Здравствуйте!
Решил поделиться своим первым опытом моделирования.
Эпилог:
Еще со школьных времен была у меня мечта, водрузить парус на Надувнушку «Славянка». Но тогда дальше разговоров дело не пошло. В последующие годы мысли о парусе периодически появлялись и благополучно забывались. И вот в прошлом году, летом, наткнувшись на отчеты о походах туристов-парусников, решил - пора воплощать мечты.
Здравствуйте!
Решил поделиться своим первым опытом моделирования.
Эпилог:
Еще со школьных времен была у меня мечта, водрузить парус на Надувнушку «Славянка». Но тогда дальше разговоров дело не пошло. В последующие годы мысли о парусе периодически появлялись и благополучно забывались. И вот в прошлом году, летом, наткнувшись на отчеты о походах туристов-парусников, решил - пора воплощать мечты. В общем начал строить парусную лодку. Вот что из этого получилось:
Но это уже другая история.
В процессе постройки лодки изучал форумы парусников, и захотелось мне построить деревянную, трейлерную яхту, метров так 5-7 длинной.Но так как для этого нужно подходящее место, времени года 3-5 времени, и совсем другой бюджет, да и технологии неизвестные мне (стеклоткань, эпоксидные смолы и т.д.), неплохо было бы опробовать на чем ни будь поменьше, да тут еще вертолет китайский валялся дома сломанный. Я решил построить РУ модель парусного швертбота «Натали 695» с небольшими изменениями проекта. В отличие от оригинала решил сделать наклонный форштевень и удлинить дно и борта в корме, что бы получилась площадка позади транца (не знаю как это называется), так мне кажется вид более эстетичный. Ну и поставить стационарный вспомогательный двигатель (на оригинале предусмотрена установка подвесного мотора).
Как я уже писал радиооборудование решил использовать от вертолета (китайская игрушка), но при изучении предмета пришло осознание, что ничего от этого девайса использовать не получится т.к. моторы слабые и коллекторные, передатчик-приемник инфракрасный, управление вообще не понятно как реализовано. В итоге найдя этот сайт во всемирной паутине, был сделан заказ:
- двигатель с регулем www.parkflyer.ru/product/1191914/
- передатчик с приемником www.parkflyer.ru/product/8338/
- акуум www.parkflyer.ru/product/8932/
- лебедка судовая www.parkflyer.ru/product/318838/
- сервоприводы www.parkflyer.ru/product/9549/
- вал с винтом www.parkflyer.ru/product/104322/ + резервный винт www.parkflyer.ru/product/7353/зарядкаwww.parkflyer.ru/product/100621/
Сразу хочу извиниться за качество фоток, фотографировал на телефон и не проверил настройки. Уже в процессе постройки пришел нормальный фотик.
И приступил к изготовлению корпуса.
В инете нашел чертежи и перечертил их в «компасе» в масштабе 1:10.
Так как в нашем городе для моделирования невозможно ничего найти, то для шпангоутов пришлось отделять два слоя шпона от фанеры толщиной 6мм., шпангоуты получились 4мм., только транец и мидель шпангоут оставил 6мм..
Киль сделал ламинированный, наборный из деревянных полуметровых (длиннее нет в продаже) линеек.
Все приклеивал на эпоксидку с добавлением древесной муки.
Из этих же линеек напилил реечек и вклеил стрингеры.
Вообще модель можно было построить гораздо быстрее и проще, но у меня была цель строить именно по технологии постройки больших яхт.
После этого корпус был отмалкован и начались поиски материала для закрытия корпуса. Сразу скажу, поиски фанеры 1-2мм. или шпона успехом не увенчались и корпус был закрыт обычным картоном. Картон к стрингерам приклеил на эпоксидку, за которой тоже пришлось ехать в г. Братск (250 км.). После приклейки, картон пропитал эпоксидкой, для того, чтобы он приобрел необходимую жесткость и водонепроницаемость. Далее положил на корпус пять слоев стеклоткани, зашпатлевал и загрунтовал.
Шпатлевать решил автомобильной шпатлевкой т.к. быстро сохнет и обрабатывается гораздо легче эпоксидной смолы и смола мне попалась какая то уж слишком долго застывающая. Т.е. она за первые сутки полимеризуется до состояния отлипа и остается в таком виде 1-2 недели. при обработке мгновенно забивает наждачку. Окончательно встает только после нагрева до 50-70С. на 15-20 минут.
После грунтовки вылезло множество косяков, не заметных ранее. Отложил устранение до закрытия палубы т.к. все равно еще вклеивать фальшкиль, дейвуд, балер, руля.
Перо руля изготовил из текстолита, склеил эпоксидкой две пластины толщиной 5мм., обточил придав обтекаемую форму. Сверху просверлил вертикально отверстие, нарезал резьбу М5 и вкрутил длинную шпильку на эпоксидке. На шпильку накрутил фторопластовую втулку, которая вставляется в балерную трубу. Балерная труба у меня из медной трубки наружным диаметром 10мм., из такой же трубки сделал дейвуд. Для дейвуда выточил на токарном станке втулки из фторопласта, вместо подшипников, и заполнил дейвуд литолом.
Фальшкиль выточил из фанеры 12мм., так же просверлил по два отверстия с каждой стороны по плоскости симметрии, с одной стороны для крепления к корпусу а с другой для крепления бульба.
Бульб, для повышения остойчивости, отлил из свинца в гипсовой форме. Вес бульба получился 1,1кг.
Вот что получилось.Так же сделал румпель из алюминия толщиной 3мм.. Моторама тоже из алюминиевой пластины толщиной 1,5мм. Установил лебедку и сервопривод руля.
Привод руля решил сделать тросовым (капроновой ниткой). Первый спуск на воду (в ванной) показал в общем то работоспособность конструкции, но усилия сервопривода, который я приобрел по неопытности, было явно не достаточно, да и «капроново-ниточный» привод мне не понравился. Так же двигатель показался мне слишком высокооборотистым для водоизмещающего корпуса. Поэтому была собрана вторая посылка:
- Сервопривод - HK15138 Standard Analog Servo 38g / 4.3kg / 0.17s
- Двигатель - HobbyKing Donkey ST3508-730kv Brushless Motor
- Регулятор - HobbyKing Brushless Car ESC 30A w/ Reverse
- Карта программирования регулятора - Карта для программирования автомобильных регуляторов скорости для бесколлекторных двигателей от Hobby King
- Контролер разряда батареи - http://www.parkflyer.ru/product/375916/
Пока шла посылка я закрыл палубу и кокпит шпоном, который остался от расслаивания фанеры для уменьшения толщины (см. выше).Это вид трюма, сделал из потолочки место под аккумулятор.
Затем корпус зашпаклевал и загрунтовал.
После грунтовки естественно обнаружилось множество мелких неровностей и других косячков, поэтому пришлось снова подшпаклевать и зашкурить весь корпус. Изготовил крышки люков. Крышки сделал из потолочной плитки, покрыл в два слоя стеклотканью и зашпаклевал эбокситкой с алюминиевой пудрой в качестве наполнителя.
После шпаклевки и шлифовки, корпус снова загрунтован и окончательно подготовлен под покраску. Крышки лючков обтянул зеркальной тонировочной пленкой. Сразу скажу, получилось не красиво т.к. пленка не тянется, даже при нагревании феном. Позже перетянул крышки черной виниловой пленкой. Рейлинги на крышках несут практически декоративную функцию и изготовлены из медной проволоки, единственный их практический функционал заключается в том, что за концы рейлингов, загнутых в виде крючков цепляются резинки крепящие эти самые крышки. Так же установил степс с возможностью регулировки положения мачты.
Далее сделал мачту из карбоновой удочки, на топе мачты поставил белый светодиод, провода пропустил внутри мачты.
Установил более мощный сервопривод руля, предварительно промазав герметиком все соединения и выход вала.
Так же из алюминия выточил кронштейн крепления вант, ахтерштага на топе мачты, шарнир гика и вантпутенсы. Все детали крепил к мачте при помощи капроновой нитки с эбоксидкой, а вантпутенсы к палубе на саморезы с герметиком.Стаксель сделал полубалансирным, т.е. ось поворота паруса находится позади передней шкаторины. Гик стакселя сделал из той же удочки, что и мачта.
На этих фотографиях мачта раскреплена вантами и штагами из капроновой нитки. Но так как нитка растягивается и не удобно регулировать натяжение штага и положение мачты, я принял решение сделать весь стоячий такелаж из стального троса диаметром 1мм.
После изготовления стоячего такелажа я сделал кормовые и носовой рейлинг а так же стойки лееров ограждения из латунной трубки диаметром 5мм.
Рейлинги и стойки вклеил в корпус эбоксидкой с алюминиевой пудрой. В задние стойки лееров вставил зеленые светодиоды, в заднюю стенку каюты красные.Первоначально ванты и ахтерштаг соединялись с корпусом мягкими тальрепами (из капроновой нити), но регулировка мачты и натяжения штага оказалась очень утомительным занятием, т.к. приходилось множество раз завязывать и развязывать узелки на тальрепах, подтягивая и ослабляя их. Поэтому я решил изготовить пять винтовых тальрепов. Что и было успешно проделано.
Паруса сшил из ткани Оксфорд, плотностью что то около 120г/м2, получились грубоваты, но тоньше подходящего материала не нашел, да и цвет понравился.
Ну и в заключении покраска нижней части корпуса и испытание.
Немного видео испытаний:
под мотором:
под парусом:
И окончательный вариант, обтянул крышки люков винилом и приклеил имитацию иллюминаторов рубки.
И еще немного видео:
Ну вот проект закончен, всем удачи и успехов в моделировании.
Большая работа и эстетически привлекательный результат, интересный отчет, спасибо.
Ткань для парусов 120 г/кв. м - очень сурово. Я пользуюсь вот такими
http://www.aliexpress.com/store/group/Waterproof-Nylon-Fabric/1046016_253732137.html - 45 г/кв. м. Не тянется, не промокает, можно не обрабатывать края, замечательно клеится моментом (гель). Крепить грот к мачте лучше все же кольцами, чтобы не было складок. Крепление тросом препятствует свободному повороту. Не обязательно делать паруса из 8 сегментов, достаточно 3-4. Стаксель как-то странно пузатится, как будто ему серп спереди сделали положительный. Из-за этого и из-за складки на гроте лодка теряет скорость на острых курсах.
В принципе, для парусов гоночных моделей все больше используется не ткань а пленка, типа той, в которую упаковывают букеты. Склеивают ее двусторонним скотчем, для придания профиля используется специальный стапель. Но паруса, пошитые автором модели, выглядят значительно копийнее. Про пришнуровывание передней шкаторины грота к мачте - Вы тоже правы, это не слишком эффективно. Но на небольших шверботах именно такой способ крепления можно встретить. Так что "ходовые качества в обмен на подобие прототипу".
http://rc-club32.ru/conf/viewtopic.php?f=6&t=122#p1406
Дальше по теме картинки реализации.
Жаль только один + можно ставить в обсуждениях таким умельцам !
Следующий этап - ищите единомышленников (на пруду наверное во время запусков подходили , интересовались? ) и собирайте клуб .В коллективе интереснее и плодотворнее работа пойдет. Ведь на этом швертботе вряд-ли остановитесь ?
Удачи !
мало что понимаю в лодках, но красиво+,
иж самому захотелось построгать)), но тогда ж..а точно выселит)))
А развод , как говаривал Малыш - дело житейское. С милым и рай в самодельном швертботе !