Данный пост адресован владельцам небольших авиамоделей и содержит обзор некоторых технологических наработок, призванных сделать эксплуатацию этих моделей безпроблемной и приятной.
Матёрые асы навряд ли найдут в этой статье что-либо полезное для себя, так-как они летают на других самолетах и у них другие проблемы.
Матёрые асы навряд ли найдут в этой статье что-либо полезное для себя, так-как они летают на других самолетах и у них другие проблемы.
Хочу оговориться сразу, что я не претендую на авторство изложенных ниже наработок ( кроме крепления фонаря кабины и съемного рудера- руля направления).
Про фонарь кабины.
Очень часто в авиамоделях (особенно покупных), имеющих объёмный фюзюляж, фонарь кабины крепится при помощи штырей и магнитов или только магнитов. Во время пилотажа довольно часто фонарь срывает потоком воздуха или перегрузками, и он, весело переливаясь на солнце всеми своими поверхностями, падает в траву. Найти его бывает очень сложно или невозможно. Причем отверстия, сделанные в фюзюляже для прохода охлаждающего воздуха, данной проблемы не решают.
Иногда моделисты для надежности крепления фонаря используют дополнительные магниты или просто притягивают фонарь к фюзюляжу скотчем или резинками.Это очень портит внешний вид модели. Конечно, можно купить специальный механизм крепления, но очень легко сделать такой механизм и самому. Данный механизм применяется нами несколько лет и ни одного фонаря за всё это время потеряно не было!
Реализация механизма может быть различной, что видно из фотографий. Например- крепление фонаря на модели планера:
Или крепление фонаря на модели самолета:
Накручивая резинку (можно обычную канцелярскую), регулируют силу давления крючка на фонарь. Резинку можно заменить пружинкой, работающей на растяжение или сжатие (в зависимости от реализации).
Толщина крючка, удерживающего фонарь, зависит от размера модели. Можно использовать и канцелярскую скрепку и подкаленную проволоку толщиной до 2 мм. Крючок должен иметь достаточную жесткость, чтобы сохранять свою форму и не гнуться под нагрузкой.
Про разборный самолет.
Часто для упрощения транспортировки и уменьшения места для хранения модель делают разборной. Например- один из вариантов разборного крыла:
Предлагаю способ крепления съёмного руля направления на модель. При съемном руле направления очень просто и стабилизатор сделать съемным.
К рулю направления на петлях крепят пластину из ЕРР, потолочки, бальзы по толщине равной толщине киля. Для придания пластине жесткости по всей её длине со стороны киля приклеивают полоску стеклотекстолита толщиной 0,5 мм или плотной бальзы 2 мм, фанеры 1 мм. В верхней части пластины монтируют рамку с перемычкой из плотного дерева ( зубочисткки, шпажки) или алюминиевой проволоки.
На верх киля необходимо с двух сторон выполнить накладки из фанеры 1 мм с прорезью, в которую вставляется перемычка ( прорезь должна быть достаточно глубокой). Если этого не сделать, то возможен отстрел рудера в полете:
Варианты крепления нижней части руля направления видны из фото (конечно, для реального полета резинка должна быть мощнее):
Разборный стабилизатор можно сделать, например, так:
Чтобы половинки стабилизатора не расползались в стороны во время полета, их можно зафиксировать: шпильками к карбоновому штырю; откосами внизу стабилизатора к фюзюляжу ( что значительно увеличит жесткость стабилизатора ); притянуть к фюзюляжу винтом за отверстия в текстолитовой пластине, наклееной на корневую нервюру стабилизатора и т.д.
Рули высоты и направления удобно крепить при помощи метеллической тяги из каленой проволоки толщиной 2 мм. На одной стороне тяга может иметь такую форму:
а с другой на тягу можно накрутить металлическую вилочку:
Такая конструкция тяги позволяет ее быстро снять и установить на модель без инструментов.
Про центр тяжести модели.
Перед полетом необходимо знать истинное положение центра тяжести модели. ( Это особенно касается начинающих пилотов. Для опытных пилотов эта проблема не стоит так остро). Мой приятель Александр, почему-то пожелавший остаться неизвестным, предложил очень простой и эффективный способ определения центра тяжести модели при помощи иголки и нитки:
Короткую нитку можно оставить на модели ( она не портит внешний облик ) для оперативного определения центра тяжести в полевых условиях.
При этом способе проверяется и равный вес половин крыла. Если одна из половин крыла легче, то на нее можно скотчем наклеить груз, например- монету.
Про полезные мелочи
Значительно укрепить фюзюляж при воздействии на него ударных нагрузок ( особенно актуально для начинающих моделистов ) можно, прошив карбоновые прутки, расположенные по разные стороны фюзюляжа, между собой через фюзюляж при помощи иголки и тонкой прочной нитки.
Модели из ЕРР лучше хранить в подвешенном состоянии или на полке, но чтобы ничего на них не давило- ЕРР легко может поменять форму, и в полете такую модель придется заново триммировать.
Усы антенны для приемника 2,4 ГГц рекомендуется располагать под прямым углом. Там, где это возможно, усы лучше убрать в паз, прорезаный в ЕРР. Если это невозможно сделать, то усы можно поместить в трубочку термоусадки, приклееную к фюзюляжу. Аналогично можно поступить, если материал модели- потолочка или подложка.
Про крепления рулей и элеронов из ЕРР.
Очень часто при интенсивной эксплуатации модели из ЕРР наблюдается такая неприятность:
Для предотвращения или устранения подобного явления необходимо место сочленения промазать клеем UHUPOR. Этот клей очень пластичный и не дает ЕРР разорваться в этом месте. Некоторые моделисты отрезают рули на новой модели из ЕРР, а затем место реза промазывают UHUPOR и приклеивают рули на место. С концов рули и элероны усиливаются пластиковыми петлями, например:
Привожу фото используемых нами клеев. Это не реклама, а проверенная практикой необходимость.
В заключение хочу сказать, что если данная статья в какой-то степени поможет в усовершенствовании Вашей модели, то цель её написания будет достигнута. Успешных Вам полетов, хорошей погоды и мягких посадок!
Про фонарь кабины.
Очень часто в авиамоделях (особенно покупных), имеющих объёмный фюзюляж, фонарь кабины крепится при помощи штырей и магнитов или только магнитов. Во время пилотажа довольно часто фонарь срывает потоком воздуха или перегрузками, и он, весело переливаясь на солнце всеми своими поверхностями, падает в траву. Найти его бывает очень сложно или невозможно. Причем отверстия, сделанные в фюзюляже для прохода охлаждающего воздуха, данной проблемы не решают.
Иногда моделисты для надежности крепления фонаря используют дополнительные магниты или просто притягивают фонарь к фюзюляжу скотчем или резинками.Это очень портит внешний вид модели. Конечно, можно купить специальный механизм крепления, но очень легко сделать такой механизм и самому. Данный механизм применяется нами несколько лет и ни одного фонаря за всё это время потеряно не было!
Реализация механизма может быть различной, что видно из фотографий. Например- крепление фонаря на модели планера:
Или крепление фонаря на модели самолета:
Накручивая резинку (можно обычную канцелярскую), регулируют силу давления крючка на фонарь. Резинку можно заменить пружинкой, работающей на растяжение или сжатие (в зависимости от реализации).
Толщина крючка, удерживающего фонарь, зависит от размера модели. Можно использовать и канцелярскую скрепку и подкаленную проволоку толщиной до 2 мм. Крючок должен иметь достаточную жесткость, чтобы сохранять свою форму и не гнуться под нагрузкой.
Про разборный самолет.
Часто для упрощения транспортировки и уменьшения места для хранения модель делают разборной. Например- один из вариантов разборного крыла:
Предлагаю способ крепления съёмного руля направления на модель. При съемном руле направления очень просто и стабилизатор сделать съемным.
К рулю направления на петлях крепят пластину из ЕРР, потолочки, бальзы по толщине равной толщине киля. Для придания пластине жесткости по всей её длине со стороны киля приклеивают полоску стеклотекстолита толщиной 0,5 мм или плотной бальзы 2 мм, фанеры 1 мм. В верхней части пластины монтируют рамку с перемычкой из плотного дерева ( зубочисткки, шпажки) или алюминиевой проволоки.
На верх киля необходимо с двух сторон выполнить накладки из фанеры 1 мм с прорезью, в которую вставляется перемычка ( прорезь должна быть достаточно глубокой). Если этого не сделать, то возможен отстрел рудера в полете:
Варианты крепления нижней части руля направления видны из фото (конечно, для реального полета резинка должна быть мощнее):
Разборный стабилизатор можно сделать, например, так:
Чтобы половинки стабилизатора не расползались в стороны во время полета, их можно зафиксировать: шпильками к карбоновому штырю; откосами внизу стабилизатора к фюзюляжу ( что значительно увеличит жесткость стабилизатора ); притянуть к фюзюляжу винтом за отверстия в текстолитовой пластине, наклееной на корневую нервюру стабилизатора и т.д.
Рули высоты и направления удобно крепить при помощи метеллической тяги из каленой проволоки толщиной 2 мм. На одной стороне тяга может иметь такую форму:
а с другой на тягу можно накрутить металлическую вилочку:
Такая конструкция тяги позволяет ее быстро снять и установить на модель без инструментов.
Про центр тяжести модели.
Перед полетом необходимо знать истинное положение центра тяжести модели. ( Это особенно касается начинающих пилотов. Для опытных пилотов эта проблема не стоит так остро). Мой приятель Александр, почему-то пожелавший остаться неизвестным, предложил очень простой и эффективный способ определения центра тяжести модели при помощи иголки и нитки:
Короткую нитку можно оставить на модели ( она не портит внешний облик ) для оперативного определения центра тяжести в полевых условиях.
При этом способе проверяется и равный вес половин крыла. Если одна из половин крыла легче, то на нее можно скотчем наклеить груз, например- монету.
Про полезные мелочи
Значительно укрепить фюзюляж при воздействии на него ударных нагрузок ( особенно актуально для начинающих моделистов ) можно, прошив карбоновые прутки, расположенные по разные стороны фюзюляжа, между собой через фюзюляж при помощи иголки и тонкой прочной нитки.
Модели из ЕРР лучше хранить в подвешенном состоянии или на полке, но чтобы ничего на них не давило- ЕРР легко может поменять форму, и в полете такую модель придется заново триммировать.
Усы антенны для приемника 2,4 ГГц рекомендуется располагать под прямым углом. Там, где это возможно, усы лучше убрать в паз, прорезаный в ЕРР. Если это невозможно сделать, то усы можно поместить в трубочку термоусадки, приклееную к фюзюляжу. Аналогично можно поступить, если материал модели- потолочка или подложка.
Про крепления рулей и элеронов из ЕРР.
Очень часто при интенсивной эксплуатации модели из ЕРР наблюдается такая неприятность:
Для предотвращения или устранения подобного явления необходимо место сочленения промазать клеем UHUPOR. Этот клей очень пластичный и не дает ЕРР разорваться в этом месте. Некоторые моделисты отрезают рули на новой модели из ЕРР, а затем место реза промазывают UHUPOR и приклеивают рули на место. С концов рули и элероны усиливаются пластиковыми петлями, например:
Привожу фото используемых нами клеев. Это не реклама, а проверенная практикой необходимость.
В заключение хочу сказать, что если данная статья в какой-то степени поможет в усовершенствовании Вашей модели, то цель её написания будет достигнута. Успешных Вам полетов, хорошей погоды и мягких посадок!
- Съёмное крыло, но случались поломки стабилизаторов и килей (придавливало сместившимся багажом).
- Набор элементов, подготовленных для окончательной сборки на месте, что уменьшает время отведённое на полёты, а модель становится, в моём случае, не транспортабельной.
Поэтому нашёл в этой статье интересную и полезную информацию. А прибавка веса лишь вынужденная плата за компромиссное решение (возможность компактной укладки для транспортировки и быстрой сборки/разборки).
P.S. Почему слова с буквой "Ё" обозначаются как написанные с ошибкой?
1 - мне никогда не нравился разухабистый киль данной конкретной модели як-54. Я его немного "обкультурил ", срезав "лишнее" ЕРР и установив вертикальную шпажку для жесткости;
2 - желание отработать способ съемного руля направления.
Справедливости ради замечу, что я никогда не летал на этой модели с её "родным" способом крепления руля.
Я сейчас делаю мотопланер крыло для удобства транспортировки будет разборное, руль высоты съемный. При условии хранения в небольшой квартире и поездками в автобусе (на место полетов) с моделью размахом 1200 мм это необходимость!
На концах крыльев я приклеил прямоугольнички из фанеры, потому что карбоновый лонжерон на одном из крыльев переодически "выпадал", несмотря на приклеивания, Пришлось пойти на такой шаг.
Про разъемное крыло напишу позднее.
Я все понимаю,но вот зачем руль направления съемным делать? Потом что бы в центровку попасть придется нос догружать и как результат-кирпич с мотором.
С разборным крылом тоже непонятки что,куда и как фиксируется?
Чтобы в полете половинки крыла не расползлись в разные стороны, они фиксируются между собой текстолитовыми полосками толщиной до 0,5 мм и винтами М3, проходящими насквозь через крыло.
Чтобы в собранном виде крыло стояло в модели четко по центру и не смещалось в какую-либо сторону, в крыло вклеены фиксаторы из фанеры 1 мм.