Осень нынче выдалась длинная, теплая и в плане творчества весьма насыщенная и плодотворная.
Несколько раз летал над озером, в основном на большой высоте, но было дело - спускался до высоты метров 5 над водой и, как только "пищалка" сработала, сразу ушел в сторону берега, на посадку. Конечно, заманчиво взлетать и садиться с воды, но на постройку "летающей лодки" или гидроплана, того же любимого всеми "Полариса", нужно время, а на дворе уж ноябрь вовсю и когда лёд встанет - не сегодня-завтра, давно уж пора бы.

Откладывать же получение опыта конструирования и пилотирования гидросамолета до весны не хотелось бы - долгие зимние вечера можно с пользой посвятить строительству, чему очень способствовал бы этот самый практический опыт.
Самое оптимальное решение: быстро "переобуть" готовую, хорошо летающую модель на поплавки.
Роль моей "летающей лаборатории" уже давно взял на себя биплан "Юпитер-Юниор" с бортовым №4, о появлении на свет которого я уже рассказывал:
Юпитерианские хроники+120
24 октября 2015 года в 12:06 | Алексей Новоженов Москва
Статья http://www.parkflyer.ru/blogs/view_entry/12398/

Поплавки же были присмотрены от модели "Pinkus Specail", автор (Хилмар Ланге) предполагал использовать их на моделях с взлётной массой 350-500 г. Мой "Юниор" на колёсах весит 250 г, так что в первом приближении годятся нам эти поплавочки.
Рабочие шаблоны поплавков - (schwimmer_a4.rar).
На поплавки пустил лист синей подложки под ламинат 5-мм толщины, заодно выяснил: пачка на пачку не приходится, качество листов очень разнится. Авторскую технологию сборки пришлось малость подправить - в первую очередь закрепить на килевой рамке днищевые листы обшивки, шпангоуты, а потом уж ставить верхние листы и обшивать борта. Кстати, с бортами возникла накладочка в носовой части - детали, вырезанные по шаблонам, не совсем точно сходятся, но это легко устраняется подгонкой по месту.

Взвесил готовые поплавки: 32 грамма каждый. Да ещё крепить их на самолет как-то надо, так что в сумме граммов 70 наберется. Многовато. Приложил поплавки к биплану - и по размеру великоваты. Поразмыслив на досуге решил уменьшить их на 15% - вроде бы геометрия их в этом случае получается более соразмерной моему аппарату. Поборов в себе соблазн сделать новые поплавки из синей подложки, вычертил детали на 4-мм потолочке, оставив по опыту припуски на подгонку деталей обшивки бортов.

Хорошие получились тапочки. По весу: всего 14 г каждая! Покраска добавила, конечно, по 2 г на поплавок, но с таким весом их вполне можно уже было представить стоящими на "Юниоре".
Раму для крепления поплавков соорудил из шашлычного бамбука, термоусадки, ЦА и термоклея. Ширину выбрал по колее колесного шасси, 220 мм. Рама по весу вышла 8 г, рама жесткая, амортизация у неё так себе, грубой посадки не выдержит. С этим вопросом разберемся позже.
Конечно же, поздним вечером аппарат был вынесен на гладкий линолеум и испытан на нем. Всё работает, машина по полу неплохо скользит.
Утром первым делом - на воду.


На плаву держится, дал газу - пошёл, родимый, курс держит, рулем направления управляется. Газку прибавил - машина нос опустила, поплавки на глиссирование выходят, ещё добавил газу - есть отрыв, летим! Два полета сделал на маленьком пятачке, а потом решился на более открытое место перейти, там места больше и обзор лучше.

Спустил на воду - штиль полнейший. Ни волны, ни ряби - вода темная, гладкая. Даю газ, пошел разбег, вот поплавки глиссировать начинают... И тут резко пошел разворот влево. Давлю правую педаль - не хватает. Элеронами отработать не успел. Снимал бы кто на видео этот момент, видно было б, что произошло, но нет, операторы пока ещё все спят. Всё произошло в одно мгновение: вот только мой гидроплан взлетать собирался, а теперь в 20 метрах от берега качается на волнах желтый поплавок... А на дворе - ноябрь.
Впрочем, стихии были к нам благосклонны, "поплавок" ветром обратно к берегу прибило, воды модель особо даже не нахлебалась и ущерба не имела. До конца дня была просушена, а наутро и ледостав пришел. Здравствуй, Зимушка-зима.

Раз в этом году большой воды уже не предвидится, решился поплавки в качестве лыж испытать. А снег - крупа, попробовал - акрил по нему неохотно скользит, посадить-то аппарат и на такой можно, но взлетать неуютно, винтов не напасешься. Немного полетал с рук с посадкой на снег, а потом нашел местечко, где снежок помягче.

Правда, в следующем полете посадка вышла грубее, бальзовое крепление поперечины поплавка раскололось, зато всё остальное осталось целым.
В воздухе "Юниор" с поплавками получился ещё более устойчивым по крену, что неудивительно с таким-то грузом под нижним крылом. Интересно, что с поплавками стало возможным загонять модель в крутое пикирование, из которого ранее биплан норовил вынырнуть. Теперь же он удерживает заданный при входе угол.

Ну вот, эксперимент удался, и есть теперь о чем подумать долгими зимними вечерами:
- мощности мотора "Юниора" вполне хватает для взлёта с воды (Impact 1708);
- для остойчивости поплавки можно ещё на 2-3 см пошире раздвинуть;
- руль на поплавках поможет управлять гидропланом на воде;
- бамбуковую раму можно заменить на углепластиковую, заодно амортизаторы предусмотреть;
- известно положение, занимаемое гидропланом при перевороте на воде.

Благодарю за внимание!
Творческих успехов!