К сожалению, лето для моего вертолета завершилось падением. Не удалось закрыть летний сезон без происшествий.

Как все произошло.

Поставив третий комплект аккумуляторов, готовился к очередному полету. Так как поле не совсем ровное, то вертолет после приземления стоял немного не ровно, хвостовой плавник слегка опирался. Оперение мною был заменено на удлиненное от Fusuno. Я не предал этому факту значения и продолжил взлетать, так как установленная мною система FBL не критично относится к взлету с наклонной поверхности. В момент отрыва шасси от поверхности земли, хвост находился в некотором напряжении и отскочил в сторону под углом, чем вызвал сильную раскачку вплоть до того, что лопасти чиркнули о взлетную площадку. Машинально я дернул Hold и стал выравнивать модель. Вертолет начал заваливаться на правый бок, лопасти сложились, продолжая вращаться и рубить землю. Все мои действия по выравниванию были бесполезными, а возможно и напрасными, об этом я расскажу чуть ниже при разборе повреждений.






Осмотр.


Было много опасений, но беглый осмотр на поле показал, что все более менее целое. Обычно при любых падениях у меня всегда страдала хвостовая балка, тут следов касания нет, антенна GPS на месте. В результате с шариков слетели DFC тяги и сломалась одна серьга на тяге к правому сервоприводу. Лопасти на удивление уцелели. Валы нужно однозначно менять.



Последствия.


Рано я радовался малым повреждениям. Когда я стал надевать тяги на место, заметил, что сервоприводы шевелятся, но их ход изменился. Деваться некуда, нужно разбирать и инспектировать.


Снял все три сервы, и что же внутри.


В первой серве на шестеренке выкрошились зубья на четвертой шестерне (G4). Остатки зубьев налипли в масло на верхней крышке.






Во втором сервоприводе тоже самое. Третья шестерня вместе с валом застряла в верхней крышке





В третьем погнуло ось на третьей шестеренке(G3) и замяло зубья на четвертой





В итоге придется заказывать три комплекта шестеренок на автомат перекоса.



Что же касается лопастей, внешне они целые, на концах наблюдаются следы потертостей. Отмыв от грязи водой с мылом, обнаружил, что на одной лопасти видны сколы и небольшая трещина вдоль скола.


 


Что касается валов. Основной вал теперь не прокатать по стеклышку, как это раньше можно было сделать с валами предыдущего поколения. Мешает стопор, кстати с обеих сторон этого выступа имеются проточки, которые ослабляют вал в этих местах, создавая зоны деформаций.



Межлопастной вал принял на себя основной удар и имеет следы деформации.



Подведем итоги.


Основной ротор с прямым приводом (DFC) передает значительное усилие на сервоприводы, что даже при не столь сильном ударе выбило во всех машинках зубья на четвертой шестерне.


Так же хочу отметить, что редуктор сделан из очень мягкого алюминя, одна шестерня сильно деформировалась, но зато пластиковый корпус сервопривода остался целым.


Мои действия по корректировке положения модели во время происшествия, возможно, только усугубили состояние редукторов в сервоприводах.


Основной вал сделан производителем так, что имеет в конструкции запрограммированные зоны деформации. Сомнительное решение.


Конечно, данного происшествия можно было избежать, нужно быть внимательнее и обращать внимание на любые мелочи, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными.