Прошло уже более 2-х лет со времени создания самолета X-dream, разработанного для 3D полетов X-dream - рождение мечты . Все это время модель активно эксплуатировалась и модернизировалась. Все доработки были сделаны для улучшения эксплуатационных и пилотажных характеристик. Поскольку есть моделисты, которые повторили мою конструкцию, решил выложить все изменения и дополнения в этой статье. Возможно, это им пригодится. Впрочем, многое применимо и на других моделях.

Расскажу в порядке поступления, то бишь хронологии.

Первое, что я сделал, это поставил законцовочные шайбы на крыле. Они позволили заметно облегчить исполнение фигур «на ноже». Шайбы, правда, не очень хорошо влияют на динамику плоских фигур, поэтому тут важно не перестараться с размером шайб. Размах 95мм, основание 110мм, края 30мм.



Очень быстро заметил, что не хватает руля направления. Это связано с рядом особенностей конструкции, в которые не буду сейчас вдаваться. Тупо увеличил размер руля. Помогло.



Для сравнения, что было и что стало. Высота нового руля 210мм, основание 145мм.



Примерно через год заметил, что хоббикинговские кабанчики разболтались. Стало ясно, что для 3D они не годятся. Решил перейти на вклеенные с развитым посадочным размером аж 50мм.



Вопрос уперся только в материал. Как назло не оказалось под руками тонкого текстолита или дюраля. На глаза попалась тонкая алюминиевая линейка. Из неё и вырезал. Прямо ножницами. Несмотря на хилость материала, уже год работают без проблем. Изгибных нагрузок нет, или они небольшие, а продольные на таком плече держатся с запасом. Зато вес минимальный. Плечо кабанчика 11мм.



Примерно в это же время, из-за легкой аварии, разболталась машинка руля направления. Сделал подкладку из тонкого пластика. Получилось, что стенка фюзеляжа зажата между пластиковой подкладкой и фанерным крепежом машинок. Встала намертво.



Дальнейшие изменения были сделаны недавно и связаны с аварией. Не критичной, но неприятной. Решил попробовать регулятор с прошивкой Simonk. Прошивка не плохая, но вот регуль с Али…. Отказал падла на выходе из виража. Особо не расстроился и решил связать ремонтные работы с давно запланированными доработками.

Особых повреждений не было, конструкция в этом плане продумана, но пришлось усилить стенку фюзеляжа в районе задней кромки, а для этого снять дно фюзеляжа. В связи с этим решил заодно уменьшить высоту стенки фюзеляжа в хвостовой части на 2 см. Дело в том, что я изначально гнался за жесткостью хвостовой части. Но не учел, что это мешает выполнению плоских фигур. Убрал излишки, вид тоже стал поизящней.



Тридешные самолеты это сплошные компромиссы и работа на пределе возможностей. Частенько замечал повышенную температуру регуля, мотора, акков. Не запредельно, но… Короче, раз уж пошли переделки решил увеличить воздухозаборник. Поток стал напрямую попадать на регулятор и далее на аккумулятор. Температуры заметно упали.



Давно хотел поставить самолетку на шасси и давно заказал для этого карбоновые стойки на Паркфлаере Стойка шасси 100мм (карбон)
Товар http://www.parkflyer.ru/ru/product/4502/
. Колесики поставил довольно большие 60 мм. Не очень эстетично, но зато никаких проблем с плохими ВПП.



Шикарные стойки. Под них сделал на дне усиление из 3-х слойной фанеры и приклеил её к переборке у передней кромки крыла и к переборке под крылом. Переборку у передней кромки сделал из бальзы 2,5мм. Стойки прикрутил винтами М3 к алюминиевой пластине для распределения нагрузки.



Заднее рулевое колесо сделал по собственной схеме. Для этого вклеил в дно фюзеляжа отрезок стальной трубочки длиной 25мм, в неё вставил конструкцию из стальной проволоки 1,5мм с колесиком, выточенным из пористого материала, применяемого в обувном производстве. Колесо удерживается и управляется проволочной скобкой на руле направления. Что интересно, колесо получилось съемным.



На этом закончилась, в основном, эпопея с модернизацией. Больше ничего не запланировано. Побочным эффектом стало увеличение веса модели почти на 60 г. Как ни странно, мотор этого практически не заметил. Также сместился ЦТ немного назад. Компенсировал коком. Потерял еще несколько грамм, но получилось даже красиво. Что касается летных характеристик, то они изменились в лучшую сторону, хотя и пришлось немного подстраиваться под новую нагрузку на крыло 24г/дм^2.

Впрочем, об этом можете судить сами по ролику первых вылетов после всего комплекса доработок. Качество съемки, увы, не очень – нет персонального оператора и камеры GoPro. Ну и поправку на исполнение тоже надо сделать. Не асс, конечно, но возможности самолета продемонстрировать попытался.



Красивых моделей и полетов!