Здравствуйте. Хочу рассказать о моей скромной эпопее по созданию радиоуправляемой модели самолета Madness II.
Все началось с модели Max 3D в симуляторе Phoenix RC:



Оказалось, что у нее есть реальный модельный прототип под названием Madness ll:

Данная модель пользуется популярностью, есть довольно много тем на модельных форумах по ее созданию, разного размаха, под ДВС и электро. Представляет собой бальзовую наборную конструкцию, обтянутую пленкой, имеет крыло с толстым профилем.
На мой взгляд, данная конструкция имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- крыло с толстым профилем обеспечивает подъемную силу на малых скоростях
- наборная бальзовая конструкция имеет малый вес, что очень важно для фан-флая
Минусы:
- крыло с толстым профилем делает невозможным нормальные полеты в ветреную погоду, т.к. оно создает большое сопротивление.
- бальзовый набор, обклеенный пленкой не крашеустойчив, требует отличных навыков пилотирования. И если вдруг «зарулишься» или возникнут проблемы с аппаратурой, при встрече с землей придется переделывать весь самолет, т.к. он в прямом смысле превратится в дрова.

Так как бальза дорогой и редкий в наших краях материал, делать самолет я решил из более доступных материалов: пеноплекса и потолочной плитки.
Я прекрасно понимал, что сделанный таким образом самолет будет тяжелее и полноценного фан-флая уже не получится. Также я уменьшил толщину профиля крыла для нормальных полетов в ветреную погоду. Таким образом, у меня должен был получиться пилотажный самолет, внешним видом напоминающий madness с возможностью отрабатывать простейшие 3D фигуры.
Размах выбрал 1.2м.

Версия 1.

     


Использовалась следующая начинка:
Мотор С2836 850kv с регулятором на 30А и винтом 10х6
Сервы Corona 939MG Metal Gear Servo 2.5kg/ 12.5g/ 0.14sec
Акб Аккумулятор Turnigy 1300mAh 4S 20C Lipo Pack
Фюзеляж коробчатый, нет верхних скруглений в носовой и хвостовой части. Боковины вырезал ножом из 20мм пеноплекса, из него же сделал шпангоуты. Верх и низ зашивались потолочкой. Кабина из потолочки на каркасе из пеноплекса. Моторный шпангоут из 50мм пеноплекса. Крестовина мотора крепилась на шурупах с пластиковыми чопиками, которые вклеивались в пеноплекс на термоклей. Крыло вырезал струной из 50мм пеноплекса. Элероны и хвостовое оперение из двойной потолочки, склеенной крест-накрест. Стабилизатор съемный, крепится все теми же шурупами к пластиковым чопикам, вклеенным в пеноплекс.
У данной версии было несколько недостатков:
1. Навеска руля поворота и половинок руля высоты на скотч. После пары полетов начался сильный люфт.
2. Задняя центровка из-за легких мотора и аккумулятора(250г) и 3-х серв в самом хвосте. Пришлось сделать тяжелое шасси и даже поставить пару запасных колес в нос самолета))) правда положения это не сильно исправило.
3. Слабый мотор (тяга 1.3кг при весе самолета 1,1кг)
4. Размах крыла получился 112см против намеченного 120см.

И наконец, самой главной проблемой оказалось периодическое пропадание связи в аппаратуре. Выражалось это в том, что каждые 10-15с связь пропадала на 2-3с и когда она восстанавливалась, не всегда получалось «вытянуть» самолет. Падения обходились без критических повреждений. Вырывало шасси, моторный шпангоут.

 

 
Версия 2.

Было решено менять ВЧ-часть аппаратуры, а пока велся поиск подходящей замены, самолет временно был переведен на optic 6 моего друга. С одним, правда «косячком» о котором я расскажу ниже.
Был полностью переделан хвост, все посажено на петли. Руль высоты сделан цельным, приводился в движение одной сервой. Руль направления также был видоизменен. Элероны подключены через Y-кабель.
       
И самое главное, для борьбы с задней центровкой, а также для увеличения тяговооруженности был установлен новый двигатель NTM3548 900kv вот такой NTM Prop Drive 35-48 Series 900KV / 815W с регулятором на 60А и винтом 12х6. Аккумулятор 4s 2650mah такой Turnigy nano-tech 2650mah 4S 35~70C Lipo Pack С морды убраны «запасные колеса». В итоге получилось тяга 2.5кг при массе модели 1.5кг. 

Старые мотор и акб в сравнении с новыми:
        
видео полетов версии 2:


 А теперь самое главное. Помните о том «косячке» optic 6 о котором я упоминал? Так вот, в свое время аппу переполюсовали, потом восстановили, но не до конца. Она работает, но не запоминает настроек! Ни триммеров, ни реверсов. Приходится каждый раз после включения настраивать реверсы. Ну и как обычно по закону подлости один раз забыли. Как результат классический краш из-за реверса элеронов..

Результат аварии на фото:

             


Передняя половина самолета всмятку. Вырваны моторный шпангоут, шасси вместе с нижней половиной морды, треснули и помялись боковины фюзеляжа, сломалась линейка. Лопнуло пополам крыло.
Недостатки данной версии:
- крыло без усиления линейкой «играет» в полете, особенно на виражах и фигурах
- недостаточный размах крыла и, следовательно, большая нагрузка на крыло, что чревато сваливанием на низких скоростях, также высокая посадочная скорость, что постоянно приводило к отрыву шасси даже при не очень жестких посадках.

Версия 3.
На данном этапе остановлюсь подробнее.
Дело в том, что часть фюзеляжа от кабины до хвоста осталась абсолютно невредимой, это и натолкнуло меня на мысль воплотить давно витавшую в голове идею о разборном самолете. Сделать крыло и фюзеляж разборным. Стабилизаторы у меня съемные. В идеале весь самолет должен помещаться в коробку, длиной в половину размаха.
Еще одним фактом, подтолкнувшим меня к восстановлению самолета стало прибытие ко мне вч-модуля с приемником frsky. Это означало, что я мог наконец-то нормально управлять своей аппой.
Также решено было сделать скругления в верхней части фюзеляжа, чтобы модель была больше похожа на оригинал.
По поводу располовинивания фюзеляжа. Есть 2 варианта на мой взгляд: 

 
 Я выбрал второй, т.к. соединять половинки я планировал шурупами с пластиковыми чопиками и при таком соединении их проще заручивать, да и площадь соприкосновения половинок больше.
Итак начнем.
Берем хвост, отрезаем переднюю часть. Срезаем с верхней части несколько сантиметров пеноплекса. Сюда будет установлена полукруглая крышка из пеноплекса.

  

Вырезаем из 5см пеноплекса по шаблонам верхнюю крышку.

   


Аналогично вырезаем и переднюю крышку. Полученные заготовки заднего и переднего скруглений до и после ошкуривания.

   

Вырезаем из 2см пеноплекса заготовки для передней части. Вырезаем углубления и вклеиваем линейки. Я выбрал 40см линейки и вклеил их целиком.

   

Вырезаем 2 дугообразных заготовки, склеиваем их вместе. К вертикальной части будет крепиться мотор, к горизонтальной части площадка с шасси. Вклеиваем их между нашими половинками фюзеляжа.

  
 
В хвостовую часть вклеиваем шпангоут из 5см пеноплекса, далее вклеиваем в него чопики для шурупов, которыми будут скрепляться половинки. Прожигаем паяльником углубления для чопиков крепления мотора. Вклеиваем чопики на термоклей.
  

В передней части фюзеляжа в месте скрепления половин, вклеиваем шпангоут из пеноплекса с накладкой из толстого плотного картона. Соединяем половины и скрепляем шурупами.

  

 

Обклеиваем фюзеляж скотчем. Раскраска осталась прежней. Синий верх красный низ. Передняя крышка сделана съемной для доступа к регулятору и мотору. Устанавливаем заднюю поворотную стойку. Из-за сильно сдвинутого назад киля и сервы РВ на стабилизаторе сделать стойку приводимой в движение от РП не получилось. Вышел из положения, установив ее под сервой и сделав короткую тягу специально для стойки. 

   

   

   

С фюзеляжем закончили. Переходим к крылу.

Крыло.
Отрезаем центральную часть. Вырезаем новую из пеноплекса. Шаблоны я немного удлинил, чтобы ширина центроплана ровнялась ширине консолей с элеронами. Так крыло выглядит более цельным, да и площадь больше. Чтобы уменьшить нагрузку на крыло размах сделал 1.3м. 

     

    



От одной из корок, оставшихся после вырезания крыла, отрезаем кусок шириной 10-12см и приклеиваем его в центр крыла. Он обеспечивает лучшее прижимание крыло резинками. Чтобы резинки не проминали пеноплекс, по краям наклеивается кусочки уголков из пластика. Готовое крыло крепится к фюзеляжу резинками к 2 трубкам от антенны, вклеенным в фюзеляж.

  

  
 Осталось только установить и настроить электронику и можно в полет!

Фото готовой модели.

   


  

  

  

  

В том же самом месте и ракурсах, что и первая версия

  

Ну и наконец, видео полетов:


В заключении хочу сказать, что увеличение размаха улучшило летные характеристики. Самолет стал увереннее планировать, легче садиться. Взлетный вес в итоге получился 1450г при тяге мотора в 2500г. В будущем, планирую сделать разборное крыло и нормальный фонарь из ПЭТ.
Прошу сильно не пинать, это моя первая статья. С радостью отвечу на вопросы, с уважением приму конструктивную критику.

Всем спасибо за внимание.