Здравствуйте, Общество.

В связи с наличием времени и отсутствием ”важных” дел хочу поделиться с Вами информацией, которая надеюсь, будет интересна. Начну…

 

Я летаю на самолётах из “потолочки” и ЕРР, другие летательные аппараты мною в принципе никогда не рассматривались: вертолет - это сложный симбиоз механики и электроники, а коптер вообще непонятной аппарат.

Но это было до ноября прошлого года, - именно тогда я вблизи увидел квадрокоптер и мой мозг был неизлечимо заражен этим аппаратом. Квадрокоптер был собран Максимом, моим коллегой по хобби.

Переспав с мыслью о постройке аналогичного аппарата, на следующий день я “окунулся” в интернет. Результатом изучения информации стало размещение заказа на комплектующие: за основу выбрана складная рама Х525 и контроллер КК2.1. Рама Х525– потому что складная, а идея складного летательного аппарата всегда навещала мою голову. Контроллер КК2.1 – доступный и летает.

И тут в мои “колеса” воткнулись палки:

- на складе в Китае была неверно указанна фамилия, для меня это обернулось 1,5 недельными переговорами с почтой России и Фижди (но это, как говорит Леонид Каневский, уже другая история);

- при перепрошивке контроллера КК2.1 произошел сбой, чип ”закрылся”. Реанимацией чипа, с помощью программного обеспечения и локальной припайке проводов, я занимался 2 недели – результат ”zer0”. Отложив ”бубен” принял решение о замене чипа. 300 рублей и недельное ожидание нового чипа были потрачены зря, - контролер “ожил”, но отказывался видеть сигналы с приемника, гироскопы работали с запозданием.

Всё…само проведение казалось против постройки квадрокоптера,… мне потребовалось осмысление и “перезагрузка”.

Необходим новый контроллер, более высокого класса (к тому времени, наблюдая за полетами Макса, я осознал преимущества наличия GPS) - на ”тендер” вышли 2 конкурента: АрдуПилот 2.5 и Naza V2. Я намеренно не хочу рассказывать о своих умозаключениях (у каждого проекта есть свои неоспоримые преимущества), - но ”тендер” выиграла Naza V2.

Naz-a на пути из Китая, а меня уже терзают сомненья: полетит она на контроллерах MultiStar или нет, улетит обратно в ”Китай” или будет подчиняться командам.

Посылка, с двумя приятными китайскими “бонусами” (был одарен цифровым контроллером питания и складной стойкой GPS) пришла, небольшая модернизация рамы и Naz-a размещена.

Несколько вечеров Интернета и вот она, первая победа – на родной Турниге 9Х удалось настроит все полетные режимы и “разумную ориентацию в пространстве”. Было нелегко, сначала настраивал на приемнике НК6кан, - безуспешно. Полетные режимы Naz-ы реализовались только с родным Турниговским приемником.

Начало апреля,…вечер,… поляна,…полное отсутствие людей – в такой обстановке проходил мой первый испытательный полет на квадрокоптере. Немного лукавлю, - первый “подлет” был конечно дома. Но по взгляду моего кота из-под кровати, я понял, - после второго “подлета”, парикмахер нам больше не понадобится…

Результат:

- Naz-a очень послушно летает;

- Naz-a очень устойчиво “весит”;

- Naz-е очень нравятся неспешные, ”плавающие” полеты.

Ура, квадрокоптер летает. Небольшие затраты 1,1$ на подсветку лучей и вот мы уже “звездим” на вечерних “полетушках”.

Эйфория от первых полетов закончилась встречей квадрокоптера и сосны, счет встречи ”0-1”в пользу дерева. По результатам “встречи” из ”команды” квадрокоптера были удалены 2-а винта и 2-е моторамы.

Я считаю это удачей, могли быть и более тяжкие последствия, а из плюсов:

- рама обзавелась 4-я моторамами из дюраля, теперь рама не на 100% из “коробки”;

- пилот аппарата понял, - на коптере нет тормозов с ABS.

Вес аппарата получился1,450 кг, вместе с батарей 3S2,2А. Среднее время полета, при включенной ”гирлянде”, 8 минут.

Из неприятностей, - некорректно выбрал винтомоторную группу (ВМГ): регулятор MS20А – двигатель PD1100 об/в – винт 8(9)SF дюймов. У данной комплектации нет ресурса для увеличения времени полета и ограничена грузоподъемность: любое увеличение веса аппарата (за счет более емкой батареи или из-за небольшой полезной нагрузки) неудовлетворительным образом отражается на времени полета.

По поводу сомнений:

- контроллеры MultiStar я не прошивал, Naz-у они слушаются;

- перед тем как ”улететь далеко”, проверяю корректность записи Naz-ой координат “аэродрома” и всегда держу палец на “крючке” ручного режима.

Дальше больше, - захотелось попасть в ”касту” FPV-шников. Заказал комплект Boskam 5.8 ГГц и камеру для видео наблюдения.

Относительно камеры, мне было всё понятно с самого начала: - камера должна ”хорошо+” снимать и писать на борту, плюс иметь видео выход. Выбор упал на китайскую SJ4000, но на тот момент у меня отсутствовала информация по наличию у неё видео выхода. Летать хотелось, поэтому заказал камеру для видео наблюдения и подвес для курсовой камеры самолета.

! маленькая ремарка: 2-х осевой серво подвес для камеры типа GoPro я всё же сделал, так как получил информацию о наличии в SJ4000 видео выхода. Почему на сервах, потому что подвес на б/к двигателях добавит массу и энергопотребление…покупку камеры и решение этих проблем я отложил на зиму…

Посылка пришла, паяльник ”обвенчал” передатчик с камерой. Поход в магазин строительных материалов, автомобильный телевизор (взятый в аренду у тестя), - и вот она ”наземная станция”. Да,…некрасиво… - но это “home made”.

После 2-х месяцев эксплуатации станции, был установлен “родной” легкий7”монитор и DVR рекордер. При длительной работе, видео приемник сильно нагревался, - пришлось принудительно охлаждать кулером.

Подвес.

Вообще если честно, в этой теме я чувствовал себя Колумбом. Первооткрывателем потому, что из информации полученной из Интернета, а точнее её полного отсутствия, вкладывалось впечатление, что я единственный пилот, кто нашел деньги на Naz-у, но не может купить для неё “путёвый” подвес.

Из скудного раздела Gimbal, инструкции Naz-ы, я сделал вывод, что возможно подсоединение к контроллеру 2-х осевого подвеса. Подсоединил в разъемы 2-е серво машинки, послал на 7-ой канал Турниги “левую крутилку”…кручу, кручу - а там аrmorácia (рус.Хрен).

Три нервных сигареты были потрачены на то, чтоб догадаться, - Naz-a будет крутить серву только после того, как на этом канале будет произведена калибровка….

Серва “кивания камеры” управляется с Тургниги, обе сервы ”вроде как” реагируют на наклоны рамы!!! - ну вот, в теории 2-х осевой подвес, стабилизирующийся с Naz-ы должен работать.

Получил китайский 3х$ подвесе для ”курсовой камеры” самолета. Данный подвес не совсем подходил к квадрокоптеру, но ”напильник” всегда под рукой.

Камеру с подвесом и передатчик решил закрепить на коптере с помощью полосок из дюраля. Все встало на место, но после этого внешний вид коптера меня сильно разочаровывал – если раньше это был ”зловещий сюрикен”, теперь он походил на “длинноногую Тортилу” (извинтите, фотографий этого “апгрейда” не сохранилось).

Проект FPV был ”заморожен”.

Решение далось не просто, я уже сильно привязался к Х525, но: VISA перевела мои деньги в Китай, Китай отправил в Россию новую раму Аллигатор и Naz-овский iOSD. Я уехал в отпуск.

Пообщавшись с коллегами в Анапе (привет Олегу Меньшикову!) и набравшись сил, приступил к новому проекту.

Один вечер – демонтаж оборудования.

Один вечер – монтаж верхней части рамы. Лучи с LED подсветкой, двигатели, регуляторы, GPS стойка, разводка питания, два микро выключателя (один для LED подсветки, другой для видео передатчика), LED индикатор Naz-ы.

Один вечер – монтаж нижней части рамы. Камера с подвесом, стабилизатор питания, контроллер, приемник, iOSD, видео передатчик. Разместил всё на ”мозго-раме” из органического стекла. Подвес, логично, избавился от горизонтального поворота. Для компактного размещения пришлось так же удалить корпус приемника.

Для монтажа использовал автомобильный 2-х сторонний скотч и пластиковые стяжки.

Данную компоновку оборудования считаю очень удачной – при раздельном монтаже ничего не мешается, а при соединении рам не требуется ювелирная работа.

Вроде всё, …. но чего-то не хватает. Шасси!

Кусок любимого органического стекала, четыре гвоздя, нержавеющая трубка и Вуаля!

Вес с ходовым аккумулятором 3S2,2A и аккумулятором для видео передатчика 2S0,8A составил1430 грамм. Время полета с ”гирляндой”, 8 минут. Коптера решил назвать ”Гаррик”, чем-то он моего эрдельтерьера напомнил.

Не люблю статьи без видео,…смотрите.

Это нарезка из одной вечерней “полетушки”, в конце ”краш” – в коптер врезался Pitts. После резкого приземления, на один луч пришлось наложить ”шину”, заменить 2-а винта, серву подвеса и штырь стойки GPS.

Ролик “кривой по качеству”, без особого “адреналина и видовых сцен”, ну уж извините – я не G.Lucas; продукты Adobe в процессе освоения, а статья так и просилась в дневник.

Технической и технологической информации в статье содержится немного, но я и не старался написать ”инструкцию / отчёт” или поделиться “уникальными знаниями”. Вместо этого, прослеживается ”эволюция” человека - коптериста, со своими неудачами и победами.

Надеюсь, что “бывалым” немного поднял настроение, а ”зелёных” воодушевил на творчество.

Спасибо за внимание, понимание и усидчивость. Удачи всем!

P.S. страждающему по коптерам земляку могу ”безвозмездно” отдать раму Х525.