FS-GT3C), держать его вполне удобно.

Ход его сопоставим с таковым на FS-GT3C\FS-GT3B, если не больше. Колесо, так же как и у FS-GT3C, покрыто микропорой, но, в отличие от FS-GT3C, она тут держится попрочней. Возможно это из-за большего диаметра самого рулевого колеса, что обеспечивает большую площадь соприкосновения микропоры с пластиком колеса. Но в любом варианте рулить колесом на FS-iT4 мне нравится больше, нежели у моей FS-GT3C.
Теперь обратим свой взор на антенну передатчика. Она стилизована вполне интересно и совмещена с многофункциональным индикатором активности аппаратуры в виде прозрачной буквы «i», которая при включении аппаратуры светится синим цветом.

Также этот индикатор будет мигать при срабатывании различных предупреждений (низкое напряжение батареи передатчика и приёмника, превышение порога температуры, длительное бездействие и т.п.). Жалко только, что при выключенной аппаратуре по индикатору активности нельзя увидеть идёт ли зарядка, т.к. в этом варианте он не загорается. В целом, впечатления от антенны положительные, правда, у меня она вызывает некоторые ассоциации с носом Пиноккио из одноимённого мультфильма Диснея. Да, ещё одно - в носу антенной ковыряться не удобно, если, конечно, у вас ноздри не как у быка.
Что же касается прорезиненной вставки на ручке сзади, то она довольно эффективно предотвращает скольжение ручки в руке и вполне удобна.
Если же посмотреть на левый бок передатчика, то на торце площадки с экраном, ближе к его верхней части, можно увидеть разъём микро-USB, который закрыт небольшой резиновой заглушкой.

Правда последняя не вызывает у меня ощущения надёжности как по качеству её самой, так и по качеству выполняемой ею функции – уж больно легко она отходит от разъёма. Но время покажет – может я и ошибаюсь.
Посмотрев на правый бок передатчика, мы увидим в её передней части, перед блоком рулевого колеса, несколько маленьких отверстий, расположенных дугой.

Под ними скрывается динамик, который призван издавать различные громкие звуки. Но при этом громкость звуков программно и аппаратно не регулируется, а жаль.
Что же касается экрана, то он достаточно большой и с резистивным сенсором. Да, хотелось бы емкостной сенсор, но с другой стороны зимой можно не снимать перчатки при передвижениях по меню и настройкам. Так что, в данной реализации сенсорного экрана есть свои «+» и «-». В торце площадки для экрана, в её верхнем правом углу, расположен стилус. Насколько он нужен - я не знаю, т.к. управлять пальцем вполне комфортно. Правда, сенсор на экране, на мой взгляд, несколько туговат (здравствуйте китайские телефоны), но тут ничего не попишешь. Кстати, не забудьте наклеить на экран защитную плёнку. Что касается углов обзора, то они не сильно большие, но для настройки и мониторинга состояния их вполне хватает. По горизонтали углы обзора больше, по вертикали – меньше. Но, с другой стороны, вам же не смотреть по этому экрану фильмы всей большой и дружной семьёй. Что ж, с внешностью и кнопками разобрались, теперь пора перейти к настройкам.

Возможности по настройке модели

Ну что можно сказать, зайдя в меню настроек, – только одно - всё весьма и весьма наглядно. Всё отображается, если можно так сказать, в режиме реального времени. Во время настройки различных кривых (экспоненты руля и газ, кривая газа и т.п.) при движении курка газа или повороте рулевого колеса вы наглядно видите изменения, т.к. на экране положения курка газа и рулевого колеса отображаются в виде пунктирных линий, как и упоминалось в инструкции к FS-iT4. Да такое есть во многих передатчиках, но на большом цветном экране это выглядит весьма эффектно.
В настройках, по крайней мере, в прошивке на моей аппаратуре, два окна настроек, между которыми можно переключаться перелистыванием влево и вправо.

Внизу экрана видно два белых кружка, при этом один больше другого. Больший кружок указывает на то, в каком окне вы находитесь на данный момент. Обращаю ваше внимание на то, что окна не зациклированы, так что для перехода из первого окна во второе надо перелистывать текущее окно влево, а для перехода из второго окна в первое – перелистывать текущее окно вправо и ни как иначе. При смене окон издаётся звук перелистываемой страницы. На каждое действие (нажатие на пиктограмму или на реальную кнопку) издаётся определённый звук. Кстати, при использовании триммеров тоже издаётся звук, но при этом, его тональность меняется пропорционально изменению значения.
Итак, как я уже говорил, в настройках есть два окна. В первом окне находится 12 пиктограмм:
1. Реверсы
2. Конечные точки
3. Субтриммеры
4. Экспоненты для рулевого управления
5. Скорость работы рулевого управления
6. Микшер рулевого управления
7. Настройка нейтрального положения курка газа
8. Экспонента для курка газа
9. Кривая газа
10. Система A.B.S.
11. Скорость работы сервопривода газа
12. Средняя точка газа
Во втором окне находится 11 пиктограмм:
1. Холостой ход
2. Отключение двигателя
3. Режим лодки
4. Микширование тормозной системы
5. Микшеры
6. Экран сервоприводов
7. Гоночный таймер
8. Функциональные клавиши
9. Модели
10. Настройки RX (приёмника)
11. Система
В данной статье я не буду останавливаться на описании этих функций, т.к. о них в полном объёме рассказано на сорока четырёх страницах инструкции к FS-iT4, которую я перевёл на русский язык. Кроме того, если у вас нет под руками инструкции, то в каждом подменю, которое открываются при нажатии на пиктограммы, в верхнем правом углу есть пиктограмма со знаком вопроса в кружке. Нажав на неё, вы сможете ознакомиться с описание функции выбранного вами меню, правда, информация там представлена на английском языке.

Однако согласитесь – это очень удобно. За это огромная благодарность изготовителю. В общем, возможности настройки модели в данной аппаратуре вполне впечатляют.

Испытания в домашних условиях

Я не буду подробно описывать то, как я проводил тестирование всех функций передатчика в домашних условиях. Скажу лишь, что, по крайней мере, в моём экземпляре передатчика, все функции, в том числе и функция failsafe, работают так, как описано в инструкции. При путешествии по меню глюков и тормозов замечено не было. Единственное, на что хочу обратить внимание, так это на то, что вносить изменения в числовые значения можно только с помощью колеса внизу экрана. К сожалению, нельзя нажать на кривую и потянуть за неё для изменения числового значения, хотя экран так и манит это сделать.

Кроме того, я проверил работу телеметрийных датчиков и хаба s-bus – всё тоже работает вполне корректно.
Кстати, пока включён приёмник, вам не удастся выключить передатчик. Вам будут настоятельно рекомендовать выключить сначала приёмник. Это достаточно разумный способ защиты.
Кроме того, я подключал пульт в режиме эмулятора (выбирается в настройках передатчика – см. инструкцию к FS-iT4) и он на ура определялся Windows XP как USB-HID совместимое устройство. Если, после автоматической установки драйверов, в панели управления зайти в меню «игровые устройства», то там видно, что передатчик отображался как FS-IT4 emulator и имеет 4 оси и 3 кнопки.

В ближайшее время я планирую провести испытания пульта в реальных условиях на реально модели. В качестве испытательного стенда будет выступать бензиновый монстр Turnigy Titan 1\5. По окончании тестирования на автомодели я напишу небольшой отчёт в своём дневнике.

Бочка дёгтя в ложке мёда

Но, к сожалению, не обошлось и без ложки, а точнее ведра, дёгтя в бочке мёда.
Итак, первый неприятный момент – дерганье сервоприводов (как цифровых, так и аналоговых) при очень медленном повороте рулевого колеса (чаще) или очень медленном движении курка газа (реже). Что касается рулевого колеса, то чаще всего сервоприводы дёргаются при половинном повороте рулевого колеса в каждую из сторон. При просто медленном повороте колеса ровно как и при быстром повороте, дёрганья почти нет. Ещё заметил периодическое дёрганье сервопривода при максимальном повороте рулевого колеса, но именно в левую сторону. Т.е. поворачиваем рулевое колесо максимально влево – качалка сервопривода тоже повернулась на максимальный угол. Затем медленно чуть отпускаем рулевое колесо и вот оно – однократное дёрганье качалки градусов на 5-10. С каналом газа в любом направлении, ровно, как и с максимальным поворотом рулевого колеса вправо, я такого не замечал. Возможно это из-за некачественных потенциометров, а возможно из-за ошибок в программном обеспечении.
 Второй неприятный момент – это то, что передатчик может быть согласован и работать только с одним приёмником. Сейчас объясню, что к чему и как я это проверял. На данный глюк я наткнулся на одном из англоязычных сайтов. Именно с целью его проверки я купил дополнительный родной приёмник к FS-iT4. Итак, мы имеем один передатчик FS-iT4 и два приёмника к нему – приёмник №1 и приёмник №2. Согласуем приёмник №1 с передатчиком (при удачном согласовании светодиод на приёмнике горит постоянно), втыкаем в канал CH1 сервопривод, крутим рукой руль и видим, что сервопривод нормально работает. Теперь выключаем приёмник №1 и включаем приёмник №2 и согласовываем его. Итак, приёмник №2 согласован (диод на нём горит постоянно), сервопривод подключённый в канал CH1 откликается на движение рулевого колеса. Теперь выключаем приёмник №2 и включаем приёмник №1. Помните, мы его согласовали в самом начале. Так вот после подачи питания на приёмник светодиод на нём весело мигает, вместо того, чтобы гореть постоянно. Т.е. он не видит пульта. От весело-то как. Что ж, пересогласовываем приёмник №1 с передатчиком и всё опять работает нормально. Выключаем приёмник №1 и включаем приёмник №2 и видим уже знакомую картину – весёлое мигание светодиода на приёмнике №2. Пересогласовываем приёмник №2 и убеждаемся в том, что в очередной раз отвалился приёмник №1. Так по кругу можно ходить бесконечно. Я думал, что, может, есть привязка приёмника к модели, как у Spectrum, но ничего подобного нет. Пробовал одновременно согласовать оба приёмника с передатчиком – тоже облом – согласуется только один из приёмников, а второй по-прежнему весело мигает светодиодом. Задал по этому поводу вопрос во FlySky, но ответа (на момент написания статьи) пока от них не получил. Похоже, что это или недоработка, или глюк прошивки приёмника или передатчика. В любом варианте – это очень неприятный сюрприз для тех, у кого несколько моделей и он ставит жирный крест на одной характеристике пульта – возможности хранить в памяти до 20 моделей. Какой смысл в этих 20 моделях, если передатчик может быть согласован только с одним приёмником. Да, несколькими моделями можно будет управлять с этого передатчика, но придётся каждый раз пересогласовывать приёмник нужной модели с передатчиком. Это особенно радует, если приёмник упрятан в гермобокс. Но, зато перепутать модели не получится – пока пересогласуешь приёмник с передатчиком, то по любому вспомнишь\посмотришь какая модель сейчас выбрана в пульте. Надеюсь, что этот глюк, как и первый, исправят в следующей версии прошивки.

Учитывая испытания в домашних условиях с полными расходами для сервоприводов (по 100% в каждую сторону), я могу сказать, что в целом комплект пучился достаточно неплохой за свои деньги. Да, в нём не всё идеально, но, увы, идеального ничего нет. И если для вас не критично небольшое дёрганье сервоприводов и у вас одно авто (нет необходимости привязывать второй приёмник), то вполне можно брать FS-iT4, т.к. за эти деньги (160$ с бесплатной доставкой на момент написания статьи) новый пульт с такими возможностями вы вряд ли найдёте. Возможно, что что-то в этом диапазоне будет на барахолке, но это как повезёт. А если данные глюки для вас критичны, то эта аппаратура (по крайней мере в текущем её состоянии) не для вас. Я, конечно, надеюсь, что описанные мню глюки исправят в новой прошивке. Теперь настало время проверки поведения FS-iT4 при реальных заездах на реальной модели.

Тестовое авто в виде Бронтозавра (бензиновый моонстр Turnigy Titan 1\5) было полностью подготовлено к первому выезду, и я стал устанавливать на него приёмник с датчиками. Всё подключил. Подал питание на приёмник и на пульте весело засветились показания телеметрии. Для бензинового авто это большой плюс (температура и напряжение аккумулятора).

Что ж, питание подано и пора настраивать сервоприводы рулевого управления и газа. Вот тут-то и случился облом, а точнее – прилетела птица обломинго и загадила всё. Сейчас поясню о чём я.

В пульте куча настроек, которые интуитивно понятны и их легко изменять. Это, несомненно, плюс. Но я уже упоминал, что у пульта есть глюк с самопроизвольным дёрганьем сервоприводов по всем каналам. Так вот, чем меньше диапазон движения сервопривода, тем больше выражен этот глюк. У меня на рулевой серве, из-за особенностей механики автомобиля, стоит ограничение в 71% в обе стороны. А на газ и тормоз - в 55-60%. Поэтому, при плавном движении курка газа (чаще) или руля (реже), я с завидной частотой (но не всегда) получал весьма оригинальное поведение сервоприводов. Они то становились в центральное положение (при том оба одновременно), то потом сразу резко уходили в крайние положения (тоже оба). В итоге, было практически не возможно осуществить плавный разгон и\или поворот. Для бензинового двигателя такое поведение сервы газа, мягко говоря, будет весьма неблагоприятно сказываться на его работе и износе. А что будет с электрической моделью - я и представить боюсь (резкий старт или торможение в самый неподходящий момент). Да и получить резкое неконтролируемое дёрганье рулевой сервы, особенно на большой скорости, тот ещё сюрприз – велик шанс разложить авто на запчасти.
Так что, из-за недоработки программного обеспечения, пришлось полностью отказаться от использования FS-iT4 в качестве аппаратуры управления для моего автомобиля. И, как следствие этого, я поставил на Бронтозавра аппаратуру FS-GT3C. С ней сервоприводы работают так, как они и должны работать и авто прекрасно ездит под управлением FS-GT3C, пусть и без телеметрии.


Итак, подведу итоги:
Плюсы:
+ Большой экран, на котором всё наглядно видно.
+ Благодаря большому сенсорному экрану и двух листовому меню можно достаточно легко и быстро добраться до нужных настроек, т.е. у пульта достаточно хорошая юзабилити (удобство пользования).
+ Большие возможности по настройке модели.
+ Достаточно легко вносить изменения в настройки с помощью сенсорного экрана.
+ Наличие нормально работающей телеметрии.
+ Относительно небольшая стоимость дополнительных приёмников.
+ Удобное рулевое колесо, как по размеру, так и по его ходу.
+ Возможность без танцев с бубном и дополнительных приспособлений подключить передатчик к компьютеру для использования в симуляторе.
+ Возможность хранить настройки для 20 моделей. На момент написания статьи этот плюс полностью нивелируется глюком с привязкой к передатчику только одного приёмника.
+ Возможность отклонять блок рулевого колеса примерно на 30 градусов вперёд. Как по мне, так это сомнительный плюс.
+ Стоимость комплекта. На момент написания статьи на ebay.com полный комплект FS-iT4 с телеметрийными датчиками стоил от 160$ с бесплатной доставкой.
+ Помощь по каждому пункту меню, встроенная в передатчик. Хоть она пока и на английском, но это сильно упрощает дело.
+ Уже есть русская инструкция для FS-iT4.

Минусы:
- Вес. Всё-таки, пульт немного тяжеловат.
- Немного недоработан корпус в плане желания поработать чуток напильником над ручкой, дабы сточить пластик в области стыка двух половинок ручки (писал об этом в начале статьи).
- Неудачное расположение кнопки SW2, которая часто будет нажиматься случайно.
- Тугие кнопки триммеров TR1-TR5.
- Неустойчивость пульта на горизонтальной поверхности из-за высокого центра тяжести и непродуманного расположения ножек.
- Невозможность регулировать громкость звуковых сигналов.
- Невозможность отключить звуковые сигналы при включении и выключении передатчика и при этом оставить все остальные сигналы.
- Глюк с дерганьем сервоприводом (описан выше).
- Глюк с привязкой к передатчику только одного приёмника (тоже описан выше).

Итак, вот окончательный итог всего того, что написанного выше:
Аппаратура FS-iT4 достаточно удобна в плане настройки и мониторинга телеметрии, но из-за недоработки программного обеспечения, она не справляется со своей основной задачей – управлением моделью.

Пока не исправят глюк с самопроизвольным дёрганьем сервоприводов, покупать эту аппаратуру я вам настоятельно не советую.

За сим я прощаюсь. С уважением, автор статьи - Кергет Руслан.